Б.А. Кистяковский как методолог, философ и социолог права

 
Код статьиS013207690004441-7-1
DOI10.31857/S013207690004441-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 3
Страницы149-158
Аннотация

В статье анализируется политико-правовая концепция Б.А. Кистяковского; показан вклад русского юриста в вопросы гносеологии и аксиологии права с позиции неокантианской философии и методологии в области гуманитарных наук начала XX в. Автор уделяет внимание вопросам социально справедливого государства в интерпретации Б.А. Кистяковского.

Ключевые словафилософия права, история политических и правовых учений, неокантианство, методология юридической науки
Получено25.03.2019
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов38241
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 В настоящее время в отечественной юриспруденции не ослабевает интерес к классическим политико-правовым идеям, представленным, в частности, русскими дореволюционными правоведами. К таким «образцам», или «золотому фонду» русской философии права, следует отнести теорию методолога и социолога права, государствоведа Богдана Александровича Кистяковского (1868 - 1920). Его работы, несмотря на философский аспект разрабатываемых проблем, оказали влияние на юридическую науку. Многие замечания ученого в области теории и социологии права позволили уяснить особенности социо-гуманитарных наук в начале XX в. Неокантианец по методологической направленности и духу своего учения, он обосновывал множественность теоретических подходов в области правопонимания, оценивал право в качестве «культурного блага» в системе ценностных координат, развивал идеи правового и социально справедливого государства. Его рассуждения по вопросам гносеологии и аксиологии права можно обобщить, представив в виде нескольких блоков вопросов.
2

Методология социально-гуманитарных наук. Гносеология права

3 На рубеже XIX - XX вв., по оценкам Кистяковского, в научной среде наблюдалась неудовлетворенность исследованиями в социальной области. Такое состояние в науке он объяснял неуверенностью в достоверности знаний: в социальной сфере нет ничего объективного, прочно установленного, неопровержимо доказанного. Социальное знание представляло собой эклектику и субъективизм: оно было представлено противоречивыми мнениями, домыслами, построениями, из которых каждый выбирал те идеи, которые ему больше нравились. Кроме этого, рассуждал русский юрист, если в области естествознания возможны научная разработка и опыты, не затрагивающие проблем гносеологии, то в социальных науках проблемам познания уделяется особое внимание. Сам по себе факт различных оценок естественнонаучного и социально–научного знания в начале XX в. благодаря речам и публикациям В. Виндельбанда (1848 - 1915) и особенно сочинениям Г. Риккерта (1863 - 1936)1 для специалистов был очевиден; Б.А. Кистяковский же ставил задачу дополнить позитивно-научный метод нормативной этикой в духе философии И. Канта. С этих позиций он, как справедливо подчеркивает В.Н. Жуков, требует изучения не столько реально существующих проявлений государства и права, сколько их образов в сознании человека2. Отстаивая нормативный характер сознания, Кистяковский убежден, что научное познание социальной материи будет всегда обращаться к идее долженствования3. 1. В России неокантианская методология различения наук была известна в первую очередь благодаря переводам работ Риккерта (см.: Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., 1903; Его же. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911).

2. См.: Жуков В.Н. Кантианство и неокантианство в русской социологии права // Государство и право. 2015. № 9. С. 23.

3. «В то время как естественные науки исследуют все совершающееся как необходимо происходящее, отдельные дисциплины научной философии устанавливают и подвергают анализу долженствующее быть. Для естествознания высшим принципом является закон природы, для научной философии – нормы, или общеобязательные правила, теоретического мышления, практической деятельности и художественного творчества. Объединяющей категорией для всех естественных наук служит категория естественной необходимости; объединяющая категория для отдельных дисциплин научной философии выражается в сознании должного» (см.: Кистяковский Б.А. В защиту научно-философского идеализма // Кистяковский Б.А. Философия и социология права / сост., прим., указ. В.В. Сапова. СПб., 1998. С. 120).
4 Б.А. Кистяковский предстает последователем философии И. Канта и европейских неокантианцев: в ракурсе социальных наук человек предстает и как продукт природы, и как творец, деятель культуры. Здесь возникает методологическая сложность, на которую указывает юрист: исследуя одновременно и социальные явления, и оценки человеческих целей и идеалов, нельзя провести четкую грань между социальной наукой, нацеленной на изучение объективных данных, и социальной философией, оценивающей человека, общество, право, государство с точки зрения их смысла и ценностных установок4. Однако для Кистяковского принципиально важным было не только (и не столько) разделить области социальной науки и философии, но и показать научный характер социальных исследований. 4. Основываясь на этом положении, Б.А. Кистяковский критикует работу «Философия хозяйства» С.Н. Булгакова и теорию Р. Штаммлера. Оценивая работу русского философа, он заявляет, что это не столько «философия хозяйства», сколько «философия культурной деятельности человека», «социально-научная часть книги С.Н. Булгакова чересчур кратка, схематична и суммарна». Социальная система Р. Штаммлера, несмотря на то что дает импульс для социальных исследований, в целом оказывается несостоятельной (см. подр.: Кистяковский Б.А. Проблема и задача социально-научного познания // Кистяковский Б.А. Философия и социология права / сост., прим., указ. В.В. Сапова. С. 21).

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1811

Оценка читателей: голосов 0

1. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства / пер. с фр. М., 1908. С. 93.

2. Еллинек Г. Система субъективных публичных прав. СПб., 1905.

3. Жуков В.Н. Кантианство и неокантианство в русской социологии права // Государство и право. 2015. № 9. С. 23.

4. Кант И. О поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики» // Кант И. Соч. Т. 1. Трактаты и статьи (1784 - 1796). М., 1994. С. 343, 337.

5. Кистяковский Б.А. В защиту научно-философского идеализма // Кистяковский Б.А. Философия и социология права / сост., прим., указ. В.В. Сапова. СПб., 1998. С. 120.

6. Кистяковский Б.А. Государственное право (Общее и русское). Лекции Б.А. Кистяковского, читанные в Московском Коммерческом Институте в 1908/9 акад. году // Кистяковский Б.А. Философия и социология права / сост., прим., указ. В.В. Сапова. С. 249, 421, 422, 425, 427, 470.

7. Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии и психологии. Кн. 85. 1906, нояб. - дек.

8. Кистяковский Б.А. Права человека и гражданина // Вопросы жизни. 1905. № 1.

9. Кистяковский Б.А. Проблема и задача социально-научного познания // Кистяковский Б.А. Философия и социология права / сост., прим., указ. В.В. Сапова. С. 21.

10. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право: очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916 // Кистяковский Б.А. Философия и социология права / сост., прим., указ. В.В. Сапова. С. 211, 212, 217, 221, 243–245, 258.

11. Менгер А. Новое учение о государстве / пер. с нем. Б.А. Кистяковского. СПб., 1905.

12. Муромцев С.А. Право и справедливость // Сб. правоведения и общественных знаний. Труды Юридического общества, состоящего при Импер. Москов. Унив., и его статистического отделения. Т. 2. СПб., 1893; см. также: Его же. Определение и основное разделение права. М., 1879.

13. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996.

14. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., 1903.

15. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911.

16. Сапов В.В. Б.А. Кистяковский о природе социологического знания // Философия права: П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский / под ред. Е.А. Прибытковой. М., 2018. С. 274 - 290.

17. Тарановский Ф.В. Догматика положительного государственного права во Франции при старом порядке. Юрьев, 1911.

18. Тарановский Ф.В. Юридический метод в государственной науке. Очерк развития его в Германии. Историко-методологическое исследование. Варшава, 1904.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх