Taking into account people's opinion when changing borders or transforming the territories of municipalities and subjects of the Russian Federation

 
PIIS013207690004439-4-1
DOI10.31857/S013207690004439-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Pyatigorsk state University
Address: Russian Federation
Affiliation: North-Caucasian Federal University
Address: Russian Federation
Journal nameGosudarstvo i pravo
EditionIssue 3
Pages142-148
Abstract

The article is devoted to the problem of people's participation in the procedure for the transformation of territories and the procedure for changing the boundaries of municipalities and subjects of the Russian Federation. The municipal, regional and federal levels of people's participation in resolving territorial issues are consistently studied. The authors expand the spectrum of forms of participation for the population in solving the named issues of territories’ transformation. The current state of federal and regional legislation and the perspectives for their improvement are analyzed. The authors conclude that the present system of people's participation in resolving issues of the territories’ transformation prove to be imperfect and incompletely democratic; moreover, there are essential gaps in the legislation compiling the international treaties and changing the state borders of the Russian Federation.

Keywordsdemocracy, territory, federal subject, local government, people, change of borders, settlement, state border
Received25.03.2019
Publication date28.03.2019
Number of characters23404
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 В последние годы на фоне активизации деятельности по укрупнению территориальных образований, как муниципалитетов, так и субъектов Российской Федерации, наметилась тревожная тенденция последовательного отказа населения от непосредственного участия в решении столь важных вопросов.
2 На сегодняшний день в полной мере демократичной является процедура создания нового субъекта в составе Российской Федерации. Эта процедура закреплена Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»1, предусматривающим выражение согласия населения на принятие или образование субъекта федерации путем проведения референдума. 1. См.: СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I), ст. 4916.
3 Однако в случаях иных территориальных преобразований ситуация несколько иная, более тревожная. К тому же анализ отдельных, уже осуществленных процедур показывает не только недостаточную демократичность, подчас игнорирование мнения населения по важнейшим вопросам территориального (государственного) устройства, но и значительный конфликтный потенциал, возможность серьёзного ухудшения социально-экономического положения населения отдельных территорий, нарушения прав и свобод граждан Российской Федерации.
4 Итак, рассмотрим пробелы, проблемы и потенциальные риски в процедурах территориальных трансформаций на муниципальном и региональном уровнях. Наиболее часто такие процедуры осуществляются на уровне местного самоуправления.
5 В настоящее время нормативно-правовое регулирование территориальных вопросов и процедур муниципального образования осуществляется ст. 131 Конституции РФ, ст. 5 Европейской хартии местного самоуправления2 и ст. 10-13.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3. 2. См.: СЗ РФ. 1998. № 36, ст. 4466.

3. См.: СЗ РФ. 2003 г. № 40, ст. 3822.
6 Статья 5 Европейской хартии местного самоуправления закрепляет необходимость предварительных консультаций с соответствующими местными общинами при решении территориальных вопросов, оговаривая преимущественное использование референдума, если это, по формулировке Хартии, «позволяет закон». Таким образом, устанавливая определённый демократический стандарт, Хартия, тем не менее, обозначает его как идеал, а не как императивное требование. Категория «согласие населения» в большинстве случаев конкретизируется законодателем не как применение одной из форм непосредственной демократии, а как решение представительного органа местного самоуправления. Население непосредственно выражает свою волю при изменении границ муниципальных районов, если поселения или населённые пункты попадают на территорию другого муниципального района – согласно п. 3 ст. 12 Закона о местном самоуправлении; при разделении поселения на несколько поселений ̶ согласно п. 5 ст. 13. В этом случае возможен выбор из двух вариантов процедур: «голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования» и «сход граждан», а также «учёт мнения» представительных органов обоих районов.

Price publication: 0

Number of purchasers: 2, views: 2035

Readers community rating: votes 0

1. Avak'yan S.A. Nuzhna li konstitucionnaya reforma v Rossii? // Konstitucionnoe i mu-nicipal'noe pravo. 2012. ¹ 9. S. 2–9.

2. Dan'ko A.A. Problemy territorial'nogo ustrojstva sub"ektov Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2015. S. 141.

3. Zabelina M.V. Granicy sub"ektov Rossijskoj Federacii: ponyatie, status, funkcii, pravovoe zakreplenie // Pravo i politika. ¹ 1. 2013. S. 18 - 26.

4. Komarova V.V. Institut referenduma v sovremennoj Rossii. STP 2, 2014 // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

5. Majboroda E.T., Capko M.I. Respublika Dagestan v informacionnom prostranstve: sovremennoe sostoyanie i perspektivy pozitivnyh transformacij // Etnicheskie problemy sov-remennosti. Vyp. 16. Stavropol', 2011 [Elektronnyj re-surs] – Rezhim dostupa: URL: http://www.politpravo.info/content/view/79/13/ (data ob-rashcheniya: 26.11.2017).

6. Narutto S.V. K voprosu ob izmenenii Gosudarstvennoj granicy // NB: Admini-strativnoe pravo i praktika administrirovaniya. 2013. ¹ 12. S. 35–50 [Elektronnyj resurs] – Rezhim dostupa: URL: http://e-notabene.ru/al/article_10698.html (data obrashcheniya: 26.11.2017.)

7. Chertkov A.N. Pravovoe regulirovanie ustanovleniya i izmeneniya granic sub"ektov Rossijskoj Federacii kak prostranstvennogo predela ih territorij // Zhur-nal ross. prava. 2009. ¹ 9. S. 17 - 26.

Система Orphus

Loading...
Up