Realization of the legal social state principles in civil procedure law method

 
PIIS013207690004436-1-1
DOI10.31857/S013207690004436-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Kaluga Regional Court
Address: Russian Federation
Journal nameGosudarstvo i pravo
EditionIssue 3
Pages124-132
Abstract

Legal regulatory method in the legal social state is to be corresponded with the principles and target settings of this state. Thereby the prevalent importance in legal regulatory method must be given to the law enforcement function, terms of rule of law ensuring and other legal state principles, and social function that must be reflected in different elements of this branch of law methods. On the subject of the court imperative regulatory methods are predominant, whereby the court is obliged to wholly execute its authority; to establish conditions ensuring the completeness of the procedural legal facts and at the same time the elimination of the negative consequences of the faulty legal facts, in particular procedural facts caused by the mistakes and the misconception of the parties. The sanctions influencing the procedural opportunities of the parties must be commensurate with the made breach.

Keywordslegal state, social state, Rule of Law, legal regulatory method, civil procedure method, controversy, procedural facts, imperative method, dispositive principle, procedural sanctions
Received25.03.2019
Publication date28.03.2019
Number of characters34593
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Статья 1 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация –демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В научной литературе выделяются различные принципы, признаки и свойства правового государства1. И всё же можно говорить о некоторых устоявшихся в теории права позициях и выделить ряд основных свойств правового государства, которые в той или иной форме признаются большинством авторов. К их числу относятся, в частности, такие свойства, как: верховенство права; приоритет и обеспечение прав, свобод и законных интересов личности; разделение властей. В числе признаков правового государства важнейшее значение имеет и такой признак, как самоограничение власти, который в значительной степени является необходимым условием реализации указанных выше свойств правового государства. 1. См., напр.: Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. М., 2010. С. 115; Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / под ред. В.А. Томсинова. М., 2008. С. 173; Нерсесянц В.С. Философия права: учеб. для вузов. М., 2005. С. 103–106.
2 Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
3 Как и в отношении правового государства, в научной литературе приводятся различные позиции о свойствах и признаках социального государства2. В обобщенном виде можно констатировать, что практически всеми авторами к числу основных свойств социального государства наряду с иными свойствами относится создание трудоспособным гражданам условий труда, позволяющих обеспечить себе и семье достойную жизнь и развитие, а также забота о материальном благосостоянии нетрудоспособных и социально незащищенных граждан. При этом справедливо отмечается недопустимость поощрения иждивенческой психологии. Можно сказать, что в числе признаков социального государства важнейшее значение имеет такой признак, как самообязывание власти. 2. См., напр.: Шапошников С.П. Социальное государство: теоретико-правовая модель: автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2010. С. 10, 11; Магомедов Ш.Б., Бутаев Г.Р. Теоретические основы социального государства на современном этапе // Росс. юрид. журнал. 2012. № 1. С. 7–17.
4 Применительно к предмету настоящего исследования представляется важным особо выделить такие свойства социального государства, как признание человека высшей ценностью, особая защита социально незащищенных членов общества, взаимная ответственность государства и личности и солидаризация общества.
5 Конституционные положения о правовом и социальном государстве не могут не реализовываться в отраслевом законодательстве и в методах правового регулирования различных отраслей права, включая метод гражданского процессуального права.
6 В правовом социальном государстве метод правового регулирования в гражданском процессе, как и в любой другой отрасли права, должен соотноситься с основными свойствами, принципами и целевыми установками правового и социального государства. Он должен в полной мере способствовать проведению в жизнь принципов приоритета прав личности и верховенства права, а также реализации социальных функций государства, в частности защиты прав социально незащищенных граждан и снижения уровня конфликтности в обществе. Поскольку согласно ст. 123 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, то метод гражданского процессуального права должен быть ориентирован на эффективную реализацию преимуществ такой состязательной модели судопроизводства в указанных выше целях. С учетом главенствующего характера положений ст. 1 и 7 Конституции РФ о правовом и социальном государстве названные цели должны предопределять основные характеристики метода гражданского процессуального права. Важная роль в этом отводится средствам и способам правового регулирования, в которых в различной форме отражаются такие проявления свойств правового социального государства, как самоограничение и самообязывание власти.

Price publication: 0

Number of purchasers: 2, views: 1210

Readers community rating: votes 0

1. Alekseev S.S. Problemy teorii prava. Osnovnye voprosy obshchej teorii sociali-sticheskogo prava: kurs lekcij: v 2 t. T. 1. Sverdlovsk, 1972. S. 134, 135.

2. Bonner A.T. Izbr. trudy po grazhdanskomu processu. SPb., 2005. S. 218.

3. Bonner A.T. Primenenie normativnyh aktov v grazhdanskom processe: avtoref. dis. … d-ra yurid. nauk. M., 1980.

4. Bonner A.T. Sootnoshenie vlastnosti i dispozitivnosti v razvitii grazhdanskih processual'nyh pravootnoshenij // Bonner A.T. Izbr. trudy po grazhdanskomu pro-cessu. SPb., 2005. S. 97.

5. Vas'kovskij E.V. Kurs grazhdanskogo processa. T. 1. M., 1913. S. 625.

6. Vitruk N.V. Obshchaya teoriya yuridicheskoj otvetstvennosti. M., 2008. S. 155, 187.

7. Zagajnova S.K. K voprosu o grazhdanskoj processual'noj pravosposobnosti // Ross. ezhegodnik grazhdanskogo i arbitrazhnogo processa. 2004. ¹ 3 / pod red. V.V. Yarkova. SPb., 2005. S. 96.

8. Zor'kin V.D. Sovremennyj mir, pravo i Konstituciya. M., 2010. S. 115.

9. Komarov V.V. Metod pravovogo regulirovaniya grazhdanskih processual'nyh otnoshenij: avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. Har'kov, 1980. S. 10, 11.

10. Lejst O.E. Sushchnost' prava. Problemy teorii i filosofii prava / pod red. V.A. Tomsinova. M., 2008. S. 173.

11. Magomedov Sh.B., Butaev G.R. Teoreticheskie osnovy social'nogo gosudarstva na so-vremennom etape // Ross. yurid. zhurnal. 2012. ¹ 1. S. 7–17.

12. Nersesyanc V.S. Filosofiya prava: ucheb. dlya vuzov. M., 2005. S. 103–106.

13. Fokina M.A. Mekhanizm grazhdanskogo (arbitrazhnogo) processual'nogo dokazyvaniya: voprosy teorii i praktiki // Tendencii razvitiya grazhdanskogo processual'nogo prava Rossii: sb. nauch. st.: po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashchen-noj pamyati prof., d-ra yurid. nauk, zasluzhennogo rabotnika vysshej shkoly RF N.A. Chechinoj. SPb., 2008. S. 286.

14. Shaposhnikov S.P. Social'noe gosudarstvo: teoretiko-pravovaya model': avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. SPb., 2010. S. 10, 11.

15. Sherstyuk V.M. Sistema sovetskogo grazhdanskogo processual'nogo prava (Voprosy teorii). M., 1989. S. 86.

16. Shcheglov V.N. Grazhdanskoe processual'noe pravootnoshenie. M., 1966. S. 30, 31.

17. Yarkov V.V. Yuridicheskie fakty v civilisticheskom processe. M., 2012. S. 44–81.

Система Orphus

Loading...
Up