Problems of regulation of functions of providing the state services in the field of internal affairs

 
PIIS013207690004425-9-1
DOI10.31857/S013207690004425-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Kikot Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia
Address: Russian Federation
Journal nameGosudarstvo i pravo
EditionIssue 3
Pages50-60
Abstract

The article deals with the legal and organizational aspects related to the function of the Ministry of internal Affairs of Russia to provide public services to individuals and legal entities. special attention is paid to the administrative and legal aspect of the problem on the basis of which proposals are formulated to improve the work of the police in this area.

Keywordsservice, function, Ministry of interior, the police, the efficiency, regulation, legislation, reform, regulation, impact, sphere, the provision of, the Board
Received25.03.2019
Publication date28.03.2019
Number of characters40783
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Полиция является одним из самых универсальных правоохранительных органов, осуществляющих свои функции в сферах государственного управления, взаимодействует с гражданами и организациями по самым различным поводам и основаниям. Если правоохранительный аспект работы полиции исследован более чем основательно, то проблемы работы полиции в сфере предоставления государственных услуг практически не раскрыты. В этой связи есть объективная необходимость обратить внимание на соответствующий вопрос.
2 Функции полиции законодатель определил в качестве основных направлений ее деятельности. Данные функции имеют ярко выраженную правоохранительную направленность и предполагают широкую возможность применения мер государственного, прежде всего административного и уголовного, принуждения. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции»1 деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям (законодатель не использует устоявшийся в юридической науке термин «функция», идентичный по содержанию термину «основное направление». – Авт.): 1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; 4) розыск лиц; 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; 6) обеспечение правопорядка в общественных местах; 7) обеспечение безопасности дорожного движения; 9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере частной детективной (сыскной) деятельности; 11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; 12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности. Законодатель специально указал, что вышеперечисленные направления являются для полиции основными, т.е. приоритетными, но такой подход не исключает, а, напротив, дает основание говорить, что наряду с ними могут осуществляться и направления «неосновные». В теории государства и права широко распространенной классификацией функций государства является их подразделение (в зависимости от степени их важности) на основные и неосновные функции. Причем такая классификация признается не только желательной, но и объективно необходимой2. Поскольку функции государственных органов (той же полиции) производны от функций государства, подобная классификация в полной мере применима и в отношении них. Следует сказать, что предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел не указано в законе среди основных направлений деятельности полиции. Подобная неопределенность может трактоваться двояким образом. Прежде всего законодатель мог исходить их того, что государственные услуги предоставляются полицией в рамках основных направлений ее деятельности, и специально выделять данное направление и оформлять его нормативно нет необходимости. В пользу подобной трактовки говорит то обстоятельство, что Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. «О полиции» принимался уже после того, как институт государственных услуг достаточно четко юридически оформился в принятом ранее Федеральном законе от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»3. Поэтому введение соответствующих норм в профильный «полицейский закон» законодатель мог посчитать избыточным. Таким образом, деятельность полиции по предоставлению государственных услуг как бы «растворилась» в рамках основных направлений ее деятельности. Впрочем, возможна и иная трактовка. Законодатель мог исходить и из того, что государственные услуги предоставляются полицией вне основных направлений, а потому представляют некое самостоятельное «неосновное» направление ее деятельности, специально не выделенное в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. «О полиции», реализуемое на основе норм общего для всех субъектов предоставления государственных услуг, включая полицию. Попробуем определиться и обосновать авторскую позицию. 1. См.: СP РФ. 2011. № 7, cт. 900.

2. См.: Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. М., 2015. С. 240.

3. См.: СЗ РФ. 2012. № 31, ст. 4173.

Price publication: 0

Number of purchasers: 2, views: 1193

Readers community rating: votes 0

1. Avrutin Yu. E. Nuzhna li strategiya organizacionno-pravovogo stroitel'stva policii? (Razmyshleniya o nekotoryh problemah reformirovaniya MVD Rossii) // Administrativnoe pravo i process. 2017. ¹ 3. S. 13.

2. Barcic I.N. Reforma gosudarstvennogo upravleniya v Rossii: pravovoj aspekt. M., 2007. S. 166.

3. Bel'skij K.S. O funkciyah ispolnitel'noj vlasti // Gosudarstvo i pravo. 1997. ¹ 3. S. 19.

4. Bel'skij K.S. Policejskoe pravo: lekcionnyj kurs / pod red. A.V. Kurakina. M., 2004. S. 34.

5. Biketov O.I., Oparin V.N., Surgutskov V.I. Novaya sistema pravoohranitel'nyh policejskih organov Rossijskoj Federacii i pravoohranitel'nyj poli-cejskij nadzor // Aktual'nye voprosy kontrolya i nadzora v social'no znachi-myh sferah deyatel'nosti obshchestva i gosudarstva: materialy II Vseross. nauch.-prakt. konf. (Rossiya, g. Nizhnij Novgorod, 9 - 10 iyunya 2016 g.) / otv. red. A.V. Martynov. N. Novgorod, 2016. S. 117.

6. Boshno S.V. Teoriya gosudarstva i prava. M., 2007. S. 330.

7. Davydov K.V. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya rossijskogo za-konodatel'stva ob administrativnyh procedurah. Proekt federal'nogo zakona “Ob adminis-trativnyh procedurah i administrativnyh aktah” // Zhurnal ad-ministrativnogo sudopro-izvodstva. 2017. ¹ 1. S. 50.

8. Zimin E.A. Mekhanizm obespecheniya konstitucionnyh prav cheloveka v sfere deya-tel'nosti policii (na primere SShA): dis. … kand. yurid. nauk. M., 2015. S. 16.

9. Kikot' V. Ya. Organizacionno-pravovoe i informacionnoe obespechenie realizacii kadrovoj politiki MVD Rossii v sfere podgotovki kadrov: avtoref. dis. … d-ra yurid. nauk. M., 2002. S. 32.

10. Krickaya M.S. Obshchestvennyj kontrol' administrativnoj deyatel'nosti policii (pravovye i organizacionnye aspekty): dis. … kand. yurid. nauk. Voronezh, 2017. S. 112.

11. Marchenko M.N., Deryabina E.M. Teoriya gosudarstva i prava. M., 2015. S. 240. 241.

12. Matveev S.P. Ponyatie i genezis policejskoj deyatel'nosti // Vestnik Voronezhskogo gos. un-ta. Ser. “Pravo”. 2015. ¹ 2. S. 105.

13. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Teoriya gosudarstva i prava. M., 2015. S. 59.

14. Mickevich L.A. Osnovy administrativnogo prava Germanii. Krasnoyarsk, 2002. S. 12, 121.

15. Nurgaliev R.G. Organy vnutrennih del i ih rol' v obespechenii social'no-ekonomicheskoj bezopasnosti strany. M., 2010. S. 10, 47.

16. Ryuden E.Yu., Astapenko P.N., Derbicheva S.A. Administrativnaya modernizaciya po-licejskoj sluzhby: strategiya i metodologiya (Praktika Federativnoj Respubliki Germanii i Rossijskoj Federacii v sravnitel'nom analize). M., 2011.

17. Tekst oficial'nogo vystupleniya V.A. Kolokol'ceva na rasshirennom zasedanii kollegii MVD Rossii. URL: https://mvd.rf/news/item/9628493 (data obrashcheniya: 12.12.2017).

18. Tihomirov Yu. A. Pravovye aspekty administrativnoj reformy // Zakonodatel'stvo i ekonomika. 2004. ¹ 4. S. 31.

19. Yackin A.V. Pravovoe regulirovanie administrativnoj reformy: avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 2007. S. 21.

Система Orphus

Loading...
Up