Проблемы регламентации функции предоставления государственных услуг в сфере внутренних дел

 
Код статьиS013207690004425-9-1
DOI10.31857/S013207690004425-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя
Адрес: Российская Федерация
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 3
Страницы50-60
Аннотация

В статье рассматриваются правовые и организационные аспекты, связанные с обеспечением функции МВД России по предоставлению государственных услуг физическим и юридическим лицам. Особое внимание обращается на административно-правовой аспект обозначенной проблемы, на основании чего формулируются предложения по совершенствованию работы полиции в данном направлении.

Ключевые словауслуга, функция, МВД, полиция, эффективность, регламент, правовой акт, реформа, регулирование, воздействие, сфера, предоставление, правление
Получено25.03.2019
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов40783
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Полиция является одним из самых универсальных правоохранительных органов, осуществляющих свои функции в сферах государственного управления, взаимодействует с гражданами и организациями по самым различным поводам и основаниям. Если правоохранительный аспект работы полиции исследован более чем основательно, то проблемы работы полиции в сфере предоставления государственных услуг практически не раскрыты. В этой связи есть объективная необходимость обратить внимание на соответствующий вопрос.
2 Функции полиции законодатель определил в качестве основных направлений ее деятельности. Данные функции имеют ярко выраженную правоохранительную направленность и предполагают широкую возможность применения мер государственного, прежде всего административного и уголовного, принуждения. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции»1 деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям (законодатель не использует устоявшийся в юридической науке термин «функция», идентичный по содержанию термину «основное направление». – Авт.): 1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; 4) розыск лиц; 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; 6) обеспечение правопорядка в общественных местах; 7) обеспечение безопасности дорожного движения; 9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере частной детективной (сыскной) деятельности; 11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; 12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности. Законодатель специально указал, что вышеперечисленные направления являются для полиции основными, т.е. приоритетными, но такой подход не исключает, а, напротив, дает основание говорить, что наряду с ними могут осуществляться и направления «неосновные». В теории государства и права широко распространенной классификацией функций государства является их подразделение (в зависимости от степени их важности) на основные и неосновные функции. Причем такая классификация признается не только желательной, но и объективно необходимой2. Поскольку функции государственных органов (той же полиции) производны от функций государства, подобная классификация в полной мере применима и в отношении них. Следует сказать, что предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел не указано в законе среди основных направлений деятельности полиции. Подобная неопределенность может трактоваться двояким образом. Прежде всего законодатель мог исходить их того, что государственные услуги предоставляются полицией в рамках основных направлений ее деятельности, и специально выделять данное направление и оформлять его нормативно нет необходимости. В пользу подобной трактовки говорит то обстоятельство, что Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. «О полиции» принимался уже после того, как институт государственных услуг достаточно четко юридически оформился в принятом ранее Федеральном законе от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»3. Поэтому введение соответствующих норм в профильный «полицейский закон» законодатель мог посчитать избыточным. Таким образом, деятельность полиции по предоставлению государственных услуг как бы «растворилась» в рамках основных направлений ее деятельности. Впрочем, возможна и иная трактовка. Законодатель мог исходить и из того, что государственные услуги предоставляются полицией вне основных направлений, а потому представляют некое самостоятельное «неосновное» направление ее деятельности, специально не выделенное в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. «О полиции», реализуемое на основе норм общего для всех субъектов предоставления государственных услуг, включая полицию. Попробуем определиться и обосновать авторскую позицию. 1. См.: СP РФ. 2011. № 7, cт. 900.

2. См.: Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. М., 2015. С. 240.

3. См.: СЗ РФ. 2012. № 31, ст. 4173.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1204

Оценка читателей: голосов 0

1. Аврутин Ю.Е. Нужна ли стратегия организационно-правового строительства по-лиции? (Размышления о некоторых проблемах реформирования МВД России) // Административное право и процесс. 2017. № 3. С. 13.

2. Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. М., 2007. С. 166.

3. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. № 3. С. 19.

4. Бельский К.С. Полицейское право: лекционный курс / под ред. А.В. Куракина. М., 2004. С. 34.

5. Бикетов О.И., Опарин В.Н., Сургутсков В.И. Новая система правоохранительных полицейских органов Российской Федерации и правоохранительный полицейский надзор // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: материалы II Всеросс. науч.-практ. конф. (Россия, г. Нижний Новгород, 9 - 10 июня 2016 г.) / отв. ред. А.В. Мартынов. Н. Новгород, 2016. С. 117.

6. Бошно С.В. Теория государства и права. М., 2007. С. 330.

7. Давыдов К.В. Современное состояние и перспективы развития российского зако-нодательства об административных процедурах. Проект федерального закона «Об административных процедурах и административных актах» // Журнал адми-нистративного судопроизводства. 2017. № 1. С. 50.

8. Зимин Е.А. Механизм обеспечения конституционных прав человека в сфере дея-тельности полиции (на примере США): дис. … канд. юрид. наук. М., 2015. С. 16.

9. Кикоть В.Я. Организационно-правовое и информационное обеспечение реализа-ции кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 32.

10. Крицкая М.С. Общественный контроль административной деятельности полиции (правовые и организационные аспекты): дис. … канд. юрид. наук. Воронеж, 2017. С. 112.

11. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. М., 2015. С. 240. 241.

12. Матвеев С.П. Понятие и генезис полицейской деятельности // Вестник Воронеж-ского гос. ун-та. Сер. «Право». 2015. № 2. С. 105.

13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2015. С. 59.

14. Мицкевич Л.А. Основы административного права Германии. Красноярск, 2002. С. 12, 121.

15. Нургалиев Р.Г. Органы внутренних дел и их роль в обеспечении социально-экономической безопасности страны. М., 2010. С. 10, 47.

16. Рюден Е.Ю., Астапенко П.Н., Дербичева С.А. Административная модернизация полицейской службы: стратегия и методология (Практика Федеративной Респуб-лики Германии и Российской Федерации в сравнительном анализе). М., 2011.

17. Текст официального выступления В.А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России. URL: https://мвд.рф/news/item/9628493 (дата обращения: 12.12.2017).

18. Тихомиров Ю.А. Правовые аспекты административной реформы // Законодатель-ство и экономика. 2004. № 4. С. 31.

19. Яцкин А.В. Правовое регулирование административной реформы: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 21.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх