Защита семейных прав ребенка и охрана его детства

 
Код статьиS013207690000225-9-1
DOI10.31857/S013207690000225-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт государства и права Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 7
Страницы91-98
Аннотация

Статья посвящается понятиям: “защита прав ребенка”, “охрана детства”. Особое внимание уделяется содержанию права ребенка на жизнь и воспитание в семье, особенностям правовой охраны детства, предназначенной для создания условий реализации его права на защиту. Главная идея статьи - в существовании принципиальных различий между защитой семейных прав ребенка и охраной его детства.

Ключевые словаребенок, право на семейное воспитание, общение с родителями, защита права, правомочие, детство, охрана детства, цель охраны
Получено31.07.2018
Дата публикации09.10.2018
Кол-во символов29515
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Правовое регулирование процесса семейного воспитания ребенка - проблема нелегкая. Особенно потому, что Конвенция о правах ребенка 1989 г.1 наделила его статусом обладателя лишь ему принадлежащих прав, получивших международное признание. Поэтому такие инструменты правового воздействия, как «защита прав ребенка», «охрана детства», обрели особый смысл. Но их отождествление вряд ли уместно, несмотря на то что как тот, так и другой термины употребляются в одном контексте в Конвенции о правах ребенка, Указах Президента РФ, законах и подзаконных актах, что вполне понятно, поскольку оба словосочетания крайне близки по смыслу и значению. Вместе с тем защита семейных прав ребенка и охрана его детства, будучи действиями, имеют свои отличительные особенности. Если защита прав, в том числе ребенка, есть реакция на нарушение его прав как дарованную ему государством возможность действовать определенным образом, то охрана детства предполагает наличие условий, т.е. требований, связанных с реализацией защищаемого права. Различие между данными понятиями становится очевидным, если считать защитника, допустим в судебном процессе, охранником в каком-либо учреждении, выполняющим совершенно иные функции, тогда как один предотвращает правонарушение, другой защищает нарушенное право. Создаются эти условия с помощью различных отраслей права (административного, гражданского, финансового, трудового и др.), что объясняется участием несовершеннолетнего в различных по своему характеру правоотношениях. Но некоторые правила, предназначенные для охраны детства, все-таки заложены и в Семейном кодексе. Однако охрана детства имеет более широкое распространение по сравнению с защитой прав ребенка, жизнь которого не ограничивается семейными рамками и далеко не всегда связана только с его воспитанием. 1. См.: ВСНД и ВС СССР. 1990. № 45, ст. 955.
2 Надо полагать, что причиной отождествления терминов “защита прав ребенка” и “охрана детства” послужил текст ч. 1 ст. 38 Конституции РФ следующего содержания: “материнство и детство, семья находятся под защитой государства”, тогда как речь идет об их охране, имеющей более широкое предназначение. Отсюда использование в одном контексте разных по своей сути понятий, что не исключает их тесной связи, взаимопроникновения, объединения, но усложняет их реализацию, использование эффективных средств как защиты, так и охраны, тогда как эффективное применение правовых категорий все-таки предполагает ясность в их понимании. Правовая неопределенность в достижении их целей способна породить безуспешность правоприменения. Тем не менее одновременное использование рассматриваемых понятий как тождественных - обычное явление. В качестве примера может послужить Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. “О национальной стратегии в интересах детей на 2012 - 2017 годы”2. 2. См.: СЗ РФ. 2012. № 23, ст. 2994.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1707

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2009. С. 360.

2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. М.; СПб., 2012. С. 173.

3. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психо-аналитические теории развития. М., 2006. С. 347/

4. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. М., 2011. С. 541.

5. Кордуба С.Б. Основные обязанности человека и гражданина в решениях Конституционного Суда РФ // Росс. юстиция. 2017. № 4. С. 10.

6. Конвенция о правах ребенка // ВСНД и ВС СССР. 1990. № 45, ст. 955.

7. ВСНД и ВС СССР. 1990. № 45, ст. 955.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх