Приоритеты внешней политики США в Закавказье для администрации Джозефа Байдена

 
Код статьиS271332140014453-5-1
DOI10.18254/S271332140014453-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт международных исследований МГИМО МИД России
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Название журналаЕвразия. Эксперт
ВыпускВыпуск 1
Аннотация

Статья посвящена изучению приоритетов внешней политики США в Закавказье. Актуальность данного исследования детерминирована активизацией новой американской администрации на мировой арене в целом и на постсоветском пространстве, в частности. Вновь избранный президент Джозеф Байден декларирует «возвращение» его страны в международные процессы и укрепление евроатлантической солидарности ради противодействия любым попыткам корректировки существующего миропорядка.

Однако автор подчеркивает, что риторические отличия американских лидеров в кавказском контексте не имеют решающего значения, и курс новой администрации на азербайджанском, армянском и грузинском направлении в основе своей не будет существенно отличаться от подходов предшественников Байдена.

В статье обосновывается диспропорция восприятия проблем Закавказья в политических дискурсах США и России. Для Вашингтона Кавказский регион представляет не самостоятельную ценность, он является важным элементом выстраивания отношений с Москвой, Пекином, Анкарой и Тегераном. Тем не менее, даже косвенное вовлечение США в кавказскую повестку способно значительно усложнить ситуацию, как для стран региона, так и для всех вовлеченных внешних игроков. Американо-российскую конкуренцию на Кавказе автор рассматривает через призму «дилеммы безопасности» и «фундаментальной ошибки атрибуции».

Ключевые словаСША, Закавказье, Армения, Грузия, Азербайджан, Россия, ревизионизм, безопасность, евроатлантическая солидарность
Получено09.04.2021
Дата публикации16.04.2021
Кол-во символов26650
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

Введение

2 В настоящее время Россия и США переживают самый серьезный кризис в двусторонних отношениях с момента завершения «холодной войны». Вашингтон обвиняет Москву во вмешательство во внутренние дела, попытках подорвать евроатлантическую солидарность и внешнеполитическом ревизионизме1. В то же самое время российская сторона говорит о нежелании Соединенных Штатов выстраивать равноправное партнерство с учетом ее легитимных национальных интересов. И хотя сегодня на постсоветском пространстве центральной точкой конфронтации между Западом и Россией является Украина, а проблемы Кавказа играют подчиненную роль, ситуацию вокруг Азербайджана, Армении и Грузии нельзя недооценивать. В значительной степени они (особенно «пятидневная война» 2008 года) рассматриваются, как предпосылки для крымского кейса, который в американской академической и экспертной литературе представляется, как демонстрация растущих российских амбиций на международной арене и подтверждение тезиса о ее ревизионистской сущности2. 1. Sakwa R. Greater Russia: Is Moscow out to subvert the West International Politics. 2020, July. Accessible at:

2. Welt, C. The Cost for the United States of the August 2008 War.” In Cost of Conflict: Core Dimensions of the Georgian-Ossetian Context, Washington, DC. 2016. George Mason University Edited by D. Alborova, N. Kalandarishvili, and S. Allen/ 67–71.
3 В представленной статье исследуется значение проблем Кавказского региона во внешней политике администрации сорок шестого президента США Джозефа Байдена. Автор рассматривает возможные точки преемственности курса новой демократической команды с установками Дональда Трампа, а также представлениями вашингтонского истеблишмента о том, какую роль может и должно играть Закавказье в продвижении американских национальных интересов. Не менее важным представляется рассмотрение коллизий между подходами США, России, КНР, Турции к проблемам кавказской региональной безопасности. С точки зрения автора, сведение американской политики в Закавказье к биполярному формату, отсылающему нас ко временам «холодной войны» не является корректным. Несмотря на то, что Москва и Вашингтон расходятся по большинству ключевых проблем этого региона, их по-прежнему сближает позиция по Нагорному Карабаху, тогда как по этому же вопросу существуют серьезные расхождения с таким стратегическим союзником, как Турция3. 3. Markedonov S., Suchkov M. Russia and the United States in the Caucasus: cooperation and competition ////Caucasus Survey. 2020. Vol.8. №2 P. 179-195.
4 В теоретико-методологическом плане наша статья базируется на понятии «дилеммы безопасности», которое активно используется исследователями - приверженцами реалистской парадигмы международных отношений. Так американский теоретик Барри Поузен определяет суть этого феномена, как «действия по усилению собственной безопасности», которые «вызывают реакции, приводящие к меньшей безопасности»4. Роберт Джервис в своих выводах был еще более категоричен. С его точки зрения, «выигрыш в безопасности одного государства может восприниматься другими государствами как угроза их безопасности5». В контексте Кавказского региона эта дилемма определяет не только динамику в отношениях между Россией и США, но между Россией и Грузией, Азербайджаном и Арменией, Арменией и Турцией, Турцией и Ираном. Как следствие, стремление малых стран Закавказья опереться на военно-политическую мощь средних или великих держав (запрос Грузии на вступление в НАТО, участие Армении в ОДКБ и ЕАЭС, растущая военная кооперация между Баку и Анкарой). 4. Posen B. The Security Dilemma and Ethnic Conflict // Survival. Vol.35(1). 1993. P.28.

5. Jervis R. Perception and Misperception in International Politics. Princeton University Press, 1976. P. 28

всего просмотров: 628

Оценка читателей: голосов 0

1. Галстян А.С. США и геноцид армян: мораль, лоббизм и национальный интерес // Международная жизнь //https://interaffairs.ru/news/show/13011 2015, 24 апреля

2. Каледжи В. Восемь принципов добрососедства. Политика Ирана в отношении нагорно-карабахского конфликта //https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/vosem-printsipov-dobrososedstva-politika-irana/ 2020, 9 ноября

3. Макиенко К. Как Россия проиграла во второй карабахской войне //https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/11/10/846462-rossiya-proigrala 2020, 10 ноября.

4. Цыганков А.П. Гулливер на распутье: американская стратегия и смена миропорядка // Международная аналитика. 2020. Т.11. № 2. С. 28-44

5. Asmus R. A Little War that Shook the World. Georgia, Russia and the Future of the West. — New York: Palgrave Macmillian. 2010. Pp.. 8, 216.

6. Blank S. What the Biden Administration Can and Should do in the South Caucasus // https://www.cacianalyst.org/publications/analytical-articles/item/13661-what-the-biden-administration-can-and-should-do-in-the-south-caucasus.html 2021, February 8

7. Jervis R. Perception and Misperception in International Politics. Princeton University Press, 1976. P. 28

8. Kucera J. An intervention by presidential candidate Joe Biden has thrown into relief the lack of involvement by the current White House // https://eurasianet.org/in-armenia-azerbaijan-conflict-us-missing-in-action 2020, October 14

9. Kuchins A. What is Eurasia to US (the U.S.)? //Journal of Eurasian Studies. 2018. Vol. 9. № 2. P. 126.

10. Mankoff J. The United States in a World of Great Power Competition. Journal of International Analytics. 2020/ Vol.11. № 3/ Pp.:78-94.

11. Markedonov S., Suchkov M. Russia and the United States in the Caucasus: cooperation and competition ////Caucasus Survey. 2020. Vol.8. №2 P. 179-195.

12. Posen B. The Security Dilemma and Ethnic Conflict // Survival. Vol.35(1). 1993. P.28.

13. Ross, L., and Nisbett R The Person and the Situation: Perspectives of Social Psychology. New York: McGraw-Hill. 1991. 369 p.

14. Rumer, E., Sokolsky R., and Stronski. P. U.S. Policy Toward the South Caucasus: Take Three. Washington, DC: Carnegie Endowment for International Peace. 2017. 44 p.

15. Sakwa R. Greater Russia: Is Moscow out to subvert the West International Politics. 2020, July. Accessible at: https://link.springer.com/article/10.1057/s41311-020-00258-0

16. Sestanovich S. Has Russia Ended the War Between Armenia and Azerbaijan? //https://www.cfr.org/in-brief/has-russia-ended-war-between-armenia-and-azerbaijan 2020, November 18

17. Stronski P. What Will the Next U.S. Administration Mean for the Caucasus and Central Asia? // https://carnegie.ru/commentary/83091 2020, November 2

18. Toal G. Near Abroad: Putin, the West and the Contest Over Ukraine and the Caucasus. Oxford: Oxford University Press. 2017. 408 p.

19. Welt, C. The Cost for the United States of the August 2008 War.” In Cost of Conflict: Core Dimensions of the Georgian-Ossetian Context, Washington, DC. 2016. George Mason University Edited by D. Alborova, N. Kalandarishvili, and S. Allen/ 67–71.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх