'False Choice': Position of the United States on Participation of Uzbekistan in the Eurasian Economic Union and the World Trade Organization

 
PIIS111111110011032-8-1
DOI10.18254/S271332140011032-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Independent Researcher
Address: Uzbekistan, Tashkent
Journal nameEurasia. Expert
EditionIssue 1-2
Abstract

In October, Uzbekistan discussed the draft Concept of Socio-Economic Development until 2030, which envisaged the country's accession to the WTO and a free trade agreement with the Eurasian Union until 2021, and after that - and possible accession to it. Against the background of information about the republic's study of the risks and benefits of joining the EAEU, the US Secretary of Commerce Wilbur Ross made a very deliberate statement that membership in the Union could complicate the road to the WTO for Uzbekistan. The author analyzed the arguments of the authors of the Concept and assessed how strongly Washington's position influenced its text.

KeywordsEAEU, WTO, Uzbekistan, USA, intervention
Received27.08.2020
Publication date07.10.2020
Number of characters10108
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 С 1 октября по 22 октября 2019 г. на правительственном сайте обсуждался проект «Концепции социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года» [Концепция комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года]. Предполагается рост реального ВВП в 2,1 раза и ВВП на душу населения в иностранной валюте в 3 раза к 2030 году или до 4538 долл. США, против 1533 долл. США в 2018 году. Для достижения заданных целей необходимо будет поддерживать среднегодовые темпы экономического роста не ниже 6,4%. Основными факторами роста ВВП в 2018-2030 гг. являются обеспечение роста реальных объемов промышленности в 2,3 раза (увеличение доли в ВВП от 26,3% в 2018 г. до 33,3% в 2030 г.), строительных работ в 2,1 раза (от 5,7% до 6,4%) и сферы услуг в 2,1 раза (от 35,6% до 39,3%) и соответственно снижение доли сельского хозяйства в 1,8 раза (с 32,4% до 21%).
2 Нужно отметить, что в 2019 г. некоммерческая организация «Буюк келажак» также создала «Концепцию стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 г.» [Стратегия Uzbekistan 2035]. Главное отличие этих сценариев развития состоит в подходах к экономическому развитию: успех «Концепции 2030» основывается в основном на увеличении экспорта, а «Концепция 2035» опирается на политические и административные реформы. В «Концепции 2030» вступление в ЕАЭС и ВТО понимается как транзит Узбекистана в разряд развивающихся стран. В связи с концепциями развития Узбекистана у экспертов возникает основной вопрос: как повлияет на осуществление концепции социально-экономического развития Узбекистана вхождение республики в ЕАЭС и ВТО?
3

Основные этапы вхождения Узбекистан в ЕАЭС и ВТО

4 «Концепция 2030» включает в себя три этапа. На первом этапе (2019-2021 гг.) предполагается расширение внешней торговли за счёт подписания соглашений о свободной торговли с ЕАЭС и рядом других стран. Одновременно в Концепции указывается «усиление протекционисткой политики в отношении экспортно-ориентированных отраслей производства товаров и услуг до вступления страны в ВТО». Если Узбекистан намерен в основном увеличить экспорт плодоовощной продукции, то зачем нужен протекционизм? Не поспособствует ли республике свободная торговля с ЕАЭС увеличить экспорт плодоовощной продукции? К сожалению, в Концепции нет ясных ответов на эти вопросы. На втором этапе (2022-2025 гг.) согласно Концепции будут достигнуты качественные структурные изменения в отраслях экономики республики. То есть, на повестке дня будет «последовательное изучение вхождения страны в ЕАЭС и ВТО, либерализация торговой политики и экспорта, пересмотр нетарифных торговых барьеров и приведение их в соответствие с соглашениями и нормами ВТО». Как будет изучаться опыт вхождения? Что означает резкая либерализация после протекционизма? Не понятна логика экономических действий правительства. На данном этапе предполагается, что дефицит торгового баланса будет уменьшаться до 2025 года с переходом на профицит, причём экспорт продукции должен расти на 15-20% в год. Непонятно, за счёт каких рынков будет осуществляться рост. На третьем этапе (2026-2030 гг.) предусматривается переход экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Согласно Концепции «на данном этапе предусматривается дальнейшее развитие экспортно-ориентированной торговли в рамках ВТО без протекционизма с учётом уступков в рамках достигнутых соглашений». Ни слова о ЕАЭС. Неизвестно, вступит ли Узбекистан в ЕАЭС к 2030 году. Известно одно: Узбекистан к 2030 году намеревается стать членом ВТО и отказаться от жёсткого протекционизма. Каковы будут отношения Узбекистана с ЕАЭС не прописано в Концепции 2030.

views: 596

Readers community rating: votes 0

1. Kontseptsiya kompleksnogo sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Respubliki Uzbekistan do 2030 goda //regulation.gov.uz/ru/document/8839 (data obrascheniya 27.08.2020).

2. Strategiya Uzbekistan 2035//uzbekistan2035.uz/uzbekistan-2035/?fbclid=IwAR05XExk0STwqi4O_Ci2-D64aD12sX- kEWIdHIdyFMhnqGzNj8HCmLm4Vi4 (data obrascheniya 27.08.2020).

3. SShA prigrozili Uzbekistanu «slozhnostyami» iz-za vstupleniya v Evrazijskij soyuz//eurasia.expert/ssha-prigrozili- uzbekistanu-slozhnostyami-iz-za-vstupleniya-v-evraziyskiy-soyuz/(data obrascheniya 27.08.2020).

4. Medvedev prokommentiroval ugrozy ministra SShA Uzbekistanu//vesti.uz/medvedev-prokommentiroval-ugrozy-ministra-ssha- uzbekistanu/(data obrascheniya 27.08.2020).

Система Orphus

Loading...
Up