«Ложный выбор»: позиция США по вопросу участия Узбекистана в ЕАЭС и ВТО

 
Код статьиS111111110011032-8-1
DOI10.18254/S271332140011032-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: независимый исследователь
Адрес: Узбекистан, Ташкент
Название журналаЕвразия. Эксперт
ВыпускВыпуск 1-2
Аннотация

В октябре в Узбекистане обсуждался проект Концепции социально-экономического развития до 2030 года, который предполагал вступление страны в ВТО и соглашение о свободной торговле с Евразийским союзом до 2021 г., а после – и возможное присоединение к нему. На фоне информации об изучении республикой рисков и преимуществ вступления в ЕАЭС крайне нарочито прозвучало заявление министра торговли США Уилбура Росса о том, что членство в Союзе может усложнить для Узбекистана дорогу в ВТО. Автор проанализировал аргументы авторов Концепции и оценил, насколько сильно повлияла на ее текст позиция Вашингтона.

Ключевые словаЕАЭС, ВТО, Узбекистан, США, вмешательство
Получено27.08.2020
Дата публикации07.10.2020
Кол-во символов10108
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 С 1 октября по 22 октября 2019 г. на правительственном сайте обсуждался проект «Концепции социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года» [Концепция комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года]. Предполагается рост реального ВВП в 2,1 раза и ВВП на душу населения в иностранной валюте в 3 раза к 2030 году или до 4538 долл. США, против 1533 долл. США в 2018 году. Для достижения заданных целей необходимо будет поддерживать среднегодовые темпы экономического роста не ниже 6,4%. Основными факторами роста ВВП в 2018-2030 гг. являются обеспечение роста реальных объемов промышленности в 2,3 раза (увеличение доли в ВВП от 26,3% в 2018 г. до 33,3% в 2030 г.), строительных работ в 2,1 раза (от 5,7% до 6,4%) и сферы услуг в 2,1 раза (от 35,6% до 39,3%) и соответственно снижение доли сельского хозяйства в 1,8 раза (с 32,4% до 21%).
2 Нужно отметить, что в 2019 г. некоммерческая организация «Буюк келажак» также создала «Концепцию стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 г.» [Стратегия Uzbekistan 2035]. Главное отличие этих сценариев развития состоит в подходах к экономическому развитию: успех «Концепции 2030» основывается в основном на увеличении экспорта, а «Концепция 2035» опирается на политические и административные реформы. В «Концепции 2030» вступление в ЕАЭС и ВТО понимается как транзит Узбекистана в разряд развивающихся стран. В связи с концепциями развития Узбекистана у экспертов возникает основной вопрос: как повлияет на осуществление концепции социально-экономического развития Узбекистана вхождение республики в ЕАЭС и ВТО?
3

Основные этапы вхождения Узбекистан в ЕАЭС и ВТО

4 «Концепция 2030» включает в себя три этапа. На первом этапе (2019-2021 гг.) предполагается расширение внешней торговли за счёт подписания соглашений о свободной торговли с ЕАЭС и рядом других стран. Одновременно в Концепции указывается «усиление протекционисткой политики в отношении экспортно-ориентированных отраслей производства товаров и услуг до вступления страны в ВТО». Если Узбекистан намерен в основном увеличить экспорт плодоовощной продукции, то зачем нужен протекционизм? Не поспособствует ли республике свободная торговля с ЕАЭС увеличить экспорт плодоовощной продукции? К сожалению, в Концепции нет ясных ответов на эти вопросы. На втором этапе (2022-2025 гг.) согласно Концепции будут достигнуты качественные структурные изменения в отраслях экономики республики. То есть, на повестке дня будет «последовательное изучение вхождения страны в ЕАЭС и ВТО, либерализация торговой политики и экспорта, пересмотр нетарифных торговых барьеров и приведение их в соответствие с соглашениями и нормами ВТО». Как будет изучаться опыт вхождения? Что означает резкая либерализация после протекционизма? Не понятна логика экономических действий правительства. На данном этапе предполагается, что дефицит торгового баланса будет уменьшаться до 2025 года с переходом на профицит, причём экспорт продукции должен расти на 15-20% в год. Непонятно, за счёт каких рынков будет осуществляться рост. На третьем этапе (2026-2030 гг.) предусматривается переход экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Согласно Концепции «на данном этапе предусматривается дальнейшее развитие экспортно-ориентированной торговли в рамках ВТО без протекционизма с учётом уступков в рамках достигнутых соглашений». Ни слова о ЕАЭС. Неизвестно, вступит ли Узбекистан в ЕАЭС к 2030 году. Известно одно: Узбекистан к 2030 году намеревается стать членом ВТО и отказаться от жёсткого протекционизма. Каковы будут отношения Узбекистана с ЕАЭС не прописано в Концепции 2030.

всего просмотров: 595

Оценка читателей: голосов 0

1. Концепция комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года //regulation.gov.uz/ru/document/8839 (дата обращения 27.08.2020).

2. Стратегия Uzbekistan 2035//uzbekistan2035.uz/uzbekistan-2035/?fbclid=IwAR05XExk0STwqi4O_Ci2-D64aD12sX- kEWIdHIdyFMhnqGzNj8HCmLm4Vi4 (дата обращения 27.08.2020).

3. США пригрозили Узбекистану «сложностями» из-за вступления в Евразийский союз//eurasia.expert/ssha-prigrozili- uzbekistanu-slozhnostyami-iz-za-vstupleniya-v-evraziyskiy-soyuz/(дата обращения 27.08.2020).

4. Медведев прокомментировал угрозы министра США Узбекистану//vesti.uz/medvedev-prokommentiroval-ugrozy-ministra-ssha- uzbekistanu/(дата обращения 27.08.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх