Государственная политика идентичности в Узбекистане в позднесоветское время и эпоху независимости

 
Код статьиS086954150001481-9-1
DOI10.31857/S086954150001481-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: директор Института истории
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7–9
Аффилиация: независимый исследователь
Адрес: Узбекистан, Ташкент
Должность: доцент кафедры этнополитологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7–9
Должность: ассистент кафедры исторического регионоведения
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7–9
Должность: доцент кафедры истории России с древнейших времен до XX века
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7–9
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№ 5
Страницы146-161
Аннотация

В статье рассматривается государственная политика идентичности (“национального возрождения”) в Узбекистане в последние 30 лет. Авторы анализируют действия республиканских властей в отношении самоидентификации населения Узбекистана. Правительство еще во второй половине 1980-х годов взяло курс на сохранение светского характера гражданской идентичности; религиозная и региональная идентичности целенаправленно вытеснялись на бытовой уровень. При этом трактовка “светскости” правящим классом имела ряд ярких особенностей. В частности, проекция в историю становления государственности в регионе позволяла обосновать монополию институтов власти на строительство общенациональной государственной идентичности. Подобная последовательная и тактически жесткая линия способствовала укреплению светского режима путем внутриполитической стабилизации.

Ключевые словаидентичность, ислам, светскость, Бирлик, власть, национальная интеллигенция, региональность, локальность, национализм
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Санкт-Петербургский государственный университет [грант 5.42.1111.2016]
Получено26.12.2018
Дата публикации26.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 2092

Оценка читателей: голосов 0

1. Абашин С. Н. Мустакиллик и память об имперском прошлом: проходя по залам ташкентского Музея памяти жертв репрессий // Неприкосновенный запас. 2009. № 4 (66). С. 37–54.

2. Абашин С. Н. Советский кишлак. Между колониализмом и модернизацией. М.: Новое литературное обозрение, 2015.

3. Абдуллаев Е. В. Русские Узбекистана – городской субэтнос (опыт социокультурного анализа) // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 5 (11). С. 206–214.

4. Абдуллаев Е. В. Русские в Узбекистане 2000-х: идентичность в условиях демодернизации // Русский мир в Центральной Азии. Сб. материалов и статей. Вып. 1 / Ред. А. А. Князев. Бишкек: О. Ф. Александра Князева; Центральноазиатский институт русской диаспоры, 2007. С. 8–33.

5. Алимова Д. А. (отв. ред.) История и историки Узбекистана в XX столетии. Ташкент: Navro’z, 2014.

6. Алимова Д., Багирова И. (отв. ред.) История общественно-культурного реформаторства на Кавказе и в Центральной Азии. Самарканд: МИЦАИ, 2012.

7. Алимова Д. А., Ртвеладзе Э. В. (отв. ред.) Очерки по истории государственности Узбекистана. Ташкент: Шарк, 2001.

8. Алимова Д. А., Ртвеладзе Э. В. (отв. ред.) Хорезм в истории государственности Узбекистана. Ташкент: Общество философов Узбекистана, 2013.

9. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках наций и национализма. М.: Кучково поле, 2016.

10. Арифджанов Э. К., Алимов Ш. К., Нарбеков А. В., Кадыров К. Б. История Узбекистана: курс лекций. Ташкент: Академия МВД Республики Узбекистан, 2012.

11. Арифханова З. Х., Абашин С. Н., Алимова Д. А. (отв. ред.) Узбеки. М.: Наука, 2011.

12. Арутюнова М. А. Языковая политика и статус русского языка в СССР и государствах постсоветского пространства // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2012. № 1. С. 155–178.

13. Аршаруни А., Габидуллин Х. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М.; Рязань: Безбожник, 1931.

14. Васильева С. А. Пантюркизм на современном этапе: теоретическая база и практическая деятельность // Социум и власть. 2011. № 3 (31). С. 75–78.

15. Вахабов М. Г. Формирование узбекской социалистической нации. Ташкент: Госиздат УзССР, 1961.

16. Даудов А. Х., Овсянников Д. В., Хасанов А. Р., Янченко Д. Г. Проблема трансформации статуса национальных языков народов СССР на примере советского и постсоветского Таджикистана в 1980–2010-е гг. // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 4. С. 94–99.

17. Иноятова Д. М. Становление и развитие этнополитики в современном Узбекистане // Вестник Омского университета. Серия “Исторические науки”. 2014. № 1 (1). С. 49–58.

18. Исхаков Ф. Национальная политика царизма в Туркестане (1867–1917 гг.). Ташкент: Фан, 1997.

19. Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Ташкент: Ўзбекистон, 1997.

20. Кармышева Б. Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М.: Наука, 1976.

21. Маликов А. М. Узбеки группы “сарай” долины Зеравшана в XIX – начале XX вв. // Научный вестник Бухарского государственного университета. 2007. № 3. С. 5–10.

22. Манн М. Темная сторона демократии: объяснение этнических чисток. М.: Пятый Рим, 2016.

23. Масов Р. М. Таджики: история национальной трагедии. Душанбе: Ирфон, 2008.

24. Назаров Р. Р., Алиева В. Р., Ганиев С. К. Узбекистан // Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2013 году. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. М.: ИЭА РАН, 2014. С. 621–631.

25. Нурулла-Ходжаева Н. Т. Джадиды Бухары и их незападный национализм // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2015. Т. 11. № 1. С. 33–42.

26. Парубочная Е. Ф. Саммиты тюркских государств (1992–2001 гг.): реальная платформа для сближения? // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2011. № 1. С. 113–120.

27. Савоскул С. С. Русские нового зарубежья: выбор судьбы. М.: Наука, 2001.

28. Ситнянский Г. Ю. Россия и Центральная Азия: вместе или врозь? Межэтнические отношения в Средней Азии и Казахстане и Россия. М.: ИЭА РАН, 2011.

29. Скиперских А. В. Интеллектуалы и становление демократических институтов в постсоветском Узбекистане // Социум и власть. 2011. № 1. С. 51–56.

30. Смагулов А. Вооруженное противостояние в Афганистане и политико-экономическое развитие Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 2013. Т. 16. Вып. 2. С. 139–153.

31. Тепляков О. В. Ферганский мятеж как предисловие к конфронтации на Ближнем Востоке // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 4 (36). С. 68–75.

32. Тишков В. А. Русские в Средней Азии и Казахстане. М.: ИЭА РАН, 1993.

33. Толстов С. П. (отв. ред.) История народов Узбекистана. Т. 1: С древнейших времен до начала XVI века. Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1950.

34. Усмонов М. Ш. Трансформация этнокультуры кунгратов южного Узбекистана // Молодой ученый. 2013. № 1 (48). С. 297–302.

35. Халид А. Ислам после коммунизма: религия и политика в Центральной Азии. М.: Новое литературное обозрение, 2010.

36. Хан В. С., Сим Х. Ё. Корейцы Центральной Азии: прошлое и настоящее. М.: Изд-во МБА, 2014.

37. Хужамурадов И. Р. Проблемы формирования национального (этнического) самосознания узбекского народа и влияние на него ислама. Автореф. дисс. … д. филос. н. Ташкентский

38. государственный аграрный университет, Ташкент, 1994.

39. Цыряпкина Ю. Н. Русские Ферганы: этнокультурная идентичность в трансформирующемся обществе // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных

40. территорий. Т. XX. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2014. С. 419–421.

41. Цыряпкина Ю. Н. Идентификационные маркеры русского населения Узбекистана в постсоветский период // Проблемы истории, филологии, культуры. 2015. № 4. С. 206–213.

42. Цыряпкина Ю. Н. Особенности демографических процессов в среде русскоязычного населения в постсоветском Узбекистане // Россия, Сибирь и государства Центральной Азии: взаимодействие народов и культур. Mатериалы VI международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 27–28 апреля 2016 г. / Ред. В. А. Бармин, В. С. Бойко, Д. М. Першина. Барнаул: АлтГПУ, 2016. С. 128–131.

43. Шаниязов К. Ш. К этнической истории узбекского народа. Ташкент: Фан, 1974.

44. Шаниязов К. Ш. Некоторые вопросы о процессах формирования узбекского народа // Общественные науки Узбекистана. 1996. № 6. С. 79–87.

45. Шнирельман В. А. Арийцы или тюрки? Борьба за предков в Центральной Азии // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2009. № 4. С. 202–205.

46. Шустов А. В. Формирование этнонациональной структуры независимых государств Средней Азии: 1990-е – начало 2010-х гг. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2016.

47. Якубовский А. Ю. К вопросу об этногенезе узбекского народа. Ташкент: УзФАН, 1941.

48. Abashin S. N. Nations and Post-Colonialism in Central Asia: Twenty Years Later // Development in Central Asia and the Caucasus: Migration, Democratisation and Inequality in the Post-Soviet Era / Eds. S. Hohmann, C. Mouradian, S. Serrano, J. Thorez. L.: I. B. Tauris, 2014. P. 80–97.

49. Adams L. Public and Private Celebrations: Uzbekistan’s National Holidays // Everyday Life in Central Asia. Past and Present / Eds. J. Sahadeo, R. Zanca. Bloomington: Indiana University Press, 2007. P. 198–212.

50. Adigezalov A. N., Abidov D. K. Orientation Reasons of Turkestan’s Djadidism toward Panturkism and Political Processes in Azerbaijan // Theoretical & Applied Science. 2016. Vol. 11 (43). P. 73–74.

51. Akcali P. Identity Politics and Political Mobilization in Central Asia: The Case of the Islamic Renaissance Party (IRP). PhD diss. Miami University, Oxford, 1998.

52. Akiner Sh. Islam, the State and Ethnicity in Central Asia in Historical Perspective // Religion, State and Society. 1996. Vol. 24. No. 2–3. P. 91–132. https://doi.org/10.1080/09637499608431733

53. Collins K. The Logic of Clan Politics: Evidence from the Central Asian Trajectories // World Politics. 2004. Vol. 56. No. 2. P. 224–261.

54. Emre Gurbuz Y. In Search of New Historiographies for Ex-Soviet Turkic States: Azerbaijan, Uzbekistan and Kazakhstan // Historiography and Nation-Building among Turkic Populations / Ed. B. Schlyter. Istanbul: Swedish Research Institute in Istanbul, 2014. P. 47–68.

55. Fierman W. Russian in Post-Soviet Central Asia: A Comparison with the States of the Baltic and South Caucasus // Europe-Asia Studies. 2012. Vol. 64. No. 6. P. 1077–1100.

56. Haghayeghi M. Changing Dynamics of Islamic Politics in Central Asia // Muslim World. 2002. No. 92 (3–4). P. 315–331.

57. Hanks R. R. A Separate Space? Karakalpak Nationalism and Devolution in Post-Soviet Uzbekistan // Europe-Asia Studies. 2000. Vol. 52. № . 5. P. 939–953.

58. Kirimli M. Uzbekistan in the New World Order // Central Asian Survey. 1997. Vol. 16 (1). P. 53–64. https://doi.org/10.1080/02634939708400969

59. Landau J. M. Pan-Turkism: From Irredentism to Cooperation. L.: Hurst & Co, 1995.

60. Majoka H. Islam and the Turkic Tajik Symbiosis in Central Asia. Magister thesis. McGill University, Montreal, 2009.

61. Markowitz L. P. Collapsed and Prebendal States in Post-Soviet Eurasia: Cross-Regional Determinants of State Formation in Tajikistan and Uzbekistan. PhD diss. University of Wisconsin, Madison, 2005.

62. Muhammadjonov A., Usmonov Q. O’zbekiston Tarixi (Milodning IV Asrıdan XVI AsrBoshlarigacha), 7-Sinif. Toshkent: O’zbekiston Milliy Ensiklopediyasi, Devlet Ilmiy Nashriyoti, 2005.

63. Olcott M. National Consolidation: Ethnic, Regional, and Historical Challenges // Harvard International Review. 2000. Vol. 22. № 1. P. 50–54.

64. Onaran Ya. Economics and Nationalism: The Case of Muslim Central Asia // Central Asian Survey. 1994. No. 13 (4). P. 491–505. https://doi.org/10.1080/02634939408400879

65. Rasanayagam J. The Politics of Culture and the Space for Islam: Soviet and Post-Soviet Imaginaries in Uzbekistan // Central Asian Survey. 2014. No. 33 (1). P. 1–14. https://doi.org/10.1080/02634937.2014.882619

66. Sarwari A. Expression of Islamic Identity and the Myth of Religious Fundamentalism in Central Asia. Washington: The American University, 1997.

67. Schoeberlein-Engel J. Identity in Central Asia: Construction and Contention in the Conceptions of “Ozbek”, “Tajik”, “Muslim”, “Samarqandi” and Other Groups. PhD diss. Harvard University, Cambridge, 1994.

68. Sievers E. Uzbekistan’s Mahalla: From Soviet to Absolutist Residential Community Associations // The Journal of International and Comparative Law. 2002. Vol. 2. P. 91–158.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх