Обезьянья натура, человеческая культура и наблюдение за наблюдателями (рец. на: N. Langlitz. Chimpanzee Culture Wars: Rethinking Human Nature alongside Japanese, European, and American Cultural Primatologists. Princeton, 2020)

 
Код статьиS086954150017942-6-1
DOI10.31857/S086954150017942-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№6
Страницы197-200
Аннотация

  

Ключевые слова
Дата публикации23.12.2021
Кол-во символов11125
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1
Kozintsev_Langlitz_oblozhka

2 Перед нами третья книга Николаса Ланглица – немецкого специалиста по истории науки. Первая была посвящена вкладу Ж. Лакана в психоанализ (Langlitz 2005), вторая – воздействию галлюциногенов на мозг (Langlitz 2012). Степень доктора по истории медицины автор получил в Берлине, PhD по медицинской антропологии – в Беркли. Сейчас он сотрудник нью-йоркской Новой Школы социальных исследований (некогда цитадели немецкой гуманитарной науки в эмиграции), а до переезда в США работал помимо Германии и Швейцарии в Японии, Никарагуа и Западной Африке, изучая не столько обезьян, сколько тех, кто их изучает – приматологов.
3 В предисловии автор перекидывает мостик между предыдущей книгой и нынешней: “Подобно тому, как психоделики внушили психологам, психиатрам и психофармакологам чувство, что возможности даже нашего собственного человеческого сознания нам неведомы, опыты по обучению обезьян языку показали, что и в них заложен невероятный потенциал” (p. IX). До середины ХХ в. принято было считать главными отличиями человека от обезьян язык и культуру. Но в 1950-е годы в Японии появилась дисциплина под названием “культурная приматология”. В 1980-е годы она распространилась на Западе, где встретила сопротивление. Так началась эпоха “войн за обезьянью культуру” (выражение В. Макгру). Ожесточенность полемики усугубляется политическим размежеванием западного общества: приверженцев культурной приматологии часто причисляют к леволиберальному лагерю с его стремлением ко все более широкому плюрализму, противников – к консервативному.
4 Но рождение культурной приматологии в Японии явно не было связано с леволиберальными идеями. Накануне II Мировой войны К. Иманиси написал книгу под названием “Мир живых существ”, где оспаривал инстинктивистскую доктрину поведения животных (Imanishi 2002 [1941]). В 1948 г. он с учениками прибыл на островок Косима, где изучил поведение японских макаков. Там было обнаружено то, что многие до сих пор считают одним из главных свидетельств культуры у животных: привычка мыть бататы, свойственная одной самке, затем распространилась на всю группу и стала передаваться из поколения в поколение.
5 В 1975 г. У. Макгру (тогда начинающий приматолог) посетил японскую приматологическую станцию в Махале (Танзания), где Д. Итани – преемник и последователь Иманиси – показал ему поведенческие различия между популяциями шимпанзе. Это относится, в частности, к способам груминга – взаимной чистки шерсти. “Нам, людям, – напишет потом Макгру, – возможно, придется расширить смысл понятия мультикультурализм”1. 1. Парадокс состоит в том, что как раз в Японии идея мультикультурализма совсем не популярна.
6 Предполагает ли культура владение речью? Японский приматолог Т. Нисида ответил на это японской пословицей: “Не так дети поступают, как взрослые велят, а так, как взрослые поступают”. Но подражание бывает разное. Обезьян интересует конечный результат действий другой особи, а путь к цели усваивается плохо. Такое подражание М. Томаселло назвал эмуляцией, ее следует отличать от собственно имитации. Возможна ли подлинная имитация без речи? Томаселло обратил внимание на еще одну важную черту человеческой культуры – кумулятивность. У. Макгру возразил, что ее же можно при желании найти и в “культурах” животных, зато в охотничье-собирательских культурах она отсутствует по причине их застойности.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 556

Оценка читателей: голосов 0

1. Кёлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М.: Изд-во Коммунистич. академии, 1930.

2. Луман Н. “Что происходит?” и “Что за этим кроется?” Две социологии и теория общества // Социологическое обозрение. 2007. Т. 6. № 3. С. 106–117.

3. Томаселло М. Истоки человеческого общения. М.: Языки славянских культур, 2011.

4. Boesch C., Tomasello M. Chimpanzee and human cultures // Current Anthropology. 1998. Vol. 39. No. 5. P. 591–614.

5. Imanishi K. A Japanese View of Nature: The World of Living Things / Trans. P.J. Asquith, H. Kawakatsu, S. Jagi, and H. Takasaki. L.: Routledge Curzon, 2002 [1941].

6. Langlitz N. Die Zeit der Psychoanalyse: Lacan und das Problem der Sitzungsdauer. Berlin: Suhrkamp Verlag, 2005.

7. Langlitz N. Neuropsychodelia: The Revival of Hallucinogen Research since the Decade of the Brain. Berkeley: Univ. of California Press, 2012.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх