Теоретическая модель структуры свободы в психологии

 
Код статьиS020595920022779-2-1
DOI10.31857/S020595920022779-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ГБОУ города Москвы «Школа №1360»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 43 № 5
Страницы17-26
Аннотация

Необходимость укрепления духовных ценностей в крайне нестабильной общественно-исторической ситуации раскрывает новые возможности для более полного рассмотрения феномена свободы в психологии, прежде всего, путем изучения духовного измерения сознания. Выделены четыре слоя сознания, связанные с развитием свободы: духовный, ценностный, рефлексивный, бытийный. Показано, что большинство авторов рассматривают свободу преимущественно в рефлексивном слое сознания, связывая ее с осознанностью, осмысленностью жизни, самоуправлением. Меньше исследований, затрагивающих ценностный слой сознания, где свобода связана со стремлением к самореализации, выбором личностных ценностей и смыслов, исследований бытийного слоя, где свобода рассматривается как выбор возможностей в пространстве культуры, пространстве общественных норм и правил. Представлен подход В.П. Зинченко и Г.В. Ожигановой, которые показали значимость духовного слоя сознания, его приоритетную роль по отношению к ценностному, рефлексивному и бытийному слоям. Духовный слой сознания и соответствующая ему духовная свобода слабо изучены в психологии, как и виды свободы, ее структурные компоненты. Свобода понимается автором как компонент сознания человека, продукт и результат развития духовного, ценностного, рефлексивного и бытийного слоев сознания, состоящий в осознанном преодолении внешних и внутренних препятствий в ходе жизнеосуществления с целью самореализации и духовного самосовершенствования. На основе теоретического анализа литературы предложена авторская модель структуры свободы как компонента сознания человека, которая описывает структуру двух видов свободы: внешнего и внутреннего. Внешний вид свободы определяется в большей степени бытийным, рефлексивным, ценностным, в меньшей степени духовным слоями сознания, направлен на самореализацию и самоактуализацию. Внутренний вид свободы определяется в большей мере духовным, ценностным и рефлексивным, в меньшей мере бытийным слоем сознания, направлен на духовное самосовершенствование и личностный рост. Предложенная автором теоретическая модель структуры свободы как компонента сознания человека может выступать основой изучения свободы в психологии.

Ключевые словасвобода, сознание, структура свободы, внешняя свобода, внутренняя свобода, духовность, самореализация, самосовершенствование
Дата публикации16.11.2022
Кол-во символов21238
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 274

Оценка читателей: голосов 0

1. Акопов Г.В. Категория сознания в современной психологии: избранные работы, опубликованные в 2003–2018 гг. Самара: Порто-принт, 2019.

2. Акопов Г.В. Сознание и время. Апология ментальности и поэтического сознания. 2-е изд. Самара: ВЕК 21, 2013.

3. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000.

4. Андреев А.В. Историческая динамика психологии свободы в духовности советского человека: опыт 1940 — начала 1990 гг. XX века // Психолог. 2017. № 3. С. 16–34.

5. Апресян Р.Г. Философско-этические установки психологического изучения совести. Часть II. Совесть в моральной философии // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 3. С. 44–52.

6. Балл Г.А. Психология в рациогуманистической перспективе: Избранные работы. Киев: Основа, 2006.

7. Белова А.С. Проблема свободы в психологии: методический аспект // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. Т. 10. № 6–1. С. 129–133.

8. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 4-е изд. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.

9. Борисова Н.В. Отечественная психология как источник знаний о духовном потенциале человека // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 1. С. 24–43.

10. Завершнева Е.Ю. Проблема свободы как отличительной характеристики человека в работах Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 89–106.

11. Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное. / Общ. ред. Е. Завершневой и Р. ван дер Веера. М.: “Канон+”; РООИ “Реабилитация”, 2017.

12. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15–36.

13. Зинченко В.П. От потока к структуре сознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 2. С. 3–36.

14. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010.

15. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. № 1. С. 207–231.

16. Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии. 2011. №8. С. 85–97.

17. Знаков В.В. Новые тенденции в исследовании психологии духовности // Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 20–32.

18. Карпов А.В. Психология сознания: метасистемный подход / Общ. ред. А.В. Карпова. М.: Издательский дом Российской академии образования, 2011.

19. Клочко В.Е. Проблема сознания в психологии: постнеклассический ракурс // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 4. С. 20–35.

20. Крылов А.А. Юсупов И.М. Информационный взгляд на комплементарность сознания и духовности // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2016. № 5 (72). С. 210–220.

21. Кузьмина Е.И. Диалектическое единство свободы и ответственности // Мир образования — образование в Мире. 2015. № 1. С. 111–123.

22. Кузьмина Е.И. Свобода творчества и детерминизм // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 1. С. 21–34.

23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Общ. ред. А.Н. Леонтьев. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.

24. Методологические пересечения психосемантики сознания и квантовой физики: монография / Под ред. В.Ф. Петренко, А.П. Супруна. М.: URSS, 2017.

25. Ожиганова Г.В. Адаптация опросника “Духовная личность” на русскоязычной выборке // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. №. 4. С. 160–176.

26. Ожиганова Г.В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. М.: Институт психологии РАН, 2016.

27. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 117–142.

28. Патяева Е.Ю. Классическое, неклассическое и постнеклассическое знание в современной психологии // Психологическое знание: современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева и А.В. Юревича. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 160–193.

29. Петровский В.А. Активная неадаптивность или Человек над ситуацией // Методология психологии: проблемы и перспективы / Под ред. В.П. Зинченко. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. С. 305–362.

30. Семенов В.Е. Российское общество, полиментальность и социальное согласие // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 4. С. 98–102.

31. Семенов И.Н. Развитие жизнедеятельности В.П. Зинченко и его психологии рефлексирующего сознания и творческого акта // Культурно-историческая психология. 2011. Т. 7. № 3. С. 5–11.

32. Степанова Н.А. Возрастные особенности психологической свободы личности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 74–91.

33. Степанова Н.А. Особенности понимания психологической свободы личности в подростковом, старшем школьном и студенческом возрасте // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. №. 1. С. 91–106.

34. Шевельдина О.В. Опыт исследования внутренней свободы и одиночества у молодых женщин // Материалы VIII международной научно-практической интернет-конференции “Состояние здоровья: медицинские, социальные и психологические аспекты”. Чита: Изд-во Забайкальского государственного университета, 2017. С. 514–522.

35. Apperly I.A. What is «theory of mind»? Concepts, cognitive processes and individual differences // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2012. V. 65. № 5. P. 825–839.

36. Diener E., Tay L. A Scientifc Review of the Remarkable Benefts of Happiness

37. for Successful and Healthy Living // Happiness: Transforming the Development

38. Landscape. Thimphu: The Centre for Bhutan Studies and GNH, 2017. P. 90–117.

39. Grubbs J.B., Wilt J., Stauner N. et al. Self, struggle, and soul: Linking personality, self-concept, and religious/spiritual struggle // Personality and Individual Differences. 2016. V. 101. P. 144–152.

40. Husain A., Anas M. The manual of spiritual personality (Revised). Agra Psychological Research Cell: Agra, 2017.

41. Husain A. A new approach to defining applied spirituality // Spirituality and positive psychology / N. Sanyal. (Eds.). Kolkata, 2015. P. 351–370.

42. MacDonald D.A., Friedman H.L., Brewczynski J., Holland D., Salagame K.K.K., Mohan K.K., Cheong H.W. Spirituality as a scientific construct: Testing its universality across cultures and languages // PLoSOne. 2015. V. 10. № 3. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0117701 (дата обращения: 12.03.2022).

43. O’Connor B.P., Crawford M.R., Holder M.D. An Item Response Theory Analysis of the Subjective Happiness Scale // Social Indicators Research. 2015. V. 124. № 1. P. 249–258.

44. Piedmont R.L., Toscano M.E. Assessment of Spirituality and Religious Sentiments (ASPIRES) Scale. 2016. https://www.researchgate.net/publication/311769356 (дата обращения: 09.02.2022).

45. Preston J.L., Shin F. Spiritual experiences evoke awe through the small self in both religious and non-religious individuals // Journal of Experimental Social Psychology. 2017. V. 70. P. 212–221.

46. Roemer L., Williston S., Rollins L. Mindfulness and Emotion Regulation // Current Opinion in Psychology. 2015. V. 3. P. 52–57.

47. Vittersø J. The Feeling of Excellent Functioning: Hedonic and Eudaimonic Emotions // Handbook of Eudaimonic Well-Being / J. Vittersø (Eds.). Cham: Springer, 2016. P. 253–276.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх