The Material World of the Early Twentieth-Century Reindeer Breeding Orochons of Transbaikal in the Dimension of Culture [Veshchnyi mir olennykh orochonov Zabaikal’ia nachala XX v. v prostranstve kul’tury]

 
PIIS086954150016709-9-1
DOI10.31857/S086954150016709-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Russian Museum of Ethnography
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№4
Pages192-209
Abstract

The article makes the first comprehensive attempt at examining the material world of the early twentieth-century reindeer breeding Orochons of Transbaikal, drawing on a broad range of materials from the Russian Ethnographic Museum and applying systems analysis and hermeneutic methods to interpret results. The study employed a comparison and juxtaposition of the material culture of the Orochon to that of the neighboring Evenks and ethnic groups of the Lower Amur, as well as other peoples of Central and Eastern Asia. The focus is put on exploring the specificities of the material culture complex among three distinctive Orochon groups, including the traditional occupations (hunting, reindeer husbandry, fishing), clothing, decorations, and beliefs, especially shamanism. I argue that the ethnic and cultural specificities of the Orochon material world should be seen as shaped by the people’s adaptation to the local natural environment, influenced by the type of their economic and cultural activities as well as their belief system, and further altered in the course of their interaction with neighbor cultural groups.

Keywordsmaterial world, ethnocultural specificities, traditional ethnographic complex, Orochons, Russian Ethnographic Museum collections, 1927–28 Tunguska expedition
AcknowledgmentThis research was supported by the following institutions and grants: Russian Foundation for Basic Research [18-09-00537 A]
Publication date28.09.2021
Number of characters44719
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В современной социальной и культурной антропологии значительное место занимает проблема материальности в культуре и обществе. Вещеведение является традиционной темой исследования в российской этнографии. В 2016 г. в журнале “Этнографическое обозрение” состоялось ее обсуждение. В настоящее время эта проблематика обусловлена онтологическим поворотом к материальности предметного мира в социологии и связана с концепцией Б. Латура, Дж. Ло, К. Кнорр-Цетин (Баранов 2016: 25; Соколовский 2016), которая предполагает отказ от антропоцентризма, устранение субъектно-объектных отношений, равенство метафизического статуса всех объектов, рассмотрение вещи как “активного феномена культуры”, герменевтический подход к ней (Соколовский 2016: 105). В контексте с этим представлением А.В. Головнев исследует предмет как живой одухотворенный феномен в пространстве мира, что наполняет собой “живой диалог человека с миром” (Головнев 1995: 197). Д.А. Баранов отмечает роль музеев как центров изучения материальности и обосновывает современные подходы к ней: исследование вещи как национально своеобразного артефакта, связанного с этнографичностью, этничностью, этнической атрибутированностью, анализ предметов в системе культуры, прочтение конструктивно-технологических и символических интерпретаций (Баранов 2016).
2 Осмысление рукотворной вещи как “своего” продукта, отличного от “чужого”, является одним из элементов этнокультурной специфики, проявляющихся в символах и ценностях. Материальные объекты представляют собой основу жизнедеятельности человека и культуры этноса и связаны с духовным пониманием мира. Хозяйственные, бытовые предметы, одежда, а также вещи сакральные, имеющие различный семиотический статус (Байбурин 1995: 82), характеризуют традиционный этнографический комплекс сообщества и формируют его этническое своеобразие во взаимодействии с другими группами.
3 Цель настоящей статьи – раскрыть этнические особенности традиционной культуры орочонов Забайкалья начала XX в., основываясь на вещах из коллекций Российского этнографического музея (далее РЭМ). Задачи данной работы: используя указанные материалы, отметить общую и локальную специфики традиционной культуры забайкальских орочонов, показать ее место в системе культуры эвенков, выявить этнокультурные связи различных групп эвенков.
4 Наиболее близкими из всех черт современной теории материальности автору настоящей статьи представляется герменевтический подход прочтения вещи как текста культуры, исследование ее в системе культуры, выявление смыслов и значений предметов, определение их функций и семиотического статуса.
5 Научная новизна статьи состоит в том, что впервые системно исследованы коллекции РЭМ по оленным группам орочонов Забайкалья начала ХХ в.

Number of purchasers: 2, views: 768

Readers community rating: votes 0

1. Baiburin, A.K. 1995. Semioticheskii status veshchei i mifologiia [Semiotic Status of Things and Mythology]. In Kunstkamera: izbrannye stat’i [Kunstkamera: Selected Articles], edited by A.K. Baiburin, N.M. Girenko, and K.V. Chistov, 80–93. St. Petersburg: Evropeiskii Dom.

2. Baranov, D.A. 2016. O chem molchat veshchi [What Things Are Silent About]. Etnograficheskoe obozrenie 5: 25–39.

3. Brandišauskas, D. 2019. Leaving Footprints in the Taiga: Luck, Spirits and Ambivalence among the Siberian Orochen Reindeer Herders and Hunters. New York; Oxford: Berghahn Books.

4. Davydov, V.N. 2014. Issledovanie otnoshenii cheloveka i olenia v Yuzhnoi Yakutii [Research of Human and Deer Relations in Southern Yakutia]. In Materialy polevykh issledovanii MAE RAN. Vyp. 14 [Materials of Field Studies of the Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences. Issue 14], edited by E.G. Fedorova, 95–117. St. Petersburg: MAE RAN.

5. Davydov, V.N., et al. 2016. Ogon’, voda, veter i kamen’ v evenkiiskikh landshaftakh. Otnosheniia cheloveka i prirody v Baikal’skoi Sibiri [Fire, Water, Wind and Stone in Evenk Landscapes. Relations between Man and Nature in Baikal Siberia]. St. Petersburg: Kunstkamera.

6. Diachenko, V.I., and N.V. Ermolova. 1994. Evenki i yakuty yuga Dal’nego Vostoka XVII–XX vv. [Evenks and Yakuts of the South of the Far East in the 17th – 20th Centuries]. St. Petersburg: Nauka.

7. Ermolova, N.V. 1999. O prirodnoi i kul’turnoi obuslovlennosti etnicheskogo kharaktera evenkov [On the Natural and Cultural Conditionality of the Evenks’ Ethnic Character]. In Etnos, landshaft, kul’tura. Materialy konferentsii [Ethnos, Landscape, Culture. Proceedings of the Conference], edited by L.R. Pavlinskaia, 45–60. St. Petersburg: Evropeiskii Dom.

8. Kabuzan, V.M. 1973. Kak zaselialsia Dal’nii Vostok (vtoraia polovina XVII – nachalo XX v.) [How the Far East Was Settled (The Second Half of the 17th – Beginning of the 20th Century)]. Khabarovsk: Khabarovskoe knizhnoe izdatel’stvo.

9. Kalashnikova, N.M. 2000. Semiotika narodnogo kostiuma [Semiotics of Folk Costume]. St. Petersburg: SPGUTD.

10. Klitsenko, Yu. 2013a. Shamanskie chumy evenkov po materialam katangskoi ekspeditsii A.A. Makarenko [Shamanistic Chums of the Evenks Based on the Materials of the Katanga Expedition of A. A. Makarenko]. Sibirskaia Zaimka: istoriia Sibiri v nauchnykh publikatsiiakh 14.03. https://zaimka.ru/klitsenko-makarenko/ (retrieved: 25.02.2020).

11. Klitsenko, Yu. 2013b. A.A. Makarenko o shamanskikh chumakh vitimo-olekminskikh evenkov [A.A. Makarenko about the Shamanic Chums of the Vitimo-Olekmin Evenks]. Sibirskaia Zaimka: istoriia Sibiri v nauchnykh publikatsiiakh 16.08. https://zaimka.ru/klitsenko-shunman/ (retrieved: 25.02.2020).

12. Lavrillier, A., and S. Gabyshev. 2017. An Arctic Indigenous Knowledge System of Landscape, Climate and Human Interactions. Evenki Reindeer Herders and Hunters. Fürstenberg; Havel: Verlag der Kulturstiftung Sibirien Publications.

13. Missonova, L.I. Uil'ta Sakhalina. Bol'shie problemy malochislennogo naroda [Sakhalin Uylta. Big Problems of a Small-Numbered People]. Moscow: Nauka, 2006.

14. Missonova, L.I. 2018. Problemy i zakonomernosti lokalizatsii prostranstva provedeniia yarmarok na Severo-Vostoke i Vostoke Rossii [Problems and Regularities of Localization of the Fair Space in the North-East and East of Russia]. Rossiia i ATR 4: 109–127.

15. Povorozniuk, O.A. 2011. Zabaikal’skie evenki: sotsial’no-ekonomicheskie i kul’turnye transformatsii v XX–XXI vv. [Transbaikalia Evenks: Socio-Economic and Cultural Transformations in the 20th – 21st Centuries]. Moscow: RAN,

16. Sem, T.Yu. Shamanizm evenkov po materialam Rossiiskogo etnograficheskogo muzeia [Shamanism of the Evenks Based on the Materials of the Russian Ethnographic Museum]. St. Petersburg: Gumanitarnaia akademiia, 2017.

17. Shirokogorov, S.M. 2017. Sotsial’naia organizatsiia severnykh tungusov (s vvodnymi glavami o geografii rasseleniia i istorii etikh narodov) [Social Organization of the Northern Tungus (With Introductory Chapters on the Geography of Settlement and the History of These Peoples)], edited by A.A. Sirina and V.N. Davydov. Moscow: Nauka; Vostochnaia literature.

18. Shubin, A.S. 1973. Kratkii ocherk etnicheskoi istorii evenkov Zabaikal’ia (XVII–XX vv.) [A Brief Sketch of the Ethnic History of the Evenks of Transbaikalia (17th – 20th Centuries)]. Ulan-Ude: Buriatskoe knizhnoe izdatel’stvo.

19. Sirina, A.A. 2012. Evenki i eveny v sovremennom mire. Samosoznanie, prirodopol’zovanie, mirovozzrenie [Evenks and Evens in the Modern World. Self-Awareness, Environmental Management, Worldview]. Moscow: Vostochnaia literatura,

20. Sirina, A.A., and V.N. Davydov. 2017. “…Ne imeiushchie ni khlebopashestva, ni skotovodstva, ni olenei, a tol’ko odnu lish’ reku etu”: paternalizm i rynochnaia ekonomika v Severo-Vostochnom Pribaikal’e [“...Having No Arable Farming, No Cattle Breeding, No Deer, but Only This River”: Paternalism and Market Economy in the North-Eastern Baikal Region]. Etnograficheskoe obozrenie 1: 70–85.

21. Sokolovskii, S.V. 2016. Material’naia semiotika i etnografiia material’noi kul’tury [Material Semiotics and Ethnography of Material Culture]. Etnograficheskoe obozrenie 5: 103–115.

22. Tugolukov, V.A. 1969. Sledopyty verkhom na oleniakh [Pathfinders Riding on Deer]. Moscow: Nauka.

23. Tugolukov, V.A. 1975. Konnye tungusy (etnicheskaia istoriia i etnogenez) [Horse Tungus (Ethnic History and Ethnogenes)]. In Etnogenez i etnicheskaia istoriia narodov Severa [Ethnogenes and Ethnic History of the Peoples of the North], edited by I.S. Gurvich, 78–110. Moscow: Nauka.

24. Uvarova, T.B. 2005. Nerchinskie evenki v XVIII–XX vv. [Nerchinsk Evenks in the XVIII-XX centuries]. Moscow: Institut informatsii po obshchestvennym naukam RAN,

25. Vainshtein, S.I. 1971. Problema proiskhozhdeniia olenevodstva v Evrazii. Ch. II: Rol’ saianskogo ochaga v rasprostranenii olenevodstva v Evrazii) [The Problem of the Origin of Reindeer Husbandry in Eurasia. P. II: The Role of the Sayan Hearth in the Spread of Reindeer Herding in Eurasia)]. Sovetskaia etnografiia 5: 37–52.

26. Vasilevich, G.M. 1969. Evenki. Istoriko-etnograficheskie ocherki (XVIII – nachalo XX v.) [Evenki. Historical and Ethnographic Essays (18th – Early 20th Century)]. Leningrad: Nauka.

27. Vasilevich, G.M., and M.G. Levin. 1951. Tipy olenevodstva i ikh proiskhozhdenie [Types of Reindeer Husbandry and Their Origin]. Sovetskaia etnografiia 1: 63–87.

28. Yampolskaia, Yu.A. 1993. “Shamanskii chum” evenkov: istoriia otkrytiia, rezul’taty issledovanii, gipotezy [“Shaman’s Chum” of the Evenks: The history of Discovery, Research Results, Hypotheses]. In Etnosy i etnicheskie protsessy [Ethnoses and Ethnic Processes], edited by V.A. Popov, 107–118. Moscow: Nauka; Vostochnaia literatura.



Additional sources and materials

Источники и материалы

Архив РЭМ 1 – Архив Российского этнографического музея. Ф. 5. М.Г. Левин. Материалы северобайкальского отряда Тунгусской экспедиции 1927 г. 

Архив РЭМ 2 – Архив Российского этнографического музея. Ф. 6. А.А. Макаренко. Материалы экспедиции 1913 г. в Забайкальскую обл., 53 л.

Василевич 1956 – Василевич Г.М. Эвенки // Народы Сибири / Под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. М.; Л: АН СССР. C. 701–742.

Василевич 1958 – Василевич Г.М. Тунгусский кафтан // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. ХVIII / Отв. ред. Л.П. Потапов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 122–178.

Василевич 1963 – Василевич Г.М. Типы обуви у народов Сибири // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. ХХI / Отв. ред. Л.П. Потапов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 3–64.

Василевич 1964 – Василевич Г.М. Типы оленеводства у тунгусоязычных народов в связи с проблемой их расселения по Сибири. Доклад на VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук. М.: Наука, 1964.

Василевич 1976 – Василевич Г.М. Материальная культура среднеамурских эвенков (по материалам музеев Ленинграда) // Материальная культура народов Сибири и Севера / Отв. ред. И.С. Вдовин. Л.: Наука, 1976. С. 106–123.

Викторова 1980 – Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. М.: Наука, 1980. 

Георги 2005 – Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб.: Русская симфония; Библиотека АН, 2005.

Головнев 1995 – Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995.

Горбачева, Соловьева 2006 – Горбачева В.В., Соловьева К.Ю. (ред.) На грани миров. Шаманизм народов Сибири: из собрания Российского этнографического музея (СПб.). М.: Художник и книга, 2006.

Ермолов 1987 – Ермолов Л.Б. Сложносоставный монгольский лук // Корейские и монгольские коллекции в собраниях МАЭ: сборник Музея антропологии и этнографии. Т. XLI / Отв. ред. А.М. Решетов. Л.: Наука, 1987. С. 151–152.

Захаров 1875 – Захаров И.И. Полный маньчжурско-русский словарь. СПб.: Императорская Академия наук, 1875.

Идес, Бранд 1964 – Идес И., Бранд А. Записки о русском посольстве в Китай (1692–1695). М.: Наука, 1964.

Левин 1936 – Левин М.Г. Эвенки северного Прибайкалья // Советская этнография. 1936. № 2. С. 71–77.

Левин, Потапов 1956 – Левин М.Г., Потапов Л.П. (ред.) Народы Сибири. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956.

Левин, Потапов 1961 – Левин М.Г., Потапов Л.П. (ред.) Историко-этнографический атлас Сибири. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.

Маак 1859 – Маак Р.К. Путешествие на Амур. СПб.: Изд-во С.Ф. Соловьева, 1859.

Мазин 1984 – Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX – начало ХХ века). Новосибирск: Наука, 1984.

Мазин 1992 – Мазин И.А. Быт и хозяйство эвенков-орочонов (конец XIX – ХХ в.). Новосибирск: Наука, 1992. 

Окладников 1950 – Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. Ч. 1, 2. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. (Материалы и исследования по археологии СССР. № 18.)

Патканов 1906 – Патканов С. Опыт географии и статистики тунгусских племен Сибири: В 2 ч. Ч. 1. Вып. 1: Тунгуссы собственно. СПб.: Слово, 1906. (Записки Императорского русского географического общества по отделению этнографии. Т. ХХХI. Часть 1. Вып. 1.)

ПМА 1986 – Полевые материалы экспедиции автора в п. Вал, о-в Сахалин, 1986 г. (информант: М. Михеева).

ПМА 1988 – Полевые материалы экспедиции автора в п. Оленек, Якутия, 1988 г. (информант: В.А. Бенчик).

ПМА 1994 – Полевые материалы экспедиции автора в п. Иенгра, Якутия, 1994 г. (информант: С. Семенов).

Прокофьева 1971 – Прокофьева Е.Д. Шаманская одежда народов Сибири // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX – начале XX в.: сборник Музея Антропологии и этнографии. Т. XXVII / Отв. ред. Л.П. Потапов, С.В. Иванов. 1971. С. 5–100.

РЭМ – Российский этнографический музей.

Сем 1986 – Сем Т.Ю. Традиционный этнографический комплекс манегров (конец XIX – начало ХХ в.) // Субэтносы в СССР: сборник научных трудов / Отв. ред. А.В. Коновалов. Л.: Гос. музей этнографии народов СССР, 1986. С. 92–109.

Сем 1987 – Сем Т.Ю. Атрибуция шаманских костюмов эвенков (по материалам ГМЭ народов СССР) // Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографических памятников: сборник научных трудов / Отв. ред. И.И. Шангина. Л.: Гос. музей этнографии народов СССР, 1987. С. 147–162.

Сем 2015 – Сем Т.Ю. Торговля тунгусов Восточной Сибири в середине XIX – начале ХХ в. // Торговля в этнокультурном измерении: материалы Четырнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений / Отв. науч. ред. В.М. Грусман, Е.Е. Герасименко. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2015. С. 94–100.

Сем 2018 – Сем Т.Ю. Ритуальный костюм эвенкийской шаманки Одокон из Прибайкалья (по материалам тунгусской экспедиции 1927 г.) // Вещь в трансляции этничности: материалы Семнадцатых международных Санкт-Петербургских этнографических чтений / Отв. науч. ред. В.М. Грусман, Е.Е. Герасименко. СПб.: ИНЦ СПГУТД, 2018. С. 45–50.

Сем 2019 – Сем Т.Ю. Этнокультурная специфика шаманских костюмов орочонов Северного Забайкалья // Этнос и конфессия: материалы Восемнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений / Отв. науч. ред. В.М. Грусман, Е.Е. Герасименко. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2019. C. 247–251. 

Смоляк 1984 – Смоляк А.В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина. Этногенетический аспект. М.: Наука, 1984.

Цу Пу Шу 1956 – Цу Пу Шу. Орочоны / Пер. с кит. Володина. Пекин: Национальное изд-во, 1956. 

Чимитдоржиева 2012 – Чимитдоржиева Г.Н. Исторические связи бурятского и эвенкийского языков (на примере лексики). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012.

Широкогоров, Широкогорова 1914 – Широкогоров С.М., Широкогорова Е.Н. Отчет о поездках к тунгусам и ороченам Забайкальской области в 1912 и 1913 гг. // Известия Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Сер. II. 1914. № 3. С. 129–146.

Shirokogoroff 1935 – Shirokogoroff S.M. Psychomtntal complex of the tungus. Peking: Catolic University Press, 1935.

 

Система Orphus

Loading...
Up