Workers in Soviet Museum Ethnography in the 1950s: Class Analysis and Politics of Time [Rabochie v sovetskoi muzeinoi etnografii 1950-kh godov: klassovyi analiz i politika vremeni]

 
PIIS086954150016707-7-1
DOI10.31857/S086954150016707-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: researcher
Affiliation: The Russian Museum of Ethnography
Address: 4/1 Inzhenernaya St., St. Petersburg, 191186, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№4
Pages157-175
Abstract

Drawn on archival materials produced by The State Museum of Ethnography of the Peoples of the USSR (nowadays The Russian Museum of Ethnography) in the 1950s, the article explores the ways in which the image of workers was constructed as an object of ethnographic inquiry and museum representation in the context of social and political changes that marked the period stretching from the late Stalinism to Khrushchev’s “thaw”. It focuses on the Russian workers seen as the largest and most significant “national group of the proletariat”. Ethnographic studies of workers conducted during the period were conceptually based on the monolinear class analysis that was instrumental in establishing a temporal hierarchy separating the “advanced” working class from the “backward” peasantry. Yet, if in the early 1950s museum ethnographers tended to draw sharp lines between the workers and the peasants in their scholarly writings and exhibitions, the situation started to change with the coming of the Khrushchev “thaw” when class distinctions began to be blurred and ethnographers would constantly emphasize commonalities and similarities in the everyday life and culture of both groups.

KeywordsSoviet ethnography, State Museum of Ethnography, Russian Museum of Ethnography, workers, class analysis, politics of time
Received28.09.2021
Publication date28.09.2021
Number of characters51603
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В Российском этнографическом музее1 в Санкт-Петербурге в 1980–1990-е годы была построена большая экспозиция по этнографии русского народа. Несмотря на солидный возраст, она до сих пор открыта и представляет прежде всего традиционную культуру русских крестьян рубежа XIX–XX вв. Во втором зале экспозиции показаны различные крестьянские ремесла, но одна из стен зала посвящена истории и быту промышленных рабочих. Среди фотографий, инструментов и других материалов располагаются два искусно выполненных макета цехов ткацкой фабрики и литейного завода конца XIX в.2 Они показывают тяжелые условия труда и погружают зрителя в атмосферу заводской жизни: за тесно расставленными ткацкими станками женщины работают по 15–16 часов в день, им помогают дети; мужчины трудятся в мрачном грязном цеху, наполненном жаром от расплавленной стали. Такие картины рабочего быта выбиваются из общего “позитивного” экспозиционного нарратива и кажутся инородным телом в этнографическом музее, специализирующемся на традиционной сельской культуре.
2 Сейчас эта часть выставки кажется странным и случайно уцелевшим реликтом советского времени, но в 1950-е годы она была частью нового амбициозного проекта советской этнографии по изучению рабочего класса в прошлом и настоящем. Именно в это время были изготовлены описанные выше макеты. Исследования рабочего быта начались в конце 1940-х годов и были частью послевоенного поворота советской этнографии к актуальным вопросам современности. Этому повороту посвящен ряд работ, но все они фокусируются на изучении быта и культуры колхозного крестьянства – магистрального направления этнографии того времени (Slezkine 1994; Abashin 2011; Haber 2014; Алымов 2010; Новожилов 2012). История изучения рабочих остается нерассказанной. Этнография современности (“нового быта”, “социалистического строительства”) 1920–1930-х годов также занималась преимущественно сельскими жителями (Hirsch 2005; Верняев 2005; Петряшин 2018). Можно сказать, что советские этнографы того времени продолжали романтическую традицию изучения сельского населения европейских стран как носителя исторических традиций и “народного духа”. Этнография рабочих, напротив, совершала радикальный разрыв с этой традицией, так как своим объектом имела наиболее “передовой”, с точки зрения советской идеологии, класс общества. Марксистский “субъект истории” и коллективный суверен советской “диктатуры пролетариата” оказался в одном ряду с привычными объектами колонизации и этнографического описания – крестьянами и “экзотичными” народами. Вместе с тем при взгляде “изнутри” этнографии рабочие находились в “слабой” позиции по отношению к крестьянам, так как задачи, методы и научная ценность их изучения были неочевидны.
3 Настоящая работа должна ответить на следующие вопросы. Какова была логика конструирования рабочих как объекта изучения советской этнографии? Как идеологические модели классовых и национальных отношений в СССР отразились в этнографии рабочих – ее исследовательских и репрезентационных практиках? Наконец, как менялась этнография рабочих в условиях социально-политических трансформаций 1950-х годов? Основными источниками служат архивные и опубликованные материалы Государственного музея этнографии народов СССР (далее – ГМЭ): научные отчеты об экспедициях, тематико-экспозиционные планы, стенограммы дискуссий, путеводители по выставкам и проч. Специфика музейных материалов позволит раскрыть этнографию рабочих в двух ракурсах – академического исследования и выставочной репрезентации. В центре моего внимания будут русские рабочие – самый крупный и идеологически значимый “национальный отряд пролетариата” в СССР.

Price publication: 0

Number of purchasers: 2, views: 894

Readers community rating: votes 0

1. ARE`M 1 – Arxiv Rossijskogo e`tnograficheskogo muzeya. F. 2. Op. 1.

2. ARE`M 2 – Arxiv Rossijskogo e`tnograficheskogo muzeya. F. 2. Op. 2.

3. Balakin 1948 – Balakin A. Poxorony` kukushki // Literaturnaya gazeta. 1948. 17 marta. № 22. S. 3.

4. Butusov 1948 – Butusov V. “Specialisty` po nizkopoklonstvu” // Literaturnaya gazeta. 1948. 10 yanvarya. № 3. S. 3.

5. Putevoditel` 1961 – Putevoditel` po e`kspozicii “Russkie” (vtoraya polovina XIX – nachalo XX vv.). Leningrad: GME` narodov SSSR, 1961.

6. Rezolyuciya 1951 – Rezolyuciya e`tnograficheskogo soveshhaniya pri Institute e`tnografii AN SSSR s uchastiem predstavitelej soyuzny`x i avtonomny`x respublik, sostoyavshegosya v Moskve s 23 yanvarya po 3 fevralya 1951 goda // Sovetskaya e`tnografiya. 1951. № 2. S. 231–234.

7. Supinskij 1934 – Supinskij A. Belorussiya i BSSR. Putevoditel` po vy`stavke Gosudarstvennogo e`tnograficheskogo muzeya. L.: GME`, 1934.

8. Abashin, S. 2011. Ethnographic Views of Socialist Reforms in Soviet Central Asia: Collective Farm (Kolkhoz) Monographs. In Exploring the Edge of Empire: Soviet Era Anthropology in the Caucasus and Central Asia, edited by F. Mühlfried and S. Sokolovskiy, 83–98. Berlin: Lit-Verlag.

9. Alymov, S. 2009. Kosmopolitizm, marrizm i prochie “grekhi”: otechestvennye etnografy i arkheologi na rubezhe 1940–1950-kh godov [Cosmopolitism, Marrism and Other “Sins”: Soviet Ethnographers and Archeologists in Late 1940s – Early 1950s]. Novoe literaturnoe obozrenie 3 (97): 7–36.

10. Alymov, S. 2010. Nesluchainoe selo: sovetskie etnografy i kolkhozniki na puti “ot starogo k novomu” i obratno [The Nonrandom Village: Soviet Ethnographers and Collective Farmers on the Way “from Old to New” and Back]. Novoe literaturnoe obozrenie 1 (101): 109–129.

11. Alymov, S. 2014. Ethnography, Marxism and Soviet Ideology. In An Empire of Others, edited by R. Cvetkovski and A. Hofmeister, 121–144. Budapest: CEU Press.

12. Arziutov, D.V., S.S. Alymov, and D.G. Anderson, eds. 2014. Ot klassikov k marksizmu: soveshchanie etnografov Moskvy i Leningrada (5–11 aprelia 1929 g.) [From Classics to Marxism: The Meeting of Ethnographers from Moscow and Leningrad (5–11 April 1929)]. St. Petersburg: MAE RAN.

13. Astapovich, Z.A., and K.V. Gusev, eds. 1962. Razvitie rabochego klassa v natsional’nykh respublikakh SSSR [Development of the Working Class in the National Republics of the USSR]. Moscow: Izdatel’stvo VPG i AON pri TsK KPSS, 1962.

14. Baranov, D.A. 2011. Obraz sovetskogo naroda v reprezentativnykh praktikakh Gosudarstvennogo muzeia etnografii narodov SSSR vo vtoroi polovine ХХ v. [Soviet People’s Image in Representational Practices of the State Museum of Ethnography of USSR People in Second Half of XXth Century]. In Antropologiia sotsial’nykh peremen. Issledovaniia po sotsial’no-kul’turnoi antropologii [Anthropology of Social Changes: Studies in Social-Cultural Anthropology], edited by E. Guchinova and H. Komarova, 414–428. Moscow: ROSSPEN.

15. Baranov, D.A. 2012. “Priruchenie” traditsii: vkliuchenie poniatiia traditsii v narrativ o sovetskom narode (po materialam GME narodov SSSR) [The “Taming” of Tradition: The Inclusion of the Concept of Tradition into the Narrative of the Soviet People (Based on the State Ethnographic Museum of the Peoples of the USSR)]. Antropologicheskii forum 16: 351–366.

16. Bevernage, B. 2016. Tales of Pastness and Contemporaneity: On the Politics of Time in History and Anthropology. Rethinking History: The Journal of Theory and Practice 20 (3): 352–374.

17. Birth, K. 2008. The Creation of Coevalness and the Danger of Homochronism. Journal of the Royal Anthropological Institute 14 (1): 3–20.

18. Branderberger, D. 2017. Stalinskii russotsentrizm. Sovetskaia massovaia kul’tura i formirovanie russkogo natsional’nogo samosoznaniia (1931–1956) [Stalin’s Russocentrism: Soviet Mass Culture and the Formation of Russian National Identity (1931–1956)]. Moscow: Politicheskaia entsiklopediia, 2017.

19. Budina, O.R., and M.N. Shmeleva. 1977. Etnograficheskoe izuchenie goroda v SSSR [Ethnographic Study of the City in the USSR]. Sovetskaia etnografiia 6: 21–31.

20. Chakrabarty, D. 2000. Provincializing Europe: Postcolonial Thought and Historical Difference. Princeton: Princeton University Press.

21. Dmitriev, V.A. 2012. Gosudarstvennyi muzei etnografii – svoi put’ mezhdu ideologiei i naukoi [State Museum of Ethnography: Steering an Independent Course between Ideology and Knowledge]. Muzei, traditsii, etnichnost’ 2: 6–20.

22. Dolgova, E.A. 2018. O biografii odnogo stalinskogo upravlentsa: Efim Abramovich Mil’shtein [One Biography of the Stalinist Manager: Efim Abramovich Mil’shtein]. Noveishaia istoriia Rossii 4: 912–924.

23. Etkind, A. 2011. Internal Colonization: Russia’s Imperial Experience. Cambridge: Polity Press.

24. Etkind, A., D. Uffel’man, and I. Kukulin, eds. 2012. Tam, vnutri. Praktiki vnutrennei kolonizatsii v kul’turnoi istorii Rossii [There, Inside: Practices of Internal Colonization in Russian Cultural History]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

25. Fabian, J. 1983. Time and the Other. How Anthropology Makes its Object. New York: Columbia University Press.

26. Gouldner, A.W. 1977–78. Stalinism: A Study of Internal Colonialism. Telos 34: 5–48.

27. Grinkova, N.P. 1947. Obriad “vozhdeniia rusalki” v sele B. Vereika Voronezhskoi oblasti [Ritual of “Leading the Mermaid” in B. Vereika Village, Voronezh Oblast]. Sovetskaia etnografiia 1: 178–184.

28. Haber, M. 2014. The Soviet Ethnographers as a Social Engineer: Socialist Realism and the Study of Rural Life, 1945–1958. The Soviet and Post-Soviet Review 41 (2): 194–219.

29. Hirsch, F. 2005. Empire of Nations: Ethnographic Knowledge and the Making of the Soviet Union. Ithaca: Cornell University Press.

30. Korbe, O. 1950. Sessiia Uchenogo soveta Instituta etnografii, posviashchennaia itogam ekspeditsionnykh issledovanii 1949 g. [Session of the Academic Council of the Institute of Ethnography, Dedicated to the Results of Expeditionary Researches in 1949]. Sovetskaia etnografiia 3: 183–186.

31. Kriukova, T.A. 1947. “Vozhdenie rusalki” v sele Os’kine Voronezhskoi oblasti (po materialam ekspeditsii Gosudarstvennogo muzeia etnografii 1936 g.) [“Leading the Mermaid” in Os’kino village, Voronezh Oblast (Based on Expedition Materials of State Museum of Ethnography from 1936)]. Sovetskaia etnografiia 1: 185–192.

32. Kriukova, T.A., and E.N. Studenetskaia. 1971. Gosudarstvennyi muzei etnografii narodov SSSR za piat’desiat let sovetskoi vlasti [The State Museum of Ethnography of USSR Peoples for 50 Years of Soviet Authority]. In Ocherki istorii muzeinogo dela v SSSR [Essays on History of Museum Work in USSR], edited by A.B. Zaks, 7: 9–120. Moscow: Sovetskaia Rossiia.

33. Malinovskaia, Z. 1932. Nauchnye komandirovki Etnograficheskogo otdela Gos. Russkogo muzeia v 1932 g. v Leningradskuiu oblast’ [Scientific Expeditions of the Ethnographic Department of the State Russian Museum in 1932 in Leningrad Province]. Sovetskaia etnografiia 5–6: 232–234.

34. Milonov, Yu. 1930. Tselevye ustanovki muzeev razlichnogo tipa [Telic Policy of Different Types of Museums]. In Pervyi Vserossiiskii muzeinyi s’ezd: tezisy dokladov [The First All-Russian Museum Congress: Theses of the Report], 3–11. Moscow; Leningrad: OGIZ.

35. Mitrofanova, A.V. 1964. Razvitie rabochego klassa SSSR v period zaversheniia stroitel’stva sotsializma i postepennogo perekhoda k kommunizmu (1936–1961 gg.) [Development of Working Class of USSR During the Completion of the Construction of Socialism and the Gradual Transition to Communism]. In Formirovanie i razvitie sovetskogo rabochego klassa (1917–1961 gg.) [Formation and Development of Soviet Working Class (1917–1961)], edited by R.P. Dadykin, 55–71. Moscow: Nauka.

36. Morfino, V., and P.D. Thomas, eds. 2018. The Government of Time: Theories of Plural Temporality in the Marxist Tradition. Leiden: Brill.

37. Nikandrov, A.V. 2018. Ot diktatury proletariata k obshchenarodnomu gosudarstvu: “likvidatsiia dogmatizma” ili revizionizm? [From the Proletariat Dictatorship to the Nationwide State: The “Elimination of Dogmatism” or Revisionism?]. Filosofiia i obshchestvo 1: 18–36.

38. Novozhilov, A.G. 2012. Etnograficheskoe izuchenie kolkhoznogo krest’ianstva v 1930–1950-kh godakh [Ethnographic Research of Collective Farmers in 1930s–1950s]. Vestnik SPbGU, Seriia 2: Istoriia 2: 90–101.

39. Petriashin, S. 2018. Sotsrealizm i etnografiia: izuchenie i reprezentatsiia sovetskoi sovremennosti v etnograficheskom muzee 1930-kh gg. [Socialist Realism and Ethnography: The Study and Representation of Soviet Contemporaneity in Ethnographic Museums in the 1930s]. Antropologicheskii forum 39: 143–175.

40. Slezkine, Y. 1991. The Fall of Soviet Ethnography, 1928–38. Current Anthropology 32 (4): 476–484.

41. Slezkine, Y. 1994. Arctic Mirrors: Russia and the Small Peoples of the North. Ithaca: Cornell University Press.

42. Solovei, T.D. 1998. Ot “burzhuaznoi” etnologii k “sovetskoi” etnografii: istoriia otechestvennoi etnologii pervoi treti XX veka [From “Bourgeois” Ethnology to “Soviet” Ethnography: History of Russian Ethnology of the First Third of XXth]. Moscow: IEA RAN.

43. Sokolovskiy, S.V. 2014. Gorodskaia povsednevnost’, subkul’tury i rossiiskaia gorodskaia etnografiia [Urban Everyday Life, Subcultures and Russian Urban Ethnography]. In Etnometodologiia: problemy, podkhody, kontseptsii [Ethnomethodology: Problems, Approaches, Conceptions], edited by A.A. Piskoppel, V.R. Rokitianskii, and L.P. Shchedrovitskii, 18: 122–143. Moscow: Nasledie MMK.

44. Ssorin-Chaikov, N. 2003. The Social Life of the State in Subarctic Siberia. Stanford: Stanford University Press.

45. Ssorin-Chaikov, N. 2017. Two Lenins: A Brief Anthropology of Time. Chicago: Hau Books.

46. Timasheff, N.S. 1946. The Great Retreat. New York: E.P. Dutton and Company.

47. Varnavskii, P.K. 2004. Sovetskii narod: sozdanie edinoi identichnosti v SSSR kak konstruirovanie obshchei pamiati (na materialakh Buriatskoi ASSR) [Soviet People: The Making of a Common Identity in the USSR as the Creation of Common Memory (the Case of Buriat ASSR)]. Ab Imperio 4: 239–262.

48. Verniaev, I.I. 2005. Lokal’nye monograficheskie issledovaniia derevni 1920–1930-kh godov: tseli, metodiki, rezul’taty [Local Monographic Investigations of Village in the 1920s–1930s: Aims, Methods, Results]. In Problemy istoricheskogo regionovedeniia [Problems of Historical Area Studies], edited by Yu.V. Krivosheev, 29–64. St. Petersburg: Izdatelstvo SPbGU, 2005.

49. Viner, B.E., and K.S. Divisenko. 2018. Stanovlenie etnografii goroda v Leningrade/Peterburge [The Making of Urban Anthropology in Leningrad/St. Petersburg]. Peterburgskaia sotsiologiia segodnia 9: 143–168.

50. Viola, L. 1996. Peasant Rebels under Stalin: Collectivization and the Culture of Peasant Resistance. New York: Oxford University Press.

51. Zalesskii, A.I. 1955. Ob izuchenii byta rabochego klassa SSSR [On Study of Everyday Life of USSR Working Class]. Voprosy istorii 5: 128–129.

52. Zhdanko, T.A. 1951. Rabota Instituta etnografii Akademii nauk SSSR v 1950 g. [The Work of Institute of Ethnography of USSR Academy of Sciences]. Sovetskaia etnografiia 2: 214–219.

Система Orphus

Loading...
Up