Duty and Loyalty of the Central Asian Mullahs in Migration [Dolg i loial’nost’ sredneaziatskikh mull v migratsii]

 
PIIS086954150015500-0-1
DOI10.31857/S086954150015500-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: HSE University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№3
Pages149-167
Abstract

The article examines the social topography and configuration of the Muslim space of a Russian city. It focuses on the position, religious practices, and worldviews of Central Asian mullahs who participate actively in the religious life of local communities, conduct various rituals, and provide counsel or guidance to fellow believers. These figures are individuals that migrated from Central Asia, call themselves mullahs, possess significant social capital, and in fact play a considerable part in shaping the everyday religious experience of their fellow believers, often their countrymen, as well as in establishing and maintaining the local Muslim space, even though they are not legally appointed muftis, nor do they hold official positions at a city mosque. I attempt to explore what kinds of relationships and rapports these mullahs build with or vis-à-vis local imams, their countrymen, and the Muslim milieu in general. I pay particular attention both to the religious experience and the experience of migration in biographical stories of my informants, trying to understand their reflexivity, striving for self-improvement, and the way they comprehend their duty toward the God and other believers.

KeywordsCentral Asia, migration, Islam, religious authority, mullah, exorcism, loyalty, religious duty
AcknowledgmentThis research was supported by the following institutions and grants: Russian Science Foundation, https://doi.org/10.13039/501100006769 [grant no. 18-18-00293]
Publication date27.06.2021
Number of characters56710
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Мусульманское пространство крупных городов России очень разнообразно. Значительную часть прихожан мечетей в большей части городов Европейской России (за исключением Кавказа) и Сибири составляют выходцы из Средней Азии. Особенную роль в жизни современных мусульман в российских городах играют муллы, преподаватели Корана и хафизы из Таджикистана. Заметное место занимают северокавказские общины, в первую очередь суфийские. Чаще всего имамами (в данной статье имамами я называю официальных лиц, которые возглавляют мечети, муллами же я называю религиозных экспертов, не имеющих официальной позиции в мечети) являются либо местные татары, либо татары, приехавшие из других регионов России. Однако разнообразие мусульманского пространства российских городов не только этническое. Активную роль в религиозной жизни играют как обеспеченные предприниматели, так и трудовые мигранты. Городские мусульманские общины гетерогенны и в религиозном плане: в них могут состоять сунниты, шииты (среди которых – в первую очередь азербайджанцы), северокавказские суфии, представители разных мазхабов.
2 Данное исследование посвящено среднеазиатским муллам и их роли в конструировании мусульманского пространства Иркутска. Муллами в данном случае я называю мусульман, выходцев из Средней Азии, которые принимают активное участие в религиозной жизни локальной общины, проводят те или иные ритуалы, консультируют своих единоверцев, сами называют себя муллами (так же их именует и их окружение), обладают определенным социальным капиталом – репутацией религиозных экспертов и локальной известностью. Они не занимают каких-либо официальных позиций в Байкальском муфтияте и городской мечети, однако играют большую роль в конструировании религиозной повседневности своих единоверцев, чаще всего земляков (в зависимости от ситуации это могут быть выходцы из одной страны или региона либо те, с кем муллы говорят на одном языке), формировании локального мусульманского пространства, а иногда и транснационального/транслокального пространств.
3 Исследование практик и представлений среднеазиатских мулл этого сибирского города показывает рельефность и сложность устройства локального мусульманского пространства, дает представление о природе религиозного авторитета. Меня интересует, какую позицию занимают эти муллы в локальном и – шире – транслокальном мусульманских пространствах, как и какие отношения они выстраивают с официальным имамом, своими земляками и мусульманским окружением в целом. В своем исследовании особенное внимание я уделял религиозным и миграционным аспектам биографий моих информантов, их рефлексии, их стремлениям к самосовершенствованию и тому, как они понимают свою миссию, долг, обязательство перед Богом и другими мусульманами.

Number of purchasers: 0, views: 777

Readers community rating: votes 0

1. Abashin, S.N. 2011. Prakticheskaia logika islama [Practical Logic of Islam]. In Antropologiia sotsial’nykh peremen [Anthropology of Social Change], edited by E. Guchinova and G. Komarova, 256–281. Moscow: ROSSPEN.

2. Billaud, J. 2016. Snapshots of British Islam: Exploring Self, Identity, and the Good Ethical Life in the Global Megalopolis. Journal of Contemporary Ethnography 45 (5): 503–528. https://doi.org/10.1177/0891241615578904

3. Cieslewska, A., and Z. Blajet. 2020. The Spiritual Industry of Central Asian Migrants in Moscow. Laboratorium: Russian Review of Social Research 12 (1): 106–126. https://doi.org/10.25285/2078-1938-2020-12-1-106-126

4. DeWeese, D. 2002. Islam and the Legacy of Sovietology: A Review Essay on Yaacov Ro’I’s Islam in the Soviet Union. Journal of Islamic Studies 13 (3): 298–330.

5. Grigorichev, K.V. 2012. “Tadzhiki”, “nerusskie”, “gastarbaitery” i drugie: inostrannye trudovye migranty v prigorodakh Irkutska [“Tajiks”, “Non-Russians”, “Gastarbeitern” and Others: Foreign Labour Migrants of the Irkutsk Suburbs]. Etnograficheskoe obozrenie 4: 14–31.

6. Grigorichev, K.V., V.I. Diatlov, D.O. Timoshkin, and D.E. Briazgina. 2019. Bazar i gorod: liudi, prostranstva, obrazy [Bazar and the City: People, Spaces, Images]. Irkutsk: Ottisk.

7. Laruelle, M., and S. Hohmann. 2020. Polar Islam: Muslim Communities in Russia’s Arctic Cities. Problems of Post-Communism 67 (4–5): 327–337. https://doi.org/10.1080/10758216.2019.1616565

8. Matsuzato, K., and M.R. Ibragimov. 2006. Tarikat, etnichnost’ i politika v Dagestane [Tariqa, Ethnicity and Politics in Dagestan]. Etnograficheskoe obozrenie 2: 10–23.

9. Oparin, D. 2020. Possession and Exorcism in the Muslim Migrant Context. Ethnicities 20 (4): 731–751. https://doi.org/10.1177/1468796820904202

10. Oparin, D.A. 2017. Sovremennoe musul’manskoe prostranstvo Moskvy: severokavkazskii zikr i sredneaziatskie religioznye praktiki [Contemporary Muslim Space in Moscow: North-Caucasian Dhikr and Central Asian Religious Practices]. Etnograficheskoe obozrenie 4: 115–130.

11. Peter, F. 2006. Individualization and Religious Authority in Western European Islam. Islam and Christian-Muslim Relations 17 (1): 105–118. https://doi.org/10.1080/09596410500400165

12. Schielke, S. 2012. Being a Nonbeliever in a Time of Islamic Revival: Trajectories of Doubt and Certainty in Contemporary Egypt. International Journal of Middle East Studies 44 (2): 301–302. https://doi.org/10.1017/S0020743812000062

13. Sunier, T. 2018. Moral Failure, Everyday Religion, and Islamic Authorization. In Straying from the Straight Paths: How Senses of Failure Invigorate Lived Religion, edited by D. Beekers and D. Kloos, 107–123. New York: Berghahn.

14. Turaeva, R. 2019. Imagined Mosque Communities in Russia: Central Asian Migrants in Moscow. Asian Ethnicity 20 (2): 131–147. https://doi.org/10.1080/14631369.2018.1525529

15. Turaeva, R. 2020. Muslim Orders in Russia: Trade Networks and Hijama Healing. Nationalities Papers 48 (4): 661–674. https://doi.org/10.1017/nps.2019.90

16. Venhorst, C., Th. Quartier, P. Nissen, and E. Venbrux. 2013. Islamic Ritual Experts in a Migration Context: Motivation and Authority in the Ritual Cleansing of the Deceased. Morality 18 (3): 235–250. https://doi.org/10.1080/13576275.2013.819321

17. Yarlykapov, A. 2020. Divisions and Unity of the Novy Urengoy Muslim Community. Problems of Post-Communism 67 (4–5). https://doi.org/10.1080/10758216.2019.1631181



Additional sources and materials

ПМА 2019 – Полевые материалы автора. Экспедиция в г. Иркутск, 2019 г.

Система Orphus

Loading...
Up