Долг и лояльность среднеазиатских мулл в миграции

 
Код статьиS086954150015500-0-1
DOI10.31857/S086954150015500-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№3
Страницы149-167
Аннотация

Статья посвящена социальной рельефности и конфигурации мусульманского пространства российского города. В фокусе исследования – позиция, религиозные практики и представления среднеазиатских мулл – выходцев из Средней Азии, которые принимают активное участие в религиозной жизни локальной общины, проводят те или иные ритуалы, консультируют своих единоверцев, сами называют себя муллами (также их именует и их окружение), обладают определенным социальным капиталом. Они не занимают каких-либо официальных позиций в муфтияте и городской мечети, однако играют большую роль в конструировании религиозной повседневности своих единоверцев, чаще всего земляков, в формировании локального мусульманского пространства. Меня интересует, как и какие отношения муллы выстраивают с имамом, своими земляками и мусульманским окружением в целом. В статье особенное внимание я уделяю религиозным и миграционным аспектам биографий моих информантов, их рефлексии, их стремлениям к самосовершенствованию и тому, как они понимают свой долг перед Богом и единоверцами.

Ключевые словасреднеазиатская миграция, ислам, религиозный авторитет, муллы, экзорцизм, лояльность, религиозный долг
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 18-18-00293] Статья подготовлена по результатам проекта “Кросскультурные взаимодействия: мусульмане в России” при поддержке фонда “Гуманитарные исследования” ФГН НИУ “Высшая школа экономики” в 2021 г.
Дата публикации27.06.2021
Кол-во символов56710
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Мусульманское пространство крупных городов России очень разнообразно. Значительную часть прихожан мечетей в большей части городов Европейской России (за исключением Кавказа) и Сибири составляют выходцы из Средней Азии. Особенную роль в жизни современных мусульман в российских городах играют муллы, преподаватели Корана и хафизы из Таджикистана. Заметное место занимают северокавказские общины, в первую очередь суфийские. Чаще всего имамами (в данной статье имамами я называю официальных лиц, которые возглавляют мечети, муллами же я называю религиозных экспертов, не имеющих официальной позиции в мечети) являются либо местные татары, либо татары, приехавшие из других регионов России. Однако разнообразие мусульманского пространства российских городов не только этническое. Активную роль в религиозной жизни играют как обеспеченные предприниматели, так и трудовые мигранты. Городские мусульманские общины гетерогенны и в религиозном плане: в них могут состоять сунниты, шииты (среди которых – в первую очередь азербайджанцы), северокавказские суфии, представители разных мазхабов.
2 Данное исследование посвящено среднеазиатским муллам и их роли в конструировании мусульманского пространства Иркутска. Муллами в данном случае я называю мусульман, выходцев из Средней Азии, которые принимают активное участие в религиозной жизни локальной общины, проводят те или иные ритуалы, консультируют своих единоверцев, сами называют себя муллами (так же их именует и их окружение), обладают определенным социальным капиталом – репутацией религиозных экспертов и локальной известностью. Они не занимают каких-либо официальных позиций в Байкальском муфтияте и городской мечети, однако играют большую роль в конструировании религиозной повседневности своих единоверцев, чаще всего земляков (в зависимости от ситуации это могут быть выходцы из одной страны или региона либо те, с кем муллы говорят на одном языке), формировании локального мусульманского пространства, а иногда и транснационального/транслокального пространств.
3 Исследование практик и представлений среднеазиатских мулл этого сибирского города показывает рельефность и сложность устройства локального мусульманского пространства, дает представление о природе религиозного авторитета. Меня интересует, какую позицию занимают эти муллы в локальном и – шире – транслокальном мусульманских пространствах, как и какие отношения они выстраивают с официальным имамом, своими земляками и мусульманским окружением в целом. В своем исследовании особенное внимание я уделял религиозным и миграционным аспектам биографий моих информантов, их рефлексии, их стремлениям к самосовершенствованию и тому, как они понимают свою миссию, долг, обязательство перед Богом и другими мусульманами.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 786

Оценка читателей: голосов 0

1. Абашин С.Н. Практическая логика ислама // Антропология социальных перемен / Отв. ред. Э. Гучинова, Г. Комарова. М.: РОССПЭН, 2011. С. 256–281.

2. Григоричев К.В. “Таджики”, “нерусские”, “гастарбайтеры” и другие: иностранные трудовые мигранты в пригородах Иркутска // Этнографическое обозрение. 2012. № 4. С. 14–31.

3. Григоричев К.В., Дятлов В.И., Тимошкин Д.О., Брязгина Д.Е. Базар и город: люди, пространства, образы. Иркутск: Оттиск, 2019.

4. Мацузато К., Ибрагимов М.Р. Тарикат, этничность и политика в Дагестане // Этнографическое обозрение. 2006. № 2. С. 10–23.

5. Опарин Д.А. Современное мусульманское пространство Москвы: северокавказский зикр и среднеазиатские религиозные практики // Этнографическое обозрение. 2017. № 4. С. 115–130.

6. Billaud J. Snapshots of British Islam: Exploring Self, Identity, and the Good Ethical Life in the Global Megalopolis // Journal of Contemporary Ethnography. 2016. Vol. 45 (5). P. 503–528. https://doi.org/10.1177/0891241615578904

7. Cieslewska A., Blajet Z. The Spiritual Industry of Central Asian Migrants in Moscow // Laboratorium: Russian Review of Social Research. 2020. 12 (1). P. 106–126. https://doi.org/10.25285/2078-1938-2020-12-1-106-126

8. DeWeese D. Islam and the Legacy of Sovietology: A Review Essay on Yaacov Ro’I’s Islam in the Soviet Union // Journal of Islamic Studies. 2002. Vol. 13 (3). P. 298–330.

9. Laruelle M., Hohmann S. Polar Islam: Muslim Communities in Russia’s Arctic Cities // Problems of Post-Communism. 2020. Vol. 67 (4–5). P. 327–337. https://doi.org/10.1080/10758216.2019.1616565

10. Oparin D. Possession and Exorcism in the Muslim Migrant Context // Ethnicities. 2020. Vol. 20 (4). P. 731–751. https://doi.org/10.1177/1468796820904202

11. Peter F. Individualization and Religious Authority in Western European Islam // Islam and Christian-Muslim Relations. 2006. Vol. 17 (1). P. 105–118. https://doi.org/10.1080/09596410500400165

12. Schielke S. Being a Nonbeliever in a Time of Islamic Revival: Trajectories of Doubt and Certainty in Contemporary Egypt // International Journal of Middle East Studies. 2012. Vol. 44 (2). P. 301–302. https://doi.org/10.1017/S0020743812000062

13. Sunier T. Moral Failure, Everyday Religion, and Islamic Authorization // Straying from the Straight Paths: How Senses of Failure Invigorate Lived Religion / Eds. D. Beekers, D. Kloos. N.Y.: Berghahn, 2018. P. 107–123.

14. Turaeva R. Imagined Mosque Communities in Russia: Central Asian Migrants in Moscow // Asian Ethnicity. 2019. Vol. 20 (2). P. 131–147. https://doi.org/10.1080/14631369.2018.1525529

15. Turaeva R. Muslim Orders in Russia: Trade Networks and Hijama Healing // Nationalities Papers. 2020. Vol. 48 (4). P. 661–674. https://doi.org/10.1017/nps.2019.90

16. Venhorst C., Quartier Th., Nissen P., Venbrux E. Islamic Ritual Experts in a Migration Context: Motivation and Authority in the Ritual Cleansing of the Deceased // Morality. 2013. Vol. 18 (3). P. 235–250. https://doi.org/10.1080/13576275.2013.819321

17. Yarlykapov A. Divisions and Unity of the Novy Urengoy Muslim Community // Problems of Post-Communism. 2020. Vol. 67 (4–5). https://doi.org/10.1080/10758216.2019.1631181



Дополнительные библиографические источники и материалы

ПМА 2019 – Полевые материалы автора. Экспедиция в г. Иркутск, 2019 г.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх