Язык индейцев и политика англичан: взаимоотношения с коренным населением Америки в учебниках Роджера Уильямса и Джона Элиота

 
Код статьиS086954150015493-2-1
DOI10.31857/S086954150015493-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№3
Страницы30-47
Аннотация

В данной статье рассматривается политическое и идеологическое содержание учебников индейских языков, написанных в колониях Новой Англии в XVII в. Таковых существует два – “Ключ к языку Америки” Роджера Уильямса и “Начала индейской грамматики” Джона Элиота. Оба эти труда стали инструментом выражения позиции авторов по насущным политическим вопросам – в первую очередь, о взаимоотношениях духовной и светской властей. Кроме того, в обеих книгах предлагались, пусть и неявно, определенные модели выстраивания отношений колонистов и коренного населения. В статье рассматривается место этих сочинений в идейной жизни колоний и метрополии, а также специфика предлагаемых их авторами методов построения отношений с индейцами.

Ключевые словаНовая Англия, Джон Элиот, Роджер Уильямс, XVII век, идеология английской колонизации
Дата публикации27.06.2021
Кол-во символов52864
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В XVII в., когда началось освоение Нового Света англичанами, идеологическая основа английской колонизации была еще не вполне оформлена. Хотя общие контуры идеологии Британской империи уже были намечены усилиями теоретиков колонизации времен Елизаветы I, в реальности колонисты сталкивались со множеством проблем, требовавших не только практических решений, но и их осмысления, а также идейного обоснования. Одной из ключевых проблем такого рода стали отношения с коренным населением и вопрос о правомочности присвоения индейских земель.
2 В теоретических работах Ричарда Хаклюйта, Сэмюэля Перчаса (Hakluyt 1584, 1890; Purchas 1614) и других лондонских интеллектуалов перспективы соседства с индейцами и вопрос о праве англичан на земли Нового Света обсуждались достаточно подробно. Предполагалось, что “дикари” не претендуют на земли Америки, поскольку живут “подобно зверям” в лесах, и занимают небольшие территории, оставляя большую часть континента свободной для заселения. Эти теоретические построения не выдерживали столкновения с реальностью и мало подходили на роль одного из идеологических “двигателей” колонизации. В результате определенная эволюция представлений о взаимоотношениях с индейцами произошла уже в самих колониях. В процессе обсуждения проблемы индейских земель высказывались самые разные идеи: от различных попыток оправдать “природное” право англичан на территории Нового Света до теорий, подразумевавших полное отсутствие таких прав (Aleksandrov 2019).
3 Более того, проблемы, касавшиеся отношений колонистов с индейцами и определения места представителей двух культур в формирующемся колониальном обществе, не ограничивались трудностями, связанными с получением прав на владение определенными территориями. Разные представления об отношениях с индейцами выражались в самых различных формах: в дискуссиях (содержание некоторых известно нам, напр., из переписок [Forbes 1943: 141; Williams 2007a], памфлетов [White 1630; Winslow 2014 [1624]; New England’s First Fruits 1643], законодательных актов [Shurtleff 1853: 7, 197; 1854: 86, 257; 1857: 66, 184]).
4 Частью этих идеологических баталий стало создание так наз. учебников, по которым англичане могли осваивать языки индейцев (это были не совсем учебники в привычном нам понимании). В рамках данной статьи мы рассмотрим идеологическое и политическое содержание двух учебников такого рода, изданных в Новой Англии в XVII в.: это “Ключ к языку Америки” Роджера Уильямса и “Начала индейской грамматики” Джона Элиота (Williams 1997 [1643]; Eliot 1666).
5 Издание учебника индейского языка, созданного в активно растущих колониях, где проблема взаимоотношений с коренными жителями была насущной и злободневной, не могло не быть до некоторой степени политическим заявлением. Большинство населения считало, что именно индейцы должны адаптироваться к новым соседям, и вовсе не собиралось заниматься изучением их языка. Сам факт издания подобного руководства, практически независимо от его содержания, противоречил идеям и взглядам большинства колонистов и колониальных властей.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 678

Оценка читателей: голосов 0

1. Aleksandrov G. Native Relations in Early British North America and the Emergence of Imperial Ideas // Social Evolution and History. 2019. Vol. 18 (1). P. 27–46. https://doi.org/10.30884/SEH/2019.01.02

2. Bancroft G. History of the United States of America, from the Discovery of the Continent. Vol. 1. N.Y.: Appleton, 1886.

3. Barry J. Roger Williams and the Creation of the American Soul. N.Y.: Viking Press, 2012.

4. Bejan T. The Bond of Civility: Roger Williams on Toleration and Its Limits // History of European Ideas. 2011. Vol. 37 (4). P. 409–420. https://doi.org/10.1016/j.histeuroideas.2011.03.003

5. Bejan T. Mere Civility: Disagreement and the Limits of Toleration. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2017.

6. Beecher Field J. A Key for the Gate: Roger Williams, Parliament, and Providence // New England Quarterly. 2007. Vol. 80 (3). P. 353–382.

7. Brenner R. Merchants and Revolution: Commercial Change, Political Conflict, and London’s Overseas Traders, 1550–1653. L.: Verso, 2003.

8. Brockunier S. The Irrepressible Democrat: Roger Williams. N.Y.: Ronald Press, 1940.

9. Byrd J. The Challenges of Roger Williams: Religious Liberty, Violent Persecution, and the Bible. Macon: Mercer University Press, 2002.

10. Calamandrei M. Neglected Aspects of Roger Williams’s Thought // Church History. 1952. Vol. 21 (3). P. 245–256.

11. Carlino A. Roger Williams and His Place in History: The Background and the Last Quarter Century // Rhode Island History. 2000. Vol. 58 (2). P. 34–71.

12. Cave A. The Pequot War. Amherst: University of Massachussetts Press, 1996.

13. Churchill W. Kill the Indian, Save the Man: The Genocidal Impact of American Indian Residential Schools. San-Francisco: City Lights Publishers, 2004.

14. Davis J. Roger Williams among the Narragansett Indians // New England Quarterly. 1970. Vol. 43 (4). P. 593–604.

15. Davis J. American Indian Boarding School Experiences: Recent Studies from Native Perspectives // OAH Magazine of History. 2001. Vol. 15 (2). P. 20–22.

16. Fitzgerald T. Discourse on Civility and Barbarity. Oxford: Oxford University Press, 2007.

17. Garret J. Roger Williams: Witness beyond Christendom. L.: Macmillan & Co, 1970.

18. Gaustad E. Roger Williams. Oxford: Oxford University Press, 2005.

19. Goodman N. Banishment, Jurisdiction, and Identity in Seventeenth-Century New England: The Case of Roger Williams // Early American Studies: An Interdisciplinary Journal. 2009. Vol. 7 (1). P. 109–39. https://doi.org/10.1353/eam.0.0014

20. Hall T. Separating Church and State: Roger Williams and Religious Liberty. Urbana: University of Illinois Press, 1998.

21. Hill C. The Intellectual Origins of the English Revolution Revisited. Oxford: Clarendon Press, 1997.

22. Johnson A. The First American Founder: Roger Williams and Freedom of Conscience. Pittsburgh: Philosophia Publications, 2015.

23. Knowles J. Memoir of Roger Williams, the Founder of the State of Rhode Island. Boston: Lincoln, Edmunds & Co., 1834.

24. Miller P. Roger Williams: His Contribution to the American Tradition. N.Y.: Bobbs, Merril, 1953.

25. Miller P. Roger Williams: An Essay of Interpretation // The Complete Writings of Roger Williams. Vol. 7 / Ed. P. Miller. N.Y.: Russell & Russell, 1963. P. 5–25.

26. Parrington V. Main Currents in American Thought: An Interpretation of American Literature from the Beginnings to 1920. N.Y.: Harcourt, Brace & Co, 1930.

27. Stanley A. “To Speak With Other Tongues”: Linguistics, Colonialism and Identity in 17th Century New England // Comparative American Studies. 2009. Vol. 7 (1). P. 1–17. https://doi.org/10.1179/147757009X417233

28. Winslow O. Master Roger Williams: A Biography. N.Y.: Macmillan & Co, 1957.

29. Wood T. Kingdom Expectations: The Native American in the Puritan Missiology of John Winthrop and Roger Williams // Fides et Historia. 2000. Vol. 32 (1). P. 39–49.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Eliot 1659 – Eliot J. The Christian Commonwealth: or, The Civil Policy Of The Rising Kingdom of Jesus Christ. L.: Printed for Livewell Chapman, at the Crown in Popes-Head-Alley, 1659.

Eliot 1666 – Eliot J. The Indian Grammar Begun. Cambridge [Mass.]: Printed by Marmaduke Johnson, 1666.

Forbes 1943 – Winthrop Papers: 1631–1637. Vol. III / Ed. A.B. Forbes. Boston: Massachusetts Historical Society, 1943. 

Hakluyt 1584 – Hakluyt R. A Discourse of Western Planting. 1584 // National Humanities Center. http://nationalhumanitiescenter.org/pds/amerbegin/exploration/text5/hakluyt.pdf

Hakluyt 1890 – Hakluyt R. The Principal Navigations, Voyages, Traffiques and Discoveries of the English Nation. Vol. XIII, America. Pt. II // Internet Archive. https://archive.org/details/theprincipalnavi25645gut/mode/2up

New England’s First Fruits 1643 – New England’s First Fruits: with Divers other special Matters concerning that Country. L.: Printed by R.O and G.D. for Henry Overton, and are to be fold at his Shop in Popes-head-Alley, 1643 // Internet Archive. https://archive.org/details/NewEnglandsFirstFruitsInRespectFirstOfTheCounversionOfSome/page/n0

Purchas 1614 – Purchas S. Purchas, His Pilgrimage or Relations of the World and the Religions Observed in All Ages and Places Discovered, From the Creation Unto This Present. L.: Printed by William Stansby for Henrie Fetherstone, and are to be fold at his Shop in Pauls Church-yard at the Signe of the Rofe, 1614 // Internet Archive. https://archive.org/details/purchashispilgri00purc/mode/2up 

Shurtleff 1853 – Records of the Governor and Company of the Massachusetts Bay in New England. Vol. 1 / Ed. N. Shurtleff. Boston: William White, 1853.

Shurtleff 1854 – Records of the Governor and Company of the Massachusetts Bay in New England. Vol. 4 / Ed. N. Shurtleff. Boston: William White, 1854.

Shurtleff 1857 – Records of the Colony of New Plymouth in New England. Vol. 11 / Ed. N. Shurtleff. Boston: William White, 1857.

Smith 1865 [1616] – Smith J. A Description of New England. Boston: William Veazie, 1865 [1616].

Smith 2006 [1621] – Smith J. The General History of Virginia, New England and the Summer Isles. Vol. 1. Bedford, MA: Applewood Books, 2006 [1621].

White 1630 – White J. The Planters Plea. L.: Printed by William Iones, 1630. http://name.umdl.umich.edu/A15097.0001.001

Williams 1644 – Williams R. The Bloudy Tenent of Persecution for Cause of Conscience. L., 1644.

Williams 1997 [1643] – Williams R. A Key into the Language of America. Bedford, MA: Applewood Books, 1997 [1643].

Williams 2007a – Williams R. The Complete Writings of Roger Williams. Vol. 3. Eugene, OR: Wipf and Stock, 2007.

Williams 2007b – Williams R. The Complete Writings of Roger Williams. Vol. 6. Eugene, OR: Wipf and Stock, 2007.

Winslow 2014 [1624] – Winslow E. Good News from New-England. Cambridge, MA: University of Massachusetts Press, 2014 [1624].

Система Orphus

Загрузка...
Вверх