Исследование плюрализма образов жизни сибиряков и северян через анализ их мобильностей и визуальностей (рец. на: Lifestyle in Siberia and the Russian North / Ed. J.O. Habeck. Cambridge: Open Book Publishers, 2019. 465 p.)

 
Код статьиS086954150014816-7-1
DOI10.31857/S086954150014816-7
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Lifestyle in Siberia and the Russian North / Ed. J.O. Habeck. Cambridge: Open Book Publishers, 2019. 465 p.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№2
Страницы187-190
Аннотация

  

Ключевые слова
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой̆ поддержке следующих организаций и грантов: Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [грант № 20-68-46043]
Дата публикации26.06.2021
Кол-во символов10204
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1
Oparin_IMG

2 Книга “Lifestyle in Siberia and the Russian North” под редакцией немецкого антрополога Йоахима Отто Хабека состоит из девяти исследовательских статей, основанных на полевых материалах, собранных разными учеными в Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Улан-Удэ, Якутске, Владивостоке, а также в сельской местности в Мурманской обл., Ханты-Мансийском автономном округе, на Чукотке и на Алтае. Работа в Сибири и на Севере проводилась в 2010–2012 гг. и была частью масштабного проекта Сибирского центра Института Макса Планка, посвященного анализу разнообразия образов (стилей) жизни в Сибири (Habeck 2008).
3 Каждая статья коллективной монографии 2019 г. по-своему, в зависимости от региона и конкретного исследовательского фокуса, проблематизирует понятие образ жизни. Во вступлении редактор сборника Хабек отталкивается (а за ним это делают практически все авторы статей) от двух теоретических парадигм, сформулированных французским социологом Пьером Бурдье и британским социологом Энтони Гидденсом. Первый рассматривает образ жизни через классовую призму и утверждает, что это понятие не лежит в плоскости выбора, а человек имеет те или иные предпочтения, привычки и повседневность в зависимости от своего социального статуса. Гидденс же, наоборот, утверждает, что у нас нет другого выбора, кроме как выбирать, он концептуализирует творчество и рефлексию в исследовании образа жизни. Несмотря на ясность и кажущуюся удобность установки Бурдье, большая часть авторов статей в сборнике все-таки интуитивно склоняется к постулатам Гидденса, не всегда признаваясь в этом через цитирование. Концепция Бурдье лишает человека агентности. Идеи выстраивания своей идентичности через те или иные повседневные практики и формирования чувства принадлежности к тому или иному месту через разные рутинные действия, может быть, и не очень близки классово ориентированному социологу, зато оказываются очень притягательными для любого антрополога, в особенности работающего в сельской местности и по большей части с коренным населением. Хотя авторы и склоняются к концепции Гидденса, но никто не принимает ее в чистом виде. В действительности, исследователи постоянно описывают в своих статьях как “осознанный выбор” информантов, так и случайность, спонтанность того или иного решения, индивидуальную рефлексию и действия, обусловленные социальным, политическим, культурным контекстами. Авторы лавируют между двумя концепциями, как уже было сказано выше, в большей степени симпатизируя идеям Гидденса. Однако они не игнорируют политические и социальные факторы на локальном и государственном уровнях, которые в той или иной степени определяют выбор их информантов. Например, в статье Маши Шо, основанной на полевом материале из приморского села Мурманской обл., описаны три биографии местных жителей, двое из которых выбрали вернуться в теряющую население деревню. И все они именно благодаря независимому существованию в родном селе и осознанному выбору жить здесь, на берегу моря, “стали хозяевами своей жизни”, как пишет автор. Следующая статья, Людека Броза и Хабека, на примере советских и постсоветских биографий двух людей (один – русский житель Новосибирска, другая – коренная алтайка, жительница села) показывают, как желания и мечты, практики и пристрастия, а также досуговая мобильность оказываются социально обусловленными и чувствительными к политическим трансформациям.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 587

Оценка читателей: голосов 0

1. Вахтин Н., Дудек Шт. (ред.) Дети девяностых в современной Российской Арктике. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020.

2. Habeck J.O. Conditions and Limitations of Lifestyle Plurality in Siberia: A Research Programme / Max Planck Institute for Social Anthropology Working Paper Series. Vol. 104. Halle: Max Planck Institute for Social Anthropology, 2008.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх