Жертвоприношения животных в честь православных святых у коми-пермяков

 
Код статьиS086954150014812-3-1
DOI10.31857/S086954150014812-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН
Адрес: Российская Федерация, Пермь
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№2
Страницы144-160
Аннотация

Обычаи жертвоприношения коми-пермяков описаны в материалах XIX – начала XX в., но остаются слабоизученной темой. Обращение к этой проблеме обусловлено как научной задачей – обобщить разрозненные сведения, так и общественным интересом к народным традициям. В статье рассматриваются мотивы приношения коми-пермяками скота и птицы в жертву Богу и святым, делается попытка установить истоки данных обрядов, описываются варианты их проведения. Обычаи коми-пермяков были обусловлены верой в покровительство святых домашней живности и в возможность умилостивить их кровавой жертвой. На поздних этапах эти ритуалы могли складываться под влиянием церкви и иноэтничных традиций, на что указывает их сходство с обычаями других православных народов. Кратко в статье затрагивается тема восстановления и трансформации обрядов в XXI в.

Ключевые словакоми-пермяки, животноводство, жертвоприношение, быкобой, легенда об олене, куриный праздник, Ильин день, Флор и Лавр, Мария Голиндуха
Дата публикации26.06.2021
Кол-во символов40083
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Обычаи жертвоприношений сохраняются в современном мире в разных религиозных и этнических культурах, и исследование отдельных аспектов данного явления весьма актуально (см.: Гулая 2013; Садиков, Тулуз 2017; Васильев 2018; McClymond 2008; Govindrajan 2015). На рубеже XX–XXI вв. обряды с приношением жертвы православным святым были восстановлены в локальных традициях коми-пермяков (см.: Пантюхин 2012; Антипино 2017), однако остаются слабоизученными. Чтобы устранить данный пробел, мы поставили перед собой задачу обобщить этнографические сведения, определить истоки и описать характерные черты этих обычаев.
2 Об обрядах кровавых жертвоприношений коми-пермяков известно в основном благодаря публикациям XIX – начала XX в.: газетным сообщениям и заметкам, беллетристике, а также трудам ученых. При работе над темой кроме этих источников использовались архивные данные и материалы полевых исследований автора на территории Коми-Пермяцкого округа в начале XXI в., в том числе в составе экспедиций Пермского государственного университета и Пермского государственного педагогического университета.
3 Название ритуала жертвоприношения. Коми-пермяцко-русский словарь включает устаревшее слово езъявны / йöзъявны, которое переводится как “закалывать, заколоть (животное для задабривания духов), приносить в жертву” (Боталова, Кривощекова-Гантман 1985: 136, 159). Оно вышло из употребления, его этимология остается неизученной. Других специальных слов для обозначения кровавой жертвы и ритуала ее приношения нам найти не удалось. В настоящее время бескровные дары святым коми-пермяки часто называют словом козин (подарок), а для акта кровавого жертвоприношения помимо русскоязычного термина используют выражение, описывающее совершаемое действие: баран начкылны (барана зарезать). С закланием жертвы также связано понятие “давать обет”, “обещать” (на коми-пермяцком – кöсйыны): “Мамö шуллiс, кинлöн подаыс öддьöн кулö, нiя кöстасö, что мийö Пролаверес кежö начкыламö” (Мама говорила, у кого скот сильно гибнет, они пообещают, что мы к Пролаверу зарежем) (ПМА 6: Рискова).
4 Коми-пермяки обычно совершали ритуал в дни определенных святых и посвящали угодникам свои жертвы: в Проллавер (или Пролавер), Прол лун (день св. Флора и Лавра), Илля лун (Ильин день), Петыр лун (Петров день), Голендуку (праздник в честь Марии Голиндухи) и др. Также существовал Курöг праздник (Куриный праздник) – день, когда приносили в часовни жареную или сырую курицу. В народе еще известны Вöл праздник / лун (Лошадиный праздник / день) – день, в который освящали коней; и Мöс праздник / лун (Коровий праздник / день) – локально почитаемый праздник, который начали отмечать после мора крупного рогатого скота, он приурочен к Макарьеву дню (7 августу). Аналогичных праздников, в наименовании которых упоминаются быки и бараны, в коми-пермяцком языке зафиксировано не было, имеются лишь единичные современные примеры, когда обряд и праздник в с. Большая Коча называют Быков день и быкобой (ПМА 6: Хомякова, Климов). При этом русское слово “быкобой” употребляется как в русской, так и в коми-пермяцкой речи.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1037

Оценка читателей: голосов 0

1. Барабанов Н.Д. Благочестивые заклания. Традиции публичных жертвоприношений в византийском приходском православии // Византийский временник. 2004. № 63. С. 88–113.

2. Бойко Ю.И. Традиционная культура прилузских коми (конец XIX – первая половина XX века) // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 2018. Т. 38. № 1. С. 6–191.

3. Васильев В.Е. Жертвоприношения кэрэх: реликты и новые интерпретации на основе материалов северных саха // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2018. № 3. С. 20–27.

4. Вильданов Р.Ф. и др. Памятники истории и культуры Пермской области. Т. 1: Материалы к археологической карте Пермской области. Пермь: Арабеск, 1996.

5. Винокурова И.Ю. Вепсские заветные праздники охраны скота // Проблемы истории и культуры вепсской народности / Отв. ред. В.В. Пименов. Петрозаводск: Карельский филиал АН СССР, 1989. С. 119–129.

6. Голева Т.Г. Петух и курица в традиционной культуре коми-пермяков // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 3: Гуманитарные и общественные науки. 2014. Вып. 1. С. 60–74.

7. Голева Т.Г. Жертвенный обряд коми-пермяков в селе Большая Коча // Вестник Пермского федерального исследовательского центра. 2020. № 3. С. 85–96. https://doi.org/10.7242/2658-705X/2020.3.8

8. Гулая О.С. Традициiї жертвоприношения як культурний код етiчної свiдомостi грекiв України // Вiсник Марiупольского державного унiверситету. Серiя: Фiлософiя, Культурологiя, Соцiологiя. 2013. Вып. 5. С. 28–34.

9. Зеленин Д.К. Древнерусская братчина как обрядовый праздник сбора урожая (краткое изложение большого исследования). Л.: [Б.и.], 1928.

10. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков. Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное изд-во, 2005.

11. Конаков Н.Д. От святок до сочельника: коми традиционные календарные обряды. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1993.

12. Конаков Н.Д. Василей лун // Энциклопедия Уральских мифологий. Т. 1: Мифология коми / Науч. ред. В.В. Напольских. М.; Сыктывкар: ДИК, 1999а. С. 102–103.

13. Конаков Н.Д. Илля лун // Энциклопедия Уральских мифологий. Т. 1: Мифология коми / Науч. ред. В.В. Напольских. М.; Сыктывкар: ДИК, 1999б. С. 163–165.

14. Конкка А.П. Жертвоприношения животных на летних календарных праздниках карел (материалы к описанию обряда) // Конкка А.П. На плечах Большой Медведицы: избранные статьи. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2015. С. 10–22.

15. Мороз А.Б. Легенда о жертвенном олене: география, варианты, источники, параллели // Ethnolinguistica Slavica / Отв. ред. С.М. Толстая. М.: Индрик, 2013. С. 212–233.

16. Пантюхин Д.А. Коми-пермяцкий праздник Проллавер с обрядом Быкобой // Этнографическое обозрение. 2012. № 1. С. 85 101.

17. Панченко А.А. Иван и Яков – необычные святые из болотистой местности: “крестьянская агиология” и религиозные практики в России Нового времени. М.: Новое литературное обозрение, 2012.

18. Подюков И.А. и др. Юсьва – лебединая река. Сборник трудов и материалов по традиционной культуре жителей Юсьвинского района. Усолье: [Б.и.], 2015.

19. Пономарева Л.Г. Речь северных коми-пермяков. М.: Языки народов мира, 2016.

20. Попова Е.В. Календарные обряды бесермян. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2004.

21. Садиков Р.Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (история и современные тенденции развития). Уфа: Центр этнологических исследований УНЦ РАН, 2008.

22. Садиков Р.Р. Тулуз Е. Преемственность и ревитализация в обрядах общественных жертвоприношений у закамских удмуртов // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. Т. 11. № 4. С. 97–114.

23. Седов В.В. К вопросу о жертвоприношениях в Древнем Новгороде // Краткие сообщения института истории материальной культуры. 1957. Вып. 68. С. 20–30.

24. Федорова Е.Г. Жертвенные животные в культуре манси // Традиционное мировоззрение народов Сибири / Отв. ред. Ч.М. Таксами. М.: [Б.и.], 1996. С. 130–154.

25. Чагин Г.Н. Очерки по истории и этнографии коми-пермяков. Кудымкар: Коми-Пермяцкий этнокультурный центр, 2013.

26. Черных А.В., Голева Т.Г., Щукина Р.И. Марийцы Пермского края: очерки истории и этнографии. Пермь: ОТ и ДО, 2013.

27. Шаповалова Г.Г. Севернорусская легенда об олене // Фольклор и этнография Русского Севера / Отв. ред. Б.Н. Путилов, К.В. Чистов. Л.: Наука, 1973. С. 209–223.

28. Шутова Н.И. Общие и особенные черты священных мест Урала и Среднего Поволжья эпохи средневековья // Уральский исторический вестник. 2018б. № 1. С. 109–117. https://doi.org/10.30759/1728-9718-2018-1 (58)-109-117

29. Шутова Н.И. Этнотерриториальные группы удмуртов: обряды и верования северных удмуртов. Ижевск: Шелест, 2018а.

30. Govindrajan R. “The Goat That Died for Family”: Animal Sacrifice and Interspecies Kinship in India’s Central Himalayas // American Ethnologist. 2015. Vol. 42. Iss. 3. P. 504–519. https://doi.org/10.1111/amet.12144

31. McClymond K. Beyond Sacred Violence. A Comparative Study of Sacrifice. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2008.



Дополнительные библиографические источники и материалы

АКПКМ – Архив Коми-Пермяцкого краеведческого музея. Ф. 75. Оп. 1. Д. 4938/2. Полевой дневник Л.С. Грибовой.

Антипино 2017 – В Антипино возродили языческий праздник “Голендуха-Курятница”. 16.10.2017. http://komi.t7-inform.ru/s/news/20171017160538 (дата обращения: 19.03.2020).

Боталова, Кривощекова-Гантман 1985 – Коми-пермяцко-русский словарь / Р.М. Боталова, А.С. Кривощекова-Гантман. М.: Русский язык, 1985.

Быкобой 1999 – “Быкобой” – к празднику // Парма. 1999. 18 августа. С. 3.

Верещагин 1998 – Верещагин Г.И. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3: Этнографические очерки. Кн. 1. / Ред. В.М. Ванюшева. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1998.

ГАПК 1 – Государственный архив Пермского края. Ф. 44. Оп. 2. Д. 15. Сведения о ярмарках и базарах в Чердынском уезде.

ГАПК 2 – Государственный архив Пермского края. Ф. 199. Оп. 1. Д. 28. Отчет пермского епархиального инородческого миссионера-проповедника, священника Сергея Багина о состоянии инородческой миссии. 1912 г.

Городской 1864 – Городской Г. О черемисах, проживающих в Красноуфимском уезде Пермской губернии // Этнографический сборник. Вып. VI. СПб.: Русское географическое общество, 1864. С. 23–34.

Дер. Сеполь 1908 – Дер. Сеполь Усть-Зулинской волости Чердынского у. // Пермская земская неделя. 1908. № 36 (4 сентября). Кол. 34.

Добротворский 1883 – Добротворский Н. Пермяки. Бытовой и этнографический очерк // Вестник Европы. 1883. Т. 2. Кн. 4. С. 548–550.

Зеленин 1906 – Зеленин Д.К. Троецыплятница: этнографическое исследование. Вятка: Губернская типография, 1906.

Иванов 1881 – Иванов А.П. Материалы к антропологии Пермского края. Казань: Типография Императорского ун-та, 1881. (Труды общества естествоиспытателей при Императорском Казанском университете. Т. X. Вып. 1).

Инородцы 1912 – Инородцы Пермской губернии (историко-этнографические очерки) // Пермская земская неделя. 1912. № 33. Кол. 25–28.

Истомин 1999 – Истомин Ф. Бычок Богу в душу // Звезда. 1999. 2 сентября. С. 1–2.

Календарные праздники 2003 – Календарные праздники и обряды марийцев. Вып. 1 / Отв. ред. Н.С. Попов. Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003.

Кривощеков 1897 – Кривощеков И.Я. Указатель к карте Соликамского уезда Пермской губернии. Екатеринбург: Типография В.Н. Алексеева, П.Н. Галина, 1897.

Кривощеков 1914 – Кривощеков И.Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии. Пермь: Электро-Типография “Труд”, 1914.

Крупкин 2011 – Крупкин А. Верования Пермяков-инородцев // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1911. № 4. С. 301–307.

Лепехин 1780 – Лепехин И.И. Дневныя записки путешествия доктора и академии наук адьюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1771 г. Ч. 3. СПб.: Императорская АН, 1780. 

Лыткин, Гуляев 1970 – Лыткин В.И., Гуляев Е.С. Краткий этимологический словарь коми языка. М.: Наука, 1970. 

Малахов 1888 – Малахов М.В. Быкобой у пермяков в день Флора и Лавра // Записки Уральского общества любителей естествознания. Т. XI. Екатеринбург: Типография А. П. Мерной и Е. К. Краевой, 1888. С. 85–96.

Налимов 1912 – Налимов В.П. Пермяки // Великая Россия. Географический, этнографический и культурно-бытовой очерк современной России. Т. 2. М.: Дело, 1912. С. 172–193.

Никитин 2009 – Никитин Д. Быка принесли в жертву ради скорейшего избавления от кризиса // Аргументы и факты – Прикамье. 02.09.2009 (№ 36). https://perm.aif.ru/culture/details/117299 (дата обращения: 16.03.2020).

Обрядовый праздник 2017 – Обрядовый праздник “Голендуха-курятница” // Отдел культуры, молодежной политики и спорта Администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края. 12.10.2017. http://uswa-ok.ru/?p=361 (дата обращения: 19.03.2020).

ПМА 1 – Полевые материалы автора. Экспедиция в Юсьвинский р-н Коми-Пермяцкого автономного округа, 2003 г., рук. А.В. Черных (информанты: Н.Н., 1937 г.р.; А.Ф. Боталова, 1928 г.р.).

ПМА 2 – Полевые материалы автора. Экспедиция в Кудымкарский р-н Коми-Пермяцкого автономного округа, 2005 г., рук. А.В. Черных (информанты: А.Е. Патрукова, 1922 г.р.; А.И. Боталова, 1917 г.р.; В.К. Бушуева,1924 г.р.).

ПМА 3 – Полевые материалы автора. Экспедиция в г. Пермь, 2005 г. (информанты: Е.З. Сысолетина, 1920 г.р., родом из д. Бобунево Кудымкарского р-на).

ПМА 4 – Полевые материалы автора. Экспедиция в Косинский р-н Пермского края, 2006 г. (информант: П.Г. Федосеева, 1924 г.р.).

ПМА 5 – Полевые материалы автора. Экспедиция в Кочевский р-н Пермского края, 2007 г., рук. А.В. Черных (информант: А.Д. Петрова, 1922 г.р.).

ПМА 6 – Полевые материалы автора. Экспедиция в Кочевский р-н Пермского края, 2008 г., рук. А.В. Черных (информанты: М.М. Бузинова, 1924 г.р.; А.Ф. Вавилина, 1929 г.р.; Л.Ф. Епанова, 1934 г.р.; Г.П. Климов , 1934 г.р.; Д.Я. Останин, 1929 г.р.; А.А. Рискова, 1928 г.р.; М.Д. Хомякова, 1956 г.р.).

ПМА 7 – Полевые материалы автора. Экспедиция в Косинский р-н Пермского края, 2012 г. (информант: М.Е. Федосеева, 1920 г.р.).

ПМА 8 – Полевые материалы автора. Экспедиция в Косинский р-н Пермского края, 2019 г. (информант: Р.И. Федосеева, 1955 г.р.).

ПМА 9 – Полевые материалы автора. Опрос по телефону, Юсьвинский муниципальный округ Пермского края, 2020 г. (информант: О.Н. Бабина).

Попов 1874 – Попов К.А. Зыряне и Зырянский край. М.: Издание Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, 1874. (Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Кн. 3. Вып. 2).

Рогов 1860 – Рогов Н.А. Материалы для описания быта пермяков // Пермский сборник. Кн. 2. М.: Типография Грачева и Ко., 1860. С. 1–127.

Сабуров 1899 – Сабуров В. На скотском празднике (жертвоприношения пермяков) // Пермские губернские ведомости. 1899. № 219 (10 октября). С. 2.

Сведения 1874 – Сведения об инородцах, обитающих в пределах Пермской епархии (преимущественно в религиозном отношении) // Пермские епархиальные ведомости. 1874. № 39–40. С. 387–394.

Светлаков, Светлакова 1963 – Светлаков В., Светлакова Т. О необычном обряде // По Ленинскому пути. 1963. 24 марта. С. 2.

Семенов 1901 – Семенов П.П. (ред.) Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. Т. 8: Среднее Поволжье и Приуральский край. Ч. 2: Приуральский край. СПб.; М.: [Типография] М.О. Вольф, 1901.

Словцов 1876 – Словцов И. Опыт описания некоторых церквей Соликамского уезда // Пермские епархиальные ведомости. 1876. № 4. С. 45–52.

СМА 1889 – С.М.А. Пермяки Ошибского прихода, Соликамского уезда // Пермские епархиальные ведомости. 1889. № 14. С. 225–233.

Смирнов 1891 – Смирнов И.Н. Пермяки: историко-этнографический очерк. Казань: Типография Императорского ун-та, 1891. (Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. Т. 9. Вып. 2).

Сорокин 1848 – Сорокин П. Старинный обряд у Зырян // Вологодские губернские ведомости. 1848. № 30 (24 июля). С. 339–401.

Харузин 1889 – Харузин Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда, Олонецкой губернии. М.: [Б.и.], 1889.

ЧКМ – Чердынский краеведческий музей. Фонд И. Лунегова. Д. н/в 1110/1085. Афанасьев. Обряды населения д. Верх-Лупья бывшей Гайнской волости, входившей в состав бывшего Гайнского уезда, сохранившиеся до 1911 г.

Шестаков 1909 – Шестаков Я. Жертвоприношение пермяков-христиан в день Флора и Лавра // Этнографическое обозрение. 1909. № 4. С. 32–36.

Шестаков 1911 – Шестаков И. Кочинская Ионо-Серафимовская женская инородческая обитель Чердынского уезда Пермской губернии. Нижний Новгород: Типография И.А. Шелеметева, 1911.

Янович 1903 – Янович В.М. Пермяки. Этнографический очерк // Живая старина. 1903. Вып. I–II. С. 52–171.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх