Animal Sacrifices in Honor of Orthodox Saints аmong the Komi-Permyaks [Zhertvoprinosheniia zhivotnykh v chest’ pravoslavnykh sviatykh u komi-permiakov]

 
PIIS086954150014812-3-1
DOI10.31857/S086954150014812-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Perm Federal Research Center of the Ural Branch, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Perm
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№2
Pages144-160
Abstract

Sacrificial customs of the Komi-Permyak had been studied and described in literature of the late nineteenth and early twentieth centuries, yet they remain a topic that has not received due attention to date. The article attempts to address this issue in order to bring disparate available data into focus, considering the current rise of interest towards re-examining folk traditions. I discuss Komi-Permyak’s rites of sacrificing livestock and poultry to gods and saints, and explore their variability and origins. I argue that Komi-Permyak’s customs generally stemmed from their beliefs in patron saints of household animals, who could be appeased by sacrifices. The similarity of these rites to customs of other peoples of Orthodox faith points to the fact that, in later historical periods, they might have been influenced by the church and neighboring cultural traditions. I further touch upon the issue of transformation and restoration of folk customs in the twenty first century.

KeywordsKomi-Permyaks, livestock breeding, sacrifice, bull sticking, deer legend, chicken holiday, Day of Elijah, Florus and Laurus, Maria Golindukha
Publication date26.06.2021
Number of characters40083
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Обычаи жертвоприношений сохраняются в современном мире в разных религиозных и этнических культурах, и исследование отдельных аспектов данного явления весьма актуально (см.: Гулая 2013; Садиков, Тулуз 2017; Васильев 2018; McClymond 2008; Govindrajan 2015). На рубеже XX–XXI вв. обряды с приношением жертвы православным святым были восстановлены в локальных традициях коми-пермяков (см.: Пантюхин 2012; Антипино 2017), однако остаются слабоизученными. Чтобы устранить данный пробел, мы поставили перед собой задачу обобщить этнографические сведения, определить истоки и описать характерные черты этих обычаев.
2 Об обрядах кровавых жертвоприношений коми-пермяков известно в основном благодаря публикациям XIX – начала XX в.: газетным сообщениям и заметкам, беллетристике, а также трудам ученых. При работе над темой кроме этих источников использовались архивные данные и материалы полевых исследований автора на территории Коми-Пермяцкого округа в начале XXI в., в том числе в составе экспедиций Пермского государственного университета и Пермского государственного педагогического университета.
3 Название ритуала жертвоприношения. Коми-пермяцко-русский словарь включает устаревшее слово езъявны / йöзъявны, которое переводится как “закалывать, заколоть (животное для задабривания духов), приносить в жертву” (Боталова, Кривощекова-Гантман 1985: 136, 159). Оно вышло из употребления, его этимология остается неизученной. Других специальных слов для обозначения кровавой жертвы и ритуала ее приношения нам найти не удалось. В настоящее время бескровные дары святым коми-пермяки часто называют словом козин (подарок), а для акта кровавого жертвоприношения помимо русскоязычного термина используют выражение, описывающее совершаемое действие: баран начкылны (барана зарезать). С закланием жертвы также связано понятие “давать обет”, “обещать” (на коми-пермяцком – кöсйыны): “Мамö шуллiс, кинлöн подаыс öддьöн кулö, нiя кöстасö, что мийö Пролаверес кежö начкыламö” (Мама говорила, у кого скот сильно гибнет, они пообещают, что мы к Пролаверу зарежем) (ПМА 6: Рискова).
4 Коми-пермяки обычно совершали ритуал в дни определенных святых и посвящали угодникам свои жертвы: в Проллавер (или Пролавер), Прол лун (день св. Флора и Лавра), Илля лун (Ильин день), Петыр лун (Петров день), Голендуку (праздник в честь Марии Голиндухи) и др. Также существовал Курöг праздник (Куриный праздник) – день, когда приносили в часовни жареную или сырую курицу. В народе еще известны Вöл праздник / лун (Лошадиный праздник / день) – день, в который освящали коней; и Мöс праздник / лун (Коровий праздник / день) – локально почитаемый праздник, который начали отмечать после мора крупного рогатого скота, он приурочен к Макарьеву дню (7 августу). Аналогичных праздников, в наименовании которых упоминаются быки и бараны, в коми-пермяцком языке зафиксировано не было, имеются лишь единичные современные примеры, когда обряд и праздник в с. Большая Коча называют Быков день и быкобой (ПМА 6: Хомякова, Климов). При этом русское слово “быкобой” употребляется как в русской, так и в коми-пермяцкой речи.

Number of purchasers: 0, views: 1065

Readers community rating: votes 0

1. Barabanov, N.D. 2004. Blagochestivye zaklaniia. Traditsii publichnykh zhertvoprinoshenii v vizantiiskom prikhodskom pravoslavii [Pious Slaughters. The Tradition of Public Sacrifices in Byzantine Parish Orthodoxy]. Vizantiiskii vremennik 63: 88–113.

2. Boiko, Yu.I. 2018. Traditsionnaia kul’tura priluzskikh komi (konets XIX – pervaia polovina XX veka) [Traditional Culture of the Komi Priluzka (late 19th – First Half of the 20th Century)]. Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom universitete 38 (1): 6–191.

3. Chagin, G.N. 2013. Ocherki po istorii i etnografii komi-permiakov [Essays on the History and Ethnography of the Komi-Permyaks]. Kudymkar: Komi-Permiatskii etnokul’turnyi tsentr.

4. Chernykh, A.V., T.G. Goleva, and R.I. Shchukina. 2013. Mariitsy Permskogo kraia: ocherki istorii i etnografii [Mari People of the Perm Region: Essays on History and Ethnography]. Perm: OT i DO.

5. Fedorova, E.G. 1996. Zhertvennye zhivotnye v kul’ture mansi [Sacrificial Animals in Mansi Culture]. In Traditsionnoe mirovozzrenie narodov Sibiri [Traditional Worldview of the Peoples of Siberia], edited by Ch.M. Taksami, 130–154. Moscow.

6. Goleva, T.G. 2014. Petukh i kuritsa v traditsionnoi kul’ture komi-permiakov [A cock and a Hen in the Komi-Permyaks’ Traditional Culture]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Series 3: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki 1: 60–74.

7. Goleva, T.G. 2020. Zhertvennyi obriad komi-permiakov v sele Bol’shaia Kocha [Sacrificial Rite of the Komi-Permyaks in the Village of Bolshaya Kocha]. Vestnik Permskogo federal’nogo issledovatel’skogo tsentra 3: 85–96. https://doi.org/10.7242/2658-705X/2020.3.8

8. Govindrajan, R. 2015. “The Goat that Died for Family”: Animal Sacrifice and Interspecies Kinship in India’s Central Himalayas. American Ethnologist 42 (3): 504–519. https://doi.org/10.1111/amet.12144

9. Gulaia, O.S. 2013. Traditsii zhertvoprinosheniia yak kul’turnii kod etichnoi svidomosti grekiv Ukraini [Traditions of Sacrifice as a Cultural Code of the Ukrainian Greeks’ Ethical Consciousness]. Vistnik Mariupol’skogo derzhavnogo universitetu. Seriia: Filosofiia, Kul’turologiia, Sotsiologiia 5: 28–34.

10. Klimov, V.V., and G.N. Chagin. 2005. Kruglyi god prazdnikov, obriadov i obychaev komi-permiakov [All Year Round Holidays, Rites and Customs of the Komi-Permyaks]. Kudymkar: Komi-Permiatskoe knizhnoe izdatel’stvo.

11. Konakov, N.D. 1993. Ot sviatok do sochel’nika: komi traditsionnye kalendarnye obriady [From Svitky to Christmas Eve: Komi Traditional Calendar Rites]. Syktyvkar: Komi knizhnoe izdatel’stvo.

12. Konakov, N.D. 1999. Illia lun [St. Elijah’s Day]. In Entsiklopediia Ural’skikh mifologii. T. 1: Mifologiia komi [Encyclopedia of Uralic Mythologies. Vol. 1: The Mythology of the Komi], edited by V.V. Napol’skikh, 163–165. Moscow, Syktyvkar: DIK.

13. Konakov, N.D. 1999. Vasilei lun [St. Vasily’s Day]. In Entsiklopediia Ural’skikh mifologii. T. 1: Mifologiia komi [Encyclopedia of Uralic Mythologies. Vol. 1: The Mythology of the Komi], edited by V.V. Napol’skikh, 163–165. Moscow, Syktyvkar: DIK.

14. Konkka, A.P. 2015. Zhertvoprinosheniia zhivotnykh na letnikh kalendarnykh prazdnikakh karel (materialy k opisaniiu obriada) [Animal Sacrifices on Summer Calendar Holidays of the Karelians (Materials for the Description of the Rite)]. In Na plechakh bol’shoi medveditsy: izbrannye stat’i [On the Shoulders of the Great Bear: Selected Articles], by A.P. Konkka, 10–22. Petrozavodsk: Karel’skii nauchnyi tsentr RAN.

15. McClymond, K. 2008. Beyond Sacred Violence. A Comparative Study of Sacrifice. Baltimore: The Johns Hopkins University Press.

16. Moroz, A.B. 2013. Legenda o zhertvennom olene: geografiia, varianty, istochniki, paralleli [The Legend of the Sacrificial Deer: Geography, Options, Sources, Parallels]. In Ethnolinguistica Slavica [Slavic Ethnolinguistics], edited by S.M. Tolstaia, 212–233. Moscow: Indrik.

17. Panchenko, A.A. 2012. Ivan i Iakov – neobychnye sviatye iz bolotistoi mestnosti: "Krest’ianskaia agiologiia’ i religioznye praktiki v Rossii Novogo vremeni [Ivan and Yakov Are Unusual Saints from a Swampy Area: “Peasant Hagiology” and Religious Practices in Russia of the New Age]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

18. Pantiukhin, D.A. 2012. Komi-permiatskii prazdnik Prollaver s obriadom Bykoboi [The Komi-Permyak Celebration of Prollaver with the Bull Sticking Rite]. Etnograficheskoe obozrenie 1: 85–101.

19. Podiukov, I.A., et al. 2015. Yus’va – lebedinaia reka [Yusva, the Swan River]. Usol’e.

20. Ponomareva, L.G. 2016. Rech’ severnykh komi-permiakov [Language of the Northern Komi-Permyaks]. Moscow: Yazyki narodov mira.

21. Popova, E.V. 2004. Kalendarnye obriady besermian [Calendar Rites of the Besermyans]. Izhevsk: Udmurtskii institut istorii, yazyka i literatury Ural’skogo otdeleniia RAN.

22. Sadikov, R.R. 2008. Traditsionnye religioznye verovaniia i obriadnost’ zakamskikh udmurtov (istoriia i sovremennye tendentsii razvitiia) [Traditional Religious Beliefs and Rituals of the Eastern Udmurts (History and Modern Development Trends)]. Ufa: Tsentr etnologicheskikh issledovanii Ufimskii nauchnyi tsentr RAN.

23. Sadikov, R.R., and E. Tuluz. 2017. Preemstvennost’ i revitalizatsiia v obriadakh obshchestvennykh zhertvoprinoshenii u zakamskikh udmurtov [Continuity and Revitalisation of Collective Sacrificial Rituals of the Eastern Udmurts]. Ezhegodnik finno-ugorskikh issledvoanii 11 (4): 97–114.

24. Sedov, V.V. 1957. K voprosu o zhertvoprinosheniiakh v Drevnem Novgorode [On the Question of Sacrifices in Ancient Novgorod]. Kratkie soobshcheniia instituta istorii material’noi kul’tury 68: 20–30.

25. Shapovalova, G.G. 1973. Severnorusskaia legenda ob olene [North Russian Legend About the Deer]. In Fol’klor i etnografiia Russkogo Severa [Folklore and Ethnography of the Russian North], edited by B.N. Putilov and K.V. Chistov, 209–223. Leningrad: Nauka.

26. Shutova, N.I. 2018. Etnoterritorial’nye gruppy udmurtov: obriady i verovaniia severnykh udmurtov [Ethnic Territorial Groups of the Udmurts: Rites and Beliefs of the Northern Udmurts]. Izhevsk: Shelest.

27. Shutova, N.I. 2018. Obshchie i osobennye cherty sviashchennykh mest Urala i Srednego Povolzh’ia epokhi srednevekov’ia [Common and Special Features of the Sacred Places Situated in the Urals and the Middle Volga Region in the Medieval Times]. Ural’skii istoricheskii vestnik 1: 109–117. https://doi.org/10.30759/1728-9718-2018-1 (58)-109-117

28. Vasilev, V.E. 2018. Zhertvoprinosheniia kerekh: relikty i novye interpretatsii na osnove materialov severnykh sakha [Sacrifice Kerekh: Relics and New Interpretations Based on Materials of the Northern Sakha]. Severo-Vostochnyi gumanitarnyi vestnik 3: 20–27.

29. Vildanov, R.F., et al. 1996. Pamiatniki istorii i kul’tury Permskoi oblasti. T. 1: Materialy k arkheologicheskoi karte Permskoi oblasti [Monuments of History and Culture of the Perm Region. Vol. 1: Materials for the archaeological map of the Perm region]. Perm: Arabesk.

30. Vinokurova, I.Yu. 1989. Vepsskie zavetnye prazdniki okhrany skota [Veps Cherished Holidays of the Protection of Livestock]. In Problemy istorii i kul’tury vepsskoi narodnosti [Problems of History and Culture of the Vepsian People], edited by V.V. Pimenov, 119–129. Petrozavodsk: Karel’skii filial AN SSSR.

31. Zelenin, D.K. 1928. Drevnerusskaia bratchina kak obriadovyi prazdnik sbora urozhaia (kratkoe izlozhenie bol’shogo issledovaniia) [Old Russian Fraternity as a Ceremonial Harvest Festival (Summary of a Large Study)]. Leningrad.



Additional sources and materials

АКПКМ – Архив Коми-Пермяцкого краеведческого музея. Ф. 75. Оп. 1. Д. 4938/2. Полевой дневник Л.С. Грибовой.

Антипино 2017 – В Антипино возродили языческий праздник “Голендуха-Курятница”. 16.10.2017. http://komi.t7-inform.ru/s/news/20171017160538 (дата обращения: 19.03.2020).

Боталова, Кривощекова-Гантман 1985 – Коми-пермяцко-русский словарь / Р.М. Боталова, А.С. Кривощекова-Гантман. М.: Русский язык, 1985.

Быкобой 1999 – “Быкобой” – к празднику // Парма. 1999. 18 августа. С. 3.

Верещагин 1998 – Верещагин Г.И. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3: Этнографические очерки. Кн. 1. / Ред. В.М. Ванюшева. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1998.

ГАПК 1 – Государственный архив Пермского края. Ф. 44. Оп. 2. Д. 15. Сведения о ярмарках и базарах в Чердынском уезде.

ГАПК 2 – Государственный архив Пермского края. Ф. 199. Оп. 1. Д. 28. Отчет пермского епархиального инородческого миссионера-проповедника, священника Сергея Багина о состоянии инородческой миссии. 1912 г.

Городской 1864 – Городской Г. О черемисах, проживающих в Красноуфимском уезде Пермской губернии // Этнографический сборник. Вып. VI. СПб.: Русское географическое общество, 1864. С. 23–34.

Дер. Сеполь 1908 – Дер. Сеполь Усть-Зулинской волости Чердынского у. // Пермская земская неделя. 1908. № 36 (4 сентября). Кол. 34.

Добротворский 1883 – Добротворский Н. Пермяки. Бытовой и этнографический очерк // Вестник Европы. 1883. Т. 2. Кн. 4. С. 548–550.

Зеленин 1906 – Зеленин Д.К. Троецыплятница: этнографическое исследование. Вятка: Губернская типография, 1906.

Иванов 1881 – Иванов А.П. Материалы к антропологии Пермского края. Казань: Типография Императорского ун-та, 1881. (Труды общества естествоиспытателей при Императорском Казанском университете. Т. X. Вып. 1).

Инородцы 1912 – Инородцы Пермской губернии (историко-этнографические очерки) // Пермская земская неделя. 1912. № 33. Кол. 25–28.

Истомин 1999 – Истомин Ф. Бычок Богу в душу // Звезда. 1999. 2 сентября. С. 1–2.

Календарные праздники 2003 – Календарные праздники и обряды марийцев. Вып. 1 / Отв. ред. Н.С. Попов. Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003.

Кривощеков 1897 – Кривощеков И.Я. Указатель к карте Соликамского уезда Пермской губернии. Екатеринбург: Типография В.Н. Алексеева, П.Н. Галина, 1897.

Кривощеков 1914 – Кривощеков И.Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии. Пермь: Электро-Типография “Труд”, 1914.

Крупкин 2011 – Крупкин А. Верования Пермяков-инородцев // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1911. № 4. С. 301–307.

Лепехин 1780 – Лепехин И.И. Дневныя записки путешествия доктора и академии наук адьюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1771 г. Ч. 3. СПб.: Императорская АН, 1780. 

Лыткин, Гуляев 1970 – Лыткин В.И., Гуляев Е.С. Краткий этимологический словарь коми языка. М.: Наука, 1970. 

Малахов 1888 – Малахов М.В. Быкобой у пермяков в день Флора и Лавра // Записки Уральского общества любителей естествознания. Т. XI. Екатеринбург: Типография А. П. Мерной и Е. К. Краевой, 1888. С. 85–96.

Налимов 1912 – Налимов В.П. Пермяки // Великая Россия. Географический, этнографический и культурно-бытовой очерк современной России. Т. 2. М.: Дело, 1912. С. 172–193.

Никитин 2009 – Никитин Д. Быка принесли в жертву ради скорейшего избавления от кризиса // Аргументы и факты – Прикамье. 02.09.2009 (№ 36). https://perm.aif.ru/culture/details/117299 (дата обращения: 16.03.2020).

Обрядовый праздник 2017 – Обрядовый праздник “Голендуха-курятница” // Отдел культуры, молодежной политики и спорта Администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края. 12.10.2017. http://uswa-ok.ru/?p=361 (дата обращения: 19.03.2020).

ПМА 1 – Полевые материалы автора. Экспедиция в Юсьвинский р-н Коми-Пермяцкого автономного округа, 2003 г., рук. А.В. Черных (информанты: Н.Н., 1937 г.р.; А.Ф. Боталова, 1928 г.р.).

ПМА 2 – Полевые материалы автора. Экспедиция в Кудымкарский р-н Коми-Пермяцкого автономного округа, 2005 г., рук. А.В. Черных (информанты: А.Е. Патрукова, 1922 г.р.; А.И. Боталова, 1917 г.р.; В.К. Бушуева,1924 г.р.).

ПМА 3 – Полевые материалы автора. Экспедиция в г. Пермь, 2005 г. (информанты: Е.З. Сысолетина, 1920 г.р., родом из д. Бобунево Кудымкарского р-на).

ПМА 4 – Полевые материалы автора. Экспедиция в Косинский р-н Пермского края, 2006 г. (информант: П.Г. Федосеева, 1924 г.р.).

ПМА 5 – Полевые материалы автора. Экспедиция в Кочевский р-н Пермского края, 2007 г., рук. А.В. Черных (информант: А.Д. Петрова, 1922 г.р.).

ПМА 6 – Полевые материалы автора. Экспедиция в Кочевский р-н Пермского края, 2008 г., рук. А.В. Черных (информанты: М.М. Бузинова, 1924 г.р.; А.Ф. Вавилина, 1929 г.р.; Л.Ф. Епанова, 1934 г.р.; Г.П. Климов , 1934 г.р.; Д.Я. Останин, 1929 г.р.; А.А. Рискова, 1928 г.р.; М.Д. Хомякова, 1956 г.р.).

ПМА 7 – Полевые материалы автора. Экспедиция в Косинский р-н Пермского края, 2012 г. (информант: М.Е. Федосеева, 1920 г.р.).

ПМА 8 – Полевые материалы автора. Экспедиция в Косинский р-н Пермского края, 2019 г. (информант: Р.И. Федосеева, 1955 г.р.).

ПМА 9 – Полевые материалы автора. Опрос по телефону, Юсьвинский муниципальный округ Пермского края, 2020 г. (информант: О.Н. Бабина).

Попов 1874 – Попов К.А. Зыряне и Зырянский край. М.: Издание Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, 1874. (Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Кн. 3. Вып. 2).

Рогов 1860 – Рогов Н.А. Материалы для описания быта пермяков // Пермский сборник. Кн. 2. М.: Типография Грачева и Ко., 1860. С. 1–127.

Сабуров 1899 – Сабуров В. На скотском празднике (жертвоприношения пермяков) // Пермские губернские ведомости. 1899. № 219 (10 октября). С. 2.

Сведения 1874 – Сведения об инородцах, обитающих в пределах Пермской епархии (преимущественно в религиозном отношении) // Пермские епархиальные ведомости. 1874. № 39–40. С. 387–394.

Светлаков, Светлакова 1963 – Светлаков В., Светлакова Т. О необычном обряде // По Ленинскому пути. 1963. 24 марта. С. 2.

Семенов 1901 – Семенов П.П. (ред.) Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. Т. 8: Среднее Поволжье и Приуральский край. Ч. 2: Приуральский край. СПб.; М.: [Типография] М.О. Вольф, 1901.

Словцов 1876 – Словцов И. Опыт описания некоторых церквей Соликамского уезда // Пермские епархиальные ведомости. 1876. № 4. С. 45–52.

СМА 1889 – С.М.А. Пермяки Ошибского прихода, Соликамского уезда // Пермские епархиальные ведомости. 1889. № 14. С. 225–233.

Смирнов 1891 – Смирнов И.Н. Пермяки: историко-этнографический очерк. Казань: Типография Императорского ун-та, 1891. (Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. Т. 9. Вып. 2).

Сорокин 1848 – Сорокин П. Старинный обряд у Зырян // Вологодские губернские ведомости. 1848. № 30 (24 июля). С. 339–401.

Харузин 1889 – Харузин Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда, Олонецкой губернии. М.: [Б.и.], 1889.

ЧКМ – Чердынский краеведческий музей. Фонд И. Лунегова. Д. н/в 1110/1085. Афанасьев. Обряды населения д. Верх-Лупья бывшей Гайнской волости, входившей в состав бывшего Гайнского уезда, сохранившиеся до 1911 г.

Шестаков 1909 – Шестаков Я. Жертвоприношение пермяков-христиан в день Флора и Лавра // Этнографическое обозрение. 1909. № 4. С. 32–36.

Шестаков 1911 – Шестаков И. Кочинская Ионо-Серафимовская женская инородческая обитель Чердынского уезда Пермской губернии. Нижний Новгород: Типография И.А. Шелеметева, 1911.

Янович 1903 – Янович В.М. Пермяки. Этнографический очерк // Живая старина. 1903. Вып. I–II. С. 52–171.

Система Orphus

Loading...
Up