Margaret Murray and the Euhemeristic Theory in British Folklore in the First Half of the 20th Century [Margaret Miurrei i evgemeristicheskaia teoriia v britanskoi fol’kloristike pervoi poloviny XX v.]

 
PIIS086954150014810-1-1
DOI10.31857/S086954150014810-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№2
Pages111-124
Abstract

Drawing on George W. Stocking’s ideas of presentism and historicism as distinct methods in the historiography of the behavioral sciences, I attempt to pose a question of whether the use of the euhemeristic method was indeed limited to the Victorian era as it is commonly held in today’s scholarship. I examine the key works on witchcraft by the famous British Egyptologist and archaeologist Margaret Murray, including The Witch-Cult in Western Europe and The God of the Witches, as well as various critical reactions to them published in the journal Folk-Lore and elsewhere, to argue that debates over the euhemeristic theory in fact did not stop with the end of the Victorian era; on the contrary, euhemerism continued to be discussed and was considered as a working approach up to the 1950s.

KeywordsMargaret Murray, Euhemerism, witches, fairies, history of folklore, British folklore, David MacRitchie, wicca, presentism, historicism, George Stocking
Publication date26.06.2021
Number of characters39865
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Кто такая Маргарет Мюррей? Выдающийся египтолог, автор более 150 публикаций и первая женщина – лектор по археологии в Великобритании. С началом Первой мировой войны, когда у нее “практически не было студентов, научные общества не проводили собрания и не выпускали публикации, а египтология казалась в тот момент скучной и затратной” (Murray 1963a: 104), она обращается к исследованию феномена ведьмовства в Британии.
2 Знаковых произведений на эту тему у Мюррей два: это “Ведьмовской культ в Западной Европе” (Murray 1921) и “Бог ведьм” (Murray 1933 [ориг. изд. – 1931]). Основная ее идея заключается в том, что с приходом христианства всех тех, кто исповедовал языческую религию, стали преследовать и называть ведьмами, а Рогатого бога, которому они поклонялись, – дьяволом. Тем не менее, считает Мюррей, эта древняя религия существовала параллельно с христианством вплоть до начала XVIII в., и обвиняемые на ведьмовских процессах рассказывали о настоящих ритуалах, которые проводились в рамках культа плодородия, где кто-то из верующих, переодеваясь, воплощал само божество. Группы язычников назывались ковенами, включали в себя по 13 человек и собирались восемь раз в году на большие праздники (саббаты), а также из-за менее грандиозных событий (эсбатов). Сама религия происходит от верований низкорослого аборигенного народа Британских островов, который остался в народной памяти как фейри.
3 Мюррей формулирует свою концепцию в тот момент, когда в британской науке не было теоретического аппарата для объяснения феномена ведьм. Позже, в начале 1970-х годов, уже появятся работы медиевистов Алана Мак-Ферлейна и Кита Томаса с построениями, вдохновленными идеями Мэри Дуглас, но до этого не существовало сколько-нибудь четкой научной парадигмы.
4 Сейчас формулировки Мюррей кажутся достаточно абсурдными, поэтому многие современные фольклористы пытаются нивелировать ее значение для науки тех лет. Жаклин Симпсон пишет, что “выглядит все так, будто британские фольклористы не были согласны со взглядами Мюррей, но не критиковали их или из вежливости, или из-за того, что никто не был заинтересован изучать эту тему” (Simpson 1994: 94). При этом Симпсон перечисляет только негативные рецензии на книги Мюррей и, говоря о фольклористах, которые Мюррей поддерживали, приводит только их более поздние работы, вышедшие уже после смены парадигмы медиевистами, как в случае Кэтрин Бриггс.
5 Сама Мюррей в феврале 1927 г. вступает в Фольклорное общество, месяцем позже избирается в его совет, а в 1953–1955 гг. становится его президентом. Ее имя регулярно появляется в журнале “Фольклор” в отчетах о дискуссиях, посвященных публикациям и докладам членов общества. В 1929 г. она пишет статью о ведьмах для Британской энциклопедии, что едва ли бы ей удалось, если бы к тому времени она не считалась крупным (или единственным) специалистом в данной области. Статья перепечатывалась без изменений в изданиях энциклопедии вплоть до 1969 г. (Oates, Wood 1998: 10).

Number of purchasers: 0, views: 708

Readers community rating: votes 0

1. Adler, M. 1986. Drawing Down the Moon: Witches, Druids, Goddess-Worshippers, and Other Pagans in America Today. Boston: Penguin Books.

2. Briggs, K.M. 1957. The English Fairies. Folklore 68: 270–287.

3. Buckland, R. 2005. The Spirit Book: The Encyclopedia of Clairvoyance, Channeling, and Spirit Communication. Detroit: Visible Ink Press.

4. Burne, C.S. 1917. Witchcraft in Great Britain. Folk-Lore 28: 453.

5. Burr, G.L. 1922. Review of The Witch-Cult in Western Europe: A Study in Anthropology, by M.A. Murray. The American Historical Review 27 (4): 780–783.

6. Campbell, J.F. 1860. Popular Tales of the West Highlands. Vol. I. Edinburgh: Edmonston and Douglas.

7. E.N.F. 1922. Review of The Witch-Cult in Western Europe: A Study in Anthropology, by M.A. Murray; Two Trials for Witchcraft, by M.A. Murray; Macbeth, King Lear and Contemporary History, by L. Winstanley. Man 22: 127–128.

8. Gomme, G.L. 1892. Ethnology in Folklore. New York: D. Appleton & Co.

9. Gomme, G.L. 1908. Folklore as an Historical Science. London: Methuen & Co.

10. Gruber, P., T. Böni, and F.J. Rühli. 2012. History of Paleopathology in Switzerland. In The Global History of Paleopathology: Pioneers and Prospects, edited by J. Buikstra and C. Roberts, 559–568. New York: Oxford University Press.

11. Grydehøj, A. 2013. Ethnicity and the Origins of Local Identity in Shetland, UK. Part II: Picts, Vikings, Fairies, Finns, and Aryans. Journal of Marine and Island Cultures 2 (2), December: 107–114.

12. Halliday, W.R. 1922. Review of The Witch-Cult in Western Europe: A Study in Anthropology, by M.A. Murray. Folk-Lore 33: 224–230.

13. Hole, C. 1957. A Mirror of Witchcraft. London: Chatto & Windus.

14. Hutton, R. 2019. The Triumph of the Moon: A History of Modern Pagan Witchcraft. Oxford: Oxford University Press.

15. Loeb, E.M. 1922. Review of The Witch-Cult in Western Europe: A Study in Anthropology, by M.A. Murray. American Anthropologist. New Series 24 (4): 476–478.

16. Lurie, S.Ya. 1943. N’iuton – istorik drevnosti [Newton, a Historian of Antiquity]. In Isaak N’iuton 1643/1727. Sbornik statei k trekhsotletiiu so dnia rozhdeniia [Isaac Newton 1643/1727. Collection of Articles for the Tercentenary of the Birth], edited by S.I. Vavilov, 271–311. Moscow; Leningrad: Izdatel’stvo AN SSSR.

17. MacCulloch, C.J.A. 1921. The Mingling of Fairy and Witch Beliefs in Sixteenth and Seventeenth Century Scotland. Folk-Lore 32: 227–244.

18. MacCulloch, C.J.A. 1932. Were Fairies an Earlier Race of Men? Folk-Lore 43: 362–375.

19. MacRitchie, D. 1890. The Testimony of Tradition. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co.

20. Marett, R.R. 1918. Fortieth Annual Report of the Council. Folk-Lore 29: 5–11.

21. Murray, M.A. 1917. Organisations of Witches in Great Britain. Folk-Lore 28: 228−258.

22. Murray, M.A. 1921. The Witch-Cult in Western Europe: A Study in Anthropology. Oxford: Clarendon Press.

23. Murray, M.A. 1933. The God of the Witches. Kindle ed. London: Sampson Low, Marsten & Co.

24. Murray, M.A. 1963. My First Hundred Years. London: William Kimber & Co.

25. Murray, M.A. 1963. Witch-Cult in Western Europe. Oxford: Oxford University Press.

26. Murray, R.H. 1922. Review of The Witch-Cult in Western Europe: A Study in Anthropology, by M.A. Murray. The English Historical Review 37: 276–277.

27. Oates, C., and J. Wood. 1998. A Coven of Scholars: Margaret Murray and her Working Methods. London: The Folklore Society.

28. Park, R.E. 1924. Review of The Witch-Cult in Western Europe, by M.A. Murray. American Journal of Sociology 30 (2): 231–232.

29. Sargent, F., et al. 1956. Correspondence. Folklore 67: 51–54.

30. Sheppard, K.L. 2013. The Life of Margaret Alice Murray. Plymouth: Lexington Books.

31. Simpson, J. 1994. Margaret Murray: Who Believed Her, and Why? Folklore 105: 89–96.

32. Spence, L. 1982. British Fairy Origins. London: Aquarian Press.

33. Thurnam, J. 1865. On the Two Principal Forms of Ancient British and Gaulish Skulls: in Two Parts, with Tables of Measurements. London: T. Richards.

Система Orphus

Loading...
Up