A New Look at Contacts between the Puritans and the Algonquians [Novyi vzgliad na kontakty mezhdu puritanami i algonkinami]: A Review of “Sviatye” i “dikari”: vzaimootnosheniia kolonistov i korennogo naseleniia Novoi Anglii v XVII v. [“Saints” and “Savages”: Native-Colonial Relations in 17th Century New England], by G.V. Aleksandrov

 
PIIS086954150013606-6-1
DOI10.31857/S086954150013606-6
Publication type Review
Source material for review Александров Г.В. “Святые” и “дикари”: взаимоотношения колонистов и коренного населения Новой Англии в XVII в. М.: URSS; ЛЕНАНД, 2021. 280 с.
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, 32a Leninsky prospekt
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№1
Pages206-209
Abstract

  

Keywords
Received24.02.2021
Publication date25.02.2021
Number of characters11419
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1
Воробьев_рец_фото

Александров Г.В. “Святые” и “дикари”: взаимоотношения колонистов и коренного населения Новой Англии в XVII в. М.: URSS; ЛЕНАНД, 2021. 280 с.

2 Выход из печати книги Г.В. Александрова можно назвать важным событием как в исторической, так и в антропологической науке. До появления этой книги взаимодействие алгонкинов Новой Англии и английских колонистов на раннем этапе освоения европейцами Нового Света никогда не было в отечественной историографии объектом фундаментального исследования. Только события Войны Короля Филиппа и – в меньшей степени – Пекотской войны были кратко изложены в ряде исторических работ; в антропологии эта проблема почти не отражена.
3 Книга состоит из четырех глав (в первой речь идет о начале контактов индейцев и англичан, во второй анализируется Пекотская война, третья – основная – повествует об относительно мирном межвоенном периоде, а завершается работа рассмотрением Войны Короля Филиппа), введения и заключения. Автор обоснованно уделяет больше внимания реалиям первого контакта, а особенно периоду 1637–1675 гг., который изучен весьма слабо. Фазы конфликтов, которым посвящена обширная зарубежная литература, рассматриваются не столь подробно.
4 Интересен экскурс в этнографию коренных жителей Новой Англии. Важно описание того, как была организована жизнь алгонкинов. Следует отметить критический подход автора к понятию племени и его анализ (с. 45). Г.В. Александров подчеркивает, что племена далеко не всегда представляли собой “монолитные политические образования”, а основу алгонкинского общества составляли численно небольшие группы семей, обладавшие высокой степенью независимости. Хотя крупные племена объединяли значительное количество семейных групп, характер такого объединения не вполне очевиден. Переход индивида, семьи или группы людей из одного сообщества в другое был явлением обыденным. Ушедшие фактически становились членами другого племени, не нанося особого ущерба своей идентичности. Г.В. Александров приводит наглядный тому пример: после того, как сын сахема пенакук Пассаконавая, спасаясь от англичан, ушел в 1688 г. в Канаду, он перестал, по сути, быть пенакук (с. 149). Да, пенакук через десяток лет стали абенаками Сен-Франсуа. Также автор совершенно прав в том, что именовать лидеров автохтонов вождями “по аналогии с европейскими военными вождями” некорректно (с. 49).
5 Итак, в перечень заслуг Г.В. Александрова надо внести то, что он уловил аморфность и “атомизм” общественной организации алгонкинов Северо-Восточного Вудленда. К сожалению, в работах, например, ряда канадских исследователей, к слову, весьма глубоко знающих тему, почему-то упорно рассматриваются алгонкинские группы востока Канадской Субарктики как четко структурированные племенные общества, хотя для них аморфность и “атомизм” еще больше характерны, чем для алгонкинов Новой Англии (Parent 1985: 60).
6 Г.В. Александров высказывает важную мысль: коренное население в любом случае оказывает значительное влияние на формирование облика колоний. Пришельцы не только меняют культуру автохтонов, но и сами воспринимают многие ее составляющие. Эта мысль не нова, но она важна именно в контексте Новой Англии. Распространено мнение, что англичане, в отличие от французов, сразу вступили в конфликт с коренным населением, в результате чего историческая судьба прибрежных алгонкинов оказалась печальной, и они за короткий период были почти полностью уничтожены. Автор убедительно доказывает, что это не совсем так. В силу особенностей видения мира отношение пуритан к индейцам было действительно очень настороженным. Это во многом связано с гипертрофированной ролью религии в их жизни. Люди, встреченные пуританами в Новом Свете, были в их глазах поклонниками дьявола, что намного хуже, чем быть просто язычниками. Тем не менее даже в пуританской среде находились те, кто уходил жить к индейцам, хотя это и порицалось, а вернувшихся ждало наказание – эта малоизвестная информация также представлена автором в книге (с. 68). В Новой Англии не сформировалось категории людей, подобных “лесным бродягам” Новой Франции, но сам по себе факт очень показателен.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 835

Readers community rating: votes 0

1. Fedin A.V. Iezuitskaya missiya v Novoj Frantsii v pervoj polovine XVII veka. M.: Izd-vo Ippolitova, 2016.

2. Lacoursière J. Histoire populaire de Québec. Des origines à 1791. Vol. 1. Québec: Septentrion, 2013.

3. Parent R. Histoire des Amérindiens du Saint-Maurice jusqu’au Labrador de la préhistoire à 1760. Vol. 1. Introduction et Section I. Les Amérindiens du Québec avant 1657. Québec: SAGMAI, 1985.

Система Orphus

Loading...
Up