Новый взгляд на контакты между пуританами и алгонкинами (рец. на: Александров Г.В. “Святые” и “дикари”: взаимоотношения колонистов и коренного населения Новой Англии в XVII в. М.: URSS; ЛЕНАНД, 2021. 280 с.)

 
Код статьиS086954150013606-6-1
DOI10.31857/S086954150013606-6
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Александров Г.В. “Святые” и “дикари”: взаимоотношения колонистов и коренного населения Новой Англии в XVII в. М.: URSS; ЛЕНАНД, 2021. 280 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник Центра европейских и американских исследований
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№1
Страницы206-209
Аннотация

  

Ключевые слова
Получено24.02.2021
Дата публикации25.02.2021
Кол-во символов11419
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1
Воробьев_рец_фото

Александров Г.В. “Святые” и “дикари”: взаимоотношения колонистов и коренного населения Новой Англии в XVII в. М.: URSS; ЛЕНАНД, 2021. 280 с.

2 Выход из печати книги Г.В. Александрова можно назвать важным событием как в исторической, так и в антропологической науке. До появления этой книги взаимодействие алгонкинов Новой Англии и английских колонистов на раннем этапе освоения европейцами Нового Света никогда не было в отечественной историографии объектом фундаментального исследования. Только события Войны Короля Филиппа и – в меньшей степени – Пекотской войны были кратко изложены в ряде исторических работ; в антропологии эта проблема почти не отражена.
3 Книга состоит из четырех глав (в первой речь идет о начале контактов индейцев и англичан, во второй анализируется Пекотская война, третья – основная – повествует об относительно мирном межвоенном периоде, а завершается работа рассмотрением Войны Короля Филиппа), введения и заключения. Автор обоснованно уделяет больше внимания реалиям первого контакта, а особенно периоду 1637–1675 гг., который изучен весьма слабо. Фазы конфликтов, которым посвящена обширная зарубежная литература, рассматриваются не столь подробно.
4 Интересен экскурс в этнографию коренных жителей Новой Англии. Важно описание того, как была организована жизнь алгонкинов. Следует отметить критический подход автора к понятию племени и его анализ (с. 45). Г.В. Александров подчеркивает, что племена далеко не всегда представляли собой “монолитные политические образования”, а основу алгонкинского общества составляли численно небольшие группы семей, обладавшие высокой степенью независимости. Хотя крупные племена объединяли значительное количество семейных групп, характер такого объединения не вполне очевиден. Переход индивида, семьи или группы людей из одного сообщества в другое был явлением обыденным. Ушедшие фактически становились членами другого племени, не нанося особого ущерба своей идентичности. Г.В. Александров приводит наглядный тому пример: после того, как сын сахема пенакук Пассаконавая, спасаясь от англичан, ушел в 1688 г. в Канаду, он перестал, по сути, быть пенакук (с. 149). Да, пенакук через десяток лет стали абенаками Сен-Франсуа. Также автор совершенно прав в том, что именовать лидеров автохтонов вождями “по аналогии с европейскими военными вождями” некорректно (с. 49).
5 Итак, в перечень заслуг Г.В. Александрова надо внести то, что он уловил аморфность и “атомизм” общественной организации алгонкинов Северо-Восточного Вудленда. К сожалению, в работах, например, ряда канадских исследователей, к слову, весьма глубоко знающих тему, почему-то упорно рассматриваются алгонкинские группы востока Канадской Субарктики как четко структурированные племенные общества, хотя для них аморфность и “атомизм” еще больше характерны, чем для алгонкинов Новой Англии (Parent 1985: 60).
6 Г.В. Александров высказывает важную мысль: коренное население в любом случае оказывает значительное влияние на формирование облика колоний. Пришельцы не только меняют культуру автохтонов, но и сами воспринимают многие ее составляющие. Эта мысль не нова, но она важна именно в контексте Новой Англии. Распространено мнение, что англичане, в отличие от французов, сразу вступили в конфликт с коренным населением, в результате чего историческая судьба прибрежных алгонкинов оказалась печальной, и они за короткий период были почти полностью уничтожены. Автор убедительно доказывает, что это не совсем так. В силу особенностей видения мира отношение пуритан к индейцам было действительно очень настороженным. Это во многом связано с гипертрофированной ролью религии в их жизни. Люди, встреченные пуританами в Новом Свете, были в их глазах поклонниками дьявола, что намного хуже, чем быть просто язычниками. Тем не менее даже в пуританской среде находились те, кто уходил жить к индейцам, хотя это и порицалось, а вернувшихся ждало наказание – эта малоизвестная информация также представлена автором в книге (с. 68). В Новой Англии не сформировалось категории людей, подобных “лесным бродягам” Новой Франции, но сам по себе факт очень показателен.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 841

Оценка читателей: голосов 0

1. Федин А.В. Иезуитская миссия в Новой Франции в первой половине XVII века. М.: Изд-во Ипполитова, 2016.

2. Lacoursière J. Histoire populaire de Québec. Des origines à 1791. Vol. 1. Québec: Septentrion, 2013.

3. Parent R. Histoire des Amérindiens du Saint-Maurice jusqu’au Labrador de la préhistoire à 1760. Vol. 1. Introduction et Section I. Les Amérindiens du Québec avant 1657. Québec: SAGMAI, 1985.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх