Review of Crisis and Coloniality at Europe’s Margins: Creating Exotic Iceland, by K. Loftsdóttir

 
PIIS086954150013135-8-1
DOI10.31857/S086954150013135-8
Publication type Review
Source material for review Kristín Loftsdóttir. Crisis and Coloniality at Europe’s Margins: Creating Exotic Iceland. Oxon: Routledge, 2019. 208 р.
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
Address: 32a Leninsky prospekt, Moscow, 119991, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№6
Pages198-202
Abstract

  

Keywords
Received28.12.2020
Publication date28.12.2020
Number of characters12843
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Монография исландского антрополога Кристин Лофтсдоухтир “Кризис и колониальность на окраине Европы: создавая экзотическую Исландию” вышла к десятилетнему “юбилею” окончания финансового кризиса 2007–2009 гг., который особенно сильно ударил по родной стране исследовательницы: Исландия, занимавшая в 2007 г. первое место в мире по уровню жизни, осенью 2008 г. была вынуждена обратиться за помощью к МВФ. В Исландии кризис затянулся на четыре года (2008–2011), привел к смене правительства, переориентации экономики с банковской отрасли на туристическую – и стал настоящим шоком для всех ее жителей.
2 Однако книга интересна не тем, что описывает ситуацию неожиданного краха финансовой системы внешне благополучного европейского государства – она позволяет читателю увидеть кризис, его предпосылки, последствия и его восприятие обществом не только глазами информантов, но и через призму собственного опыта автора – опыта исследовательского и “личного”.
3 Если до кризиса Кристин Лофтсдоухтир опубликовала несколько работ по результатам экспедиционной работы среди водаабе Нигера, то после 2008 г. ее полем стала прежде всего Исландия. Вероятно, это связано не только с проблемами финансирования, но и с возможностями применения исследовательской оптики в новых условиях, позволяющими проанализировать происходящее на родине с точки зрения постколониализма. Автор описывает свою первую реакцию на кризис: известие о толпах вкладчиков, стремящихся снять наличные, вызывает в ее памяти ситуацию в Нигере – набитые купюрами пакеты, которые люди выносят из банков, воспринимаются как символ отсталости государства. Позднее Кристин обнаружит, что ассоциации с Африкой – наравне с вопросами о месте Исландии среди европейских стран – возникают у многих ее знакомых. Вместо привычной “позиции сильного” (белый антрополог из богатой страны) она неожиданно оказывается в “позиции слабого”: на проходящей осенью 2008 г. конференции в Копенгагене местные ученые иронизируют по поводу сложностей, которые переживает их бывшая колония, а сочувствие и поддержку Кристин получает как раз у африканских коллег, хорошо понимающих, что значит жить в условиях экономического краха. Несмотря на разность культур, политических и экономических ситуаций, и исландцы, и водаабе одинаково включены в созданную колониализмом систему иерархий. Этот опыт подтолкнет Кристин к попытке проанализировать происходящие изменения в восприятии страны самими исландцами и гражданами других государств, результатом чего станет рецензируемая книга.
4 Уже во введении автор обозначает свой интерес к проблемам колониализма, феминизма и расизма. Однако если обычно в фокусе подобных исследований находятся бывшие неевропейские колонии или империи-колонизаторы, то Кристин рассматривает страну, находящуюся как бы между ними: относящуюся к “привилегированной” Скандинавии и в то же время получившую независимость только в 1944 г. после почти семи веков подчинения Норвегии и Дании. Таким образом, Исландия, которую автор не вполне удачно называет “трикстером” (в понимании Леви-Строса), оказывается посередине между этими двумя полюсами. Вероятно, для среднего российского (а возможно, и исландского) читателя такой выбор объекта изучения может показаться неочевидным: процветающая североевропейская страна с минимальными проблемами в области гендерной и расовой дискриминации. Однако все зависит от основной теоретической рамки: книга написана в русле деколониальных исследований, рассматривающих колониальные формы и представления в постколониальном мире. Вслед за латиноамериканскими учеными В. Миньоло, А. Эскобаром, Р. Гросфогелем (в свою очередь позаимствовавшими это понятие у А. Кихано) Кристин обращает внимание на “колониальность” (coloniality), понимая ее как перманентное состояние и неотъемлемую часть современности за пределами формальной колониальной системы, а также как способ мышления о мире в колониальных категориях, воспроизводящий соответствующую шкалу ценностей и тесно связанный с распределением власти. На концепцию колониальности повлияла и идея интерсекционализма, почерпнутая из феминистских исследований: различные типы идентичностей (напр., связанных с “белой расой”, которой часто характеризуются северные страны, с гендером – особой “мужественностью” скандинавов и собственно с колониальным прошлым), выстроенные в соответствии со статусом и властью, переплетаются между собой, образуя так наз. гетерархию. Такой подход, с одной стороны, позволяет по-новому взглянуть на многие проблемы (в частности, отрицание существования в Исландии расизма и дискриминации мигрантов предстает как способ занять свое место в ряду “настоящих европейских держав”, не запятнав себя проблемами колониального наследия) – и это, безусловно, удается Кристин. С другой стороны, он представляет колониальность как некий универсальный объяснительный принцип и, соответственно, накладывает определенные ограничения на рассуждения автора: некоторые приводимые в тексте примеры могли бы быть проинтерпретированы иначе.

Price publication: 100

Number of purchasers: 1, views: 532

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up