Музей Смерти как институт памяти: музеефицированное прошлое и современные мемориальные практики

 
Код статьиS086954150013130-3-1
DOI10.31857/S086954150013130-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
Адрес: Ленинский пр. 34а, Москва, 119991, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№6
Страницы163-179
Аннотация

В статье на основе полевых исследований рассматривается новосибирский Музей мировой погребальной культуры (Музей смерти) как институт памяти и пространство, формирующее новые мемориальные практики. Свою социальную миссию его сотрудники видят в возрождении погребальной культуры России и формировании новой культуры памятования. К какому прошлому апеллирует Музей смерти и каким образом оно оказывается овеществленным в его витринах? Как уживаются в его стенах память персональная и память как часть “духовного наследия”, прежде всего наследия нашей страны? Наконец, какие мемориальные практики формируются и оказываются востребованными в его стенах? На эти вопросы автор пытается найти ответы в статье. 

Ключевые словамузей, Музей смерти, погребальная культура, похоронное наследие, историческая и культурная память, мемориальные практики
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 18-18-00082]
Получено28.12.2020
Дата публикации28.12.2020
Кол-во символов43191
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Музеи и глобальное похоронное наследие: контекст исследования

2 В статье на основе полевых исследований рассматривается новосибирский Музей мировой погребальной культуры (Музей смерти) как институт памяти и пространство, формирующее новые мемориальные практики. Он находится на территории городского крематория, вместе они составляют обширный ритуальный и парково-архитектурный комплекс. Торжественное открытие музея состоялось в 2012 г., хотя экспонаты собирались его основателем Сергеем Якушиным еще с начала 1990-х годов. В 2003 г. в Новосибирске заработал крематорий, и в нем уже имелся музейный уголок. В настоящее время основная экспозиция и временные выставки размещаются в трех зданиях и предлагают посетителям чрезвычайно разнообразный и информационно богатый контент. Это тысячи предметов, которые когда-либо связывались или ассоциировались со смертью, тесно разложенные в витринах, расставленные по залам и развешанные по стенам.
3

Новосибирский Музей смерти – не единственный в своем роде. Он входит в международную Ассоциацию похоронных музеев, созданную в 2008 г. на базе более широкой организации – Федерации танатологов (FIAT-IFTA), которая, в свою очередь, образовалась еще в начале 1970-х годов. Объединение похоронных музеев для международного сотрудничества нашло отражение в специальной

4
1

Рис. 1. Один из корпусов Музея смерти, г. Новосибирск (фото автора, 2020 г.)

5

хартии, провозглашающей необходимость “сохранения и защиты глобального похоронного наследия в интересах будущего человечества”. Такое наследие определяется довольно широко – как состоящее из “объектов, зданий, сооружений и инструментов, связанных со смертью, а также обычаев, ритуалов и проявлений утраты и горя” (Charter б.г.).

6 В настоящее время ассоциация объединяет 28 организаций из 17 стран, большая часть этих учреждений представляет собой музеи, есть также фонды и отдельные коллекции. Но далеко не все существующие похоронные музеи входят в данную организацию, исключением является, например, известный Музей смерти в Лос-Анджелесе. У ассоциации имеется свой основной документ, названный конституцией, в котором обозначены ее основные цели: содействие сохранению коллекций по истории и культуре похорон, предоставление информации и консультаций общественности, осуществление международного сотрудничества в области погребальной культуры на некоммерческой основе и вне политических идеологий (Constitution б.г).
7 Каждый из похоронных музеев, входящих в ассоциацию, обладает коллекциями, состоящими как из артефактов и произведений, имеющих художественно-историческую ценность, так и из экспонатов, являющих собой современные реконструкции либо муляжи. Но по сути, так же как и новосибирский Музей мировой погребальной культуры, их можно отнести к категории “новых музеев”, культурная стратегия которых строится не столько на создании, консервации и хранении информационных ресурсов, сколько на воздействии и взаимодействии с эмоциями посетителей, с их чувственным опытом, личными переживаниями и впечатлениями. Принятое в литературе название для обозначения таких музеев – “постмузей” (post-museum), свидетельствует об их связи с явлениями постмодерна (Hooper-Greenhill 2000: 21), когда привычная дидактическая функция музея “научить и объяснить” сменяется стремлением “дать почувствовать”. Например, в одном из материалов на официальном сайте новосибирского музея говорится, что “оказавшись в стенах музея, люди испытывают самые разные эмоции: удивление, восторг, страх, сомнение, отвращение, гнев, радость, тревога, грусть, печаль, смущение, сожаление, трепет, блаженство, удовлетворенность, благодарность, почтение, пиетет, спокойствие, неуверенность, разочарование, восхищение... Одно, наверное, объединяет всех – здесь никто не остается равнодушным” (Эмоции Музея смерти 2020).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 970

Оценка читателей: голосов 0

1. Абрамов Р. Грани неформальной музеефикации “реального социализма”: материализация ностальгического аффекта // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории / Под ред. А. Завадского, В. Склез, К. Сувериной. М.: Новое литературное обозрение, 2019. С. 274–299.

2. Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. М.: Неприкосновенный запас, 2018.

3. Бонами З. Музей в дискурсе аффекта // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории / Под ред. А. Завадского, В. Склез, К. Сувериной. М.: Новое литературное обозрение, 2019. С. 51–79.

4. Гринько И.А. Музеи и мифы: новая система взаимоотношений // Электронный научно-образовательный журнал “История”. 2018. Т 9. Вып. 6 (70). https://doi.org/10.18254/S0002235-7-1

5. Данилко Е.С. Ночь музеев в Музее смерти: коммуникация на границе миров // Сибирские исторические исследования. 2019. № 4. С. 88–113. https://doi.org/10/1.17223/2312461X/26/5

6. Дукельский В. В поисках музейной концепции истории // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и практики. На пути к музею ХХI века / Отв. ред. М.Т. Майстровская. М.: Российский институт культурологии, 1997. С. 33–41.

7. Завадский А., Склез В., Суверина К. (ред.) Политика аффекта: музей как пространство публичной истории. М.: Новое литературное обозрение, 2019а.

8. Завадский А., Склез В., Суверина К. Предисловие. Разум и чувства: публичная история в музее // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории / Под ред. А. Завадского, В. Склез, К. Сувериной. М.: Новое литературное обозрение, 2019б. С. 7–51.

9. Саймон Н. Партиципаторный музей. М.: Ад Маргинем, 2017.

10. Сантино Д., Соколова А. Интервью с Джеком Сантино, автором книги Spontaneous Shrines and the Public Memorializations of Death // Археология русской смерти. 2016. № 3. С. 7–18.

11. Соколовский С.В. Множественное тело и мультимодальность смерти // Социология власти. 2019. Т. 31. № 2. С. 155–175. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2019-2-155-175

12. Хлевнюк Д. Почувствовать права человека: аффект в музеях памяти // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории / Под ред. А. Завадского, В. Склез, К. Сувериной. М.: Новое литературное обозрение, 2019. С. 106–123.

13. Ahmed S. The Cultural Politics of Emotion. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2014.

14. Hooper-Greenhill E. Museums and the Interpretation of Visual Culture. N.Y.; London: Routledge, 2000.

15. Stone P. Dark Tourism Consumption – A Call for Research // e-Review of Tourism Research. 2005. № 2 (5). P. 109–117.

16. Stone P., Sharpley R. Consuming Dark Tourism: A Thanatological Perspective // Annals of Tourism Research. 2008. Vol. 35. № 2. P. 574–595. https://doi.org/10.1016/j.annals.2008.02.003



Дополнительные библиографические источники и материалы

Год памяти 2020 – Год памяти и славы в Музее мемориальной культуры // Музей мировой погребальной культуры (Музей смерти). 16.03.2020. https://musei-smerti.ru/god-pamyati-i-slavy-v-muzee-memorialnoj-kultury/ (дата обращения: 19.03.2020).

Картины 2020 – Картины художника Вениамина Чебанова // Музей мировой погребальной культуры (Музей смерти). 16.03.2020. https://musei-smerti.ru/kartiny-hudozhnika-veniamina-chebanova/ (дата обращения: 19.03.2020).

ПМА 2019 – Полевые материалы автора. Музей мировой погребальной культуры (Музей смерти), г. Новосибирск. Май 2019 (а – интервью с посетителями; б – интервью с сотрудниками; в – тексты экскурсий). 

ПМА 2020 – Полевые материалы автора. Музей мировой погребальной культуры (Музей смерти), г. Новосибирск. Февраль 2020 (а – интервью с посетителями; б – интервью с сотрудниками; в – тексты экскурсий). 

Эмоции Музея смерти 2020 – Эмоции Музея смерти. Фотогалерея // Музей мировой погребальной культуры (Музей смерти). 06.03.2020. https://musei-smerti.ru/emoczii-muzeya-smerti-fotogalereya/ (дата обращения: 16.03.2020). 

Якушин б.г. – Якушин С. О новосибирском крематории // Новосибирский крематорий. https://crematori-nsk.ru/novaya-kultura-pogrebeniya-i-pamyati-xxi-veka/ (дата обращения: 16.03.2020).

Charter б.г. – Charter of Global Funeral Heritage FIAT-IFTA // FIAT-IFTA. https://www.thanos.org/en/about/iafm/charters (дата обращения: 19.06.2020). 

Constitution б.г. – Constitution of the International Association of Funeral Museums // FIAT-IFTA. https://www.thanos.org/en/about/iafm/constitution (дата обращения: 19.06.2020). 

Neu konzeption б.г. – Neu konzeption // Museum für Sepulkralkultur. https://www.sepulkralmuseum.de/museum/projekte/neukonzeption (дата обращения: 19.06.2020). 

Система Orphus

Загрузка...
Вверх