Биографии переезда из города в деревню и риторика самотрансформации в современной России

 
Код статьиS086954150013124-6-1
DOI10.31857/S086954150013123-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующая отделом этнографии восточных славян и народов Европейской части России
Аффилиация: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Адрес: Университетская наб. 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№6
Страницы88-105
Аннотация

Статья посвящена дневникам, которые на протяжении нескольких лет ведут в различных социальных сетях жители российских городов, переехавшие в сельскую местность. В центре работы находится вопрос о специфике риторической модели переезда в деревню, используемой авторами дневников, и причинах ее популярности среди горожан. Создаваемые на платформах различных интернет-приложений автомедиальные дневники рассматриваются как современные формы субъективации, с помощью которых люди создают свое новое “Я”, рассказывая о пути из города в деревню как об индивидуальной самотрансформации и работе над собой. В статье ставится вопрос о популярности такой модели рассказа даже в тех случаях, когда автор не занимается сельским хозяйством и продолжает большую часть времени проводить в городе. Истории переезда интерпретируются в контексте постмодерных практик номадизма, современных терапевтических нарративов и идеологии поиска себя. Исследование опирается на материалы, собранные на различных интернет-платформах и во время полевой работы 2019–2020 гг. 

Ключевые словарурализация, дезурбанизация, миграция, техники себя, антропология деревни
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: РФФИ, https://doi.org/10.13039/501100002261 [проект № 19-09-00381]
Получено28.12.2020
Дата публикации28.12.2020
Кол-во символов47013
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Несколько лет назад Марина и ее муж Алексей переехали из Донецкой области в Петербург, а в 2017 г. – в деревню в Курской области. Сейчас Марине 35 лет, а Алексею 39. В Мариуполе, где они когда-то жили, у них был свой бизнес, хорошая квартира, машина, друзья и родственники. Перебравшись в Петербург, супруги успешно нашли работу, сняли неплохое жилье и в общем-то были довольны жизнью.
2 Но что-то у меня, вот, щелкнуло, – рассказывает Марина, – не знаю… то ли какое-то, вот, перенапряжение, психическое какое-то состояние было не совсем как комфортное, вот, мне в городе, вот, он начал на меня давить. Может быть, потому что это был Питер, а он такой, вот, мрачноватый же, такой… сырой… мало солнца… Может быть, этот фактор. И вот это, что “работа–дом–работа–дом”. У нас не было ни друзей, никого. Кардинально поменялась жизнь (ПМА 2: Марина).
3 Марина и Алексей решили уехать из города и начали искать дом в Ленинградской области. Им потребовалось примерно шесть месяцев, чтобы подготовиться: собрать деньги на первое время, обдумать способы заработка в деревне. За эти полгода они узнали о дауншифтерах, посмотрели на YouТube ролики, посвященные опыту переезда в деревню, и приняли два важных решения: перебраться в Курскую область, где уже был старый деревенский дом, оставшийся в наследство от бабушки и дедушки, и зарабатывать в интернете. Супруги создали свой собственный канал на YouTube, а Марина завела аккаунт в “Инстаграме”. Сейчас этот аккаунт стал основной витриной жизни Марины. Он собрал уже более 70 тыс. подписчиков и приносит семье вполне приличный доход от рекламы и других видов коммерческого сотрудничества. У Марины и Алексея нет детей; недавно они перевезли к себе в деревню маму и дедушку Марины, которые теперь живут рядом с ними в отдельном доме. У супругов есть коза, собаки, около дома разбит огород. В своем инстаграм-дневнике Марина рассказывает о себе и своей новой жизни (ПМА 2; ЦМ 9).
4 История Марины – о движении, переездах, легкости на подъем, о поиске лучшей жизни “где-то там” за пределами привычного места обитания, о личной неудовлетворенности и желании ни от кого не зависеть: “Мне нужно, чтобы у меня свой был участок, своя территория, где я тут главная, да, и я решаю…” (ПМА 2). В этом желании угадываются черты современного номадизма – движения, включающего и туризм, и паломничество, и распределенный образ жизни, и различные виды lifestyle migration (Benson, OReilly 2009: 621; Benson, Osbaldiston 2014; Jacob 1997). Переезд в деревню – одна из форм такого движения, направленного на изменение не только места обитания, но также и жизни, и самого себя. В отличие от временных поездок – туристических, паломнических или дачных, которые воспринимаются, скорее, как прерывание существующего ритма и ткани жизни, позволяющее иначе взглянуть на мир после возвращения, – переселение в деревню видится как возможность достичь конечной точки в долгом пути, пункта назначения, где человек не только обретет покой и гармонию, но и найдет самого себя. В эпоху текучей современности такие ожидания разделяют многие жители мегаполисов, разочаровавшиеся в идеалах урбанизма и технологического прогресса.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 860

Оценка читателей: голосов 0

1. Андреева Ю. “Творить рай на земле”: культ земли и природы в новом религиозном движении “Анастасия” // Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте / Науч. ред. Ж.В. Кормина, А.А. Панченко, С.А. Штырков. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2015. С. 163–185.

2. Артемова Ю.А. Некоторые итоги: размышления в стиле гуманистической психологии // Новые российские гуманитарные исследования. 2018. Т. 13. http://nrgumis.ru/articles/2025

3. Богданова Е., Бредникова О. Что же находится “вдали от городов”? Предисловие от редакторов // Вдали от городов. Жизнь постсоветской деревни / Под ред. Е. Богдановой, О. Бредниковой. СПб.: Алетейя, 2013. С. 5–7.

4. Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма. М.: НЛО, 2011.

5. Васильева З.С. Самодеятельность: в поисках советской модерности // НЛО. 2014. № 4. С. 54–63.

6. Виноградская О.Я. От-чего горожане едут в деревню: феноменология и практика // Крестьяноведение. 2019. Т. 4. № 3. С. 140–154.

7. Дубовка Д.Г. В монастырь с миром. В поисках светских корней современной духовности. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2020.

8. Касаткина А.К. Садовый домик и его строитель в разговорах с садоводами начала XXI в. // Experto crede Alberto: cборник статей к 70-летию Альберта Кашфулловича Байбурина / Ред. и сост. А. Пиир, М. Пироговская. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2017. С. 195–215.

9. Касаткина А.К. Этнография дачных разговоров (на материале интервью об освоении садовых участков в 1980–1990-е гг.). Дис. … канд. ист. наук. МАЭ РАН, Санкт-Петербург, 2019.

10. Кормина Ж.В. Гигиена сердца: дисциплина и вера “заново рожденных” харизматических христиан // Антропологический форум. 2013. № 18. С. 300–320.

11. Кормина Ж.В. Паломники: этнографические очерки православного номадизма. М.: ВШЭ, 2019.

12. Лернер Ю. Теле-терапия без психологии, или как адаптируют Self на постсоветском телеэкране // Laboratorium. 2011. № 1. С. 116–137.

13. Минаева А. “Работал на заводе до мозолистых рук” // Отечественные записки. 2003. № 3. https://strana-oz.ru/2003/3/rabotal-na-zavode-do-mozolistyh-ruk

14. Тюхтяев А. Телесность и социальность в нью-эйдж паломничестве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 4 (37). C. 45–68.

15. Фуко М. Технологии себя / Пер. с англ. А. Корбута // Логос. 2008. № 2 (65). С. 96–122.

16. Benson M., O’Reilly К. (eds.) Lifestyle Migration: Expectations, Aspirations and Experiences. L.: Ashgate, 2009.

17. Benson M., Osbaldiston N. (eds.) Understanding Lifestyle Migration Theoretical Approaches to Migration and the Quest for a Better Way of Life. N.Y.: Palgrave, 2014.

18. Bishop S. Anxiety, Panic and Self-Optimization: Inequalities and the YouTube Algorithm // Convergence. 2018. No. 24 (1). P. 69–84.

19. Bunce M. The Countryside Ideal. L.: Routledge, 1994.

20. Bunce M. Reproducing Rural Idylls // Country Visions / Ed. P. Cloke. Harlow: Pearson, 2003. P. 14–30.

21. Cahn P.S. Direct Sales and Direct Faith in Latin America. N.Y.: Palgrave, 2011.

22. Davies W. The Happiness Industry: How the Government and Big Business Sold Us Well-Being. L.: Verso, 2015.

23. Duffy B.E., Hund E. Gendered Visibility on Social Media: Navigating Instagram’s Authenticity Bind // International Journal of Communication. 2019. No. 13. P. 4983–5002.

24. Fothergill R.A. Private Chronicles: A Study of English Diaries. N.Y.: Oxford University Press, 1974.

25. Jacob J.K. New Pioneers: The Back-to-the-Land Movement and the Search for a Sustainable Future. University Park: Pennsylvania State University Press, 1997.

26. Lejeune P. Autobiography and New Communication Tools // Identity Technologies: Constructing the Self Online / Ed. A. Poletti, J. Rak. Madison: University of Wisconsin Press, 2014. P. 247–258.

27. Smith S., Watson J. Virtually Me: A Toolbox About Online Self-Presentation // Identity Technologies: Constructing the Self Online / Ed. A. Poletti, J. Rak. Madison: University of Wisconsin Press, 2014. P. 70–95.

28. Smolyak O., Golubev A. Making Selves through Making Things: Soviet Do-It-Yourself Culture and Practices of Late Soviet Subjectivation // Cahiers du monde russe. 2013. Vol. 54. No. 3/4. P. 517–541.

29. Vasilyeva Z. From Skills to Selves: Recycling “Soviet DIY” in Post-Soviet Russia. PhD diss. Universite de Neuchatel, 2019.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Берсенева 2019 – Берсенева А. В деревне без помощи не выжить. Сменить столицу на провинцию: опыт Коломыцевых // Pravoslavie.ru. 12.03.2019. https://pravoslavie.ru/119826.html

Войнилов и др. 2015 – Войнилов Ю.Л. и др. Потенциал организованной внутренней миграции “город–село” в России. Стимулы и барьеры к коллективному переселению граждан на пустующие территории. Итоговый комплексный аналитический отчет по результатам исследования. 2015. http://www.zircon.ru/upload/iblock/9cc/Migration_city-country_Final_reportp2015t.pdf

Галкина 2020 – Галкина Ю. Ленинградские дачники: горожане, которые уехали от коронавируса в деревню. И решили там остаться // The Village. 30.04.2020. https://www.the-village.ru/village/people/people/380115-leningradskie-dachniki

Карамзин 2018 – Кармазин И. Погнали городских. Жители мегаполисов бросают все и уезжают в деревню // Риа-Новости. 14.03.2018. https://ria.ru/20180314/1516279976.html

ПМА 1 – Полевые материалы автора. Экспедиция в Тутаевский, Угличский и Мышкинский районы Ярославской обл. Июль 2019 г. (информанты: Елена Наумова, переехавшая из Москвы в д. Учма Мышкинского р-на Ярославской обл.; Михаил Коломыцев, переехавший из Москвы в д. Кузнецово Тутаевского р-на Ярославской обл.).

ПМА 2 – Полевые материалы автора. Интервью с Мариной, переехавшей из Санкт-Петербурга в деревню Курской обл. Запись разговора по WhatsАpp.

Рурализация-1 2020 – Рурализация. О чем и для кого наш проект. Пост в Facebook. 03.06.2020. https://www.facebook.com/ruralisation.ru/posts/123648086016326

Рурализация-2 2020 – Устали от жизни в большом городе? Пост в Facebook. 21.07.2020. https://www.facebook.com/ruralisation.ru/posts/144489550598846

Цаплин 2020 – Цаплин В. “Никому я не обязан, никаким начальникам”. Коронавирус вынудил россиян покинуть города. Они нашли себя в деревне и не хотят возвращаться // Lenta.ru. 02.06.2020. https://lenta.ru/articles/2020/06/02/village

ЦМ 1 – Инстаграм-дневник Светланы. Около 1990 г.р., начало ведения дневника – 24.12.2015 г. https://www.instagram.com/pticevod

ЦМ 2 – Инстаграм-дневник Анны. Около 1990 г.р., начало ведения дневника – 04.02.2016. https://www.instagram.com/vohmyashki

ЦМ 3 – Инстаграм-дневник Галины, около 1975 г.р., начало ведения дневника – 02.03.2019. https://www.instagram.com/galchenok_valeeva

ЦМ 5 – Инстаграм-дневник Татьяны, около 1975 г.р., начало ведения дневника – 03.01.2014. https://www.instagram.com/tanya.iz.lesa

ЦМ 6 – Инстаграм-дневник Ирины, около 1990 г.р., начало ведения дневника – 23.03.2018. https://www.instagram.com/derevenskaya_skazka

ЦМ 7 – Инстаграм-дневник Тимура, около 1985 г.р., начало ведения дневника – 15.10.2019. https://www.instagram.com/village_life60

ЦМ 8 – Инстаграм-дневник Татьяны, 1991 г.р., начало ведения дневника – 26.02.2017. https://www.instagram.com/selchanka_

ЦМ 9 – Инстаграм-дневник Марины, 1985 г.р., начало ведения дневника – 26.08.2017. https://www.instagram.com/derevnua_horosheevo

ЦМ 10 – Инстаграм-дневник Анны, около 1990 г.р., начало ведения дневника – 16.03.2014. https://www.instagram.com/anna_akinina

Чеповская 2020 – Чеповская А. Робинзоны Ковида: россияне заинтересовались заброшенными деревенскими домами. За самовольный захват пустующего домика положена ответственность, но есть способы поселиться в нем совершенно законно // Известия. 08.05.2020. https://iz.ru/1008004/anastasiia-chepovskaia/robinzony-kovida-rossiiane-zainteresovalis-zabroshennymi-derevenskimi-domami

Система Orphus

Загрузка...
Вверх