House-in-the-Village for Escape and Survival: Utopia of Rural Autonomy in the Popular Futurology of Disasters

 
PIIS086954150013122-4-1
DOI10.31857/S086954150013122-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), Russian Academy of Sciences
Address: 3 University Emb., St. Petersburg, 199034, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№6
Pages70-87
Abstract

This article is drawn on a netnographic study of the discussion of the village as a means of survival in the case of disaster. The focus is on the sociocultural milieu (survivalists and preppers), for which the theme of survival has become the basis for the formation of a collective identity. I investigate the concept of “House-in-the Village” as a means of salvation, popular among the preppers. On their Internet sites and forums, the concept of village-as-salvation is discussed as a variant of the ideological justification of the desurbanization movement. Being grounded in the idea of the initial “abandonment” of the village and the vacuum of power, the survivalists/preppers generate structures for the crisis sociality of a catastrophic future. The specificity of the subcultural ideology of survival in the country is the orientation toward creation of an autonomous social world that turns into a utopia when trying to implement it in the present. In the second part of the article, I analyze the experience of people both from the studied milieu and from its outside, who perceived the 2020 pandemic as a crisis and responded by moving to the countryside. Both groups note the activation of control institutions as a result of their transition to crisis functioning, which is interpreted in the discourse of survivalists as the destruction of their rural autonomy project, which is increasingly criticized now as utopia.

Keywordsrurality, village, survival, disaster, utopia, futurology, salvation, subculture, preppers, survivalists, netnography
AcknowledgmentThis research was supported by the following institutions and grants: Russian Foundation for Basic Research, https://doi.org/10.13039/501100002261 [19-09-00381]
Received28.12.2020
Publication date28.12.2020
Number of characters54150
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В основу этой статьи легло нетнографическое1 исследование обсуждений деревенского варианта выживания в случае глобальной катастрофы. Основным источником стали интернет-площадки (форумы, сайты, группы в социальных сетях) русскоязычных выживальщиков (коллективная идентичность на базе ожидания катастрофы и подготовки к выживанию в ней) – откуда взято и обозначение ключевого для этой статьи понятия “Домик-в-Деревне” (и его сокращенное обозначение “Д-в-Д”), – где деревня интерпретируется как средство спасения в случае катастрофы. Кроме того, я привлекаю материалы очных интервью о современном понимании сельскости, где также затрагивалась эта тематика. В конце статьи проанализированы результаты ненамеренного эксперимента, позволившего автору и нескольким студентам оказаться наблюдателями внутри описываемой ситуации (отъезда в сельскую местность во время и по причине кризиса весны 2020 г.). Наконец, возвращаясь к форумам выживальщиков, мы анализируем их опыт переживания в селе пандемии, интерпретируемый как проверка сельской модели выживания. 1. Нетнография (от англ. netnography) – метод этнографического исследования путем непосредственного наблюдения социальных коммуникаций в сети интернет (см.: Kozinets 2010).
2 Первоначальным стимулом к размышлениям о селе как спасении послужило упоминание о перемещении (возвращении, переезде) из города в деревню в биографических интервью, собранных в 2018–2019 гг. Переезд в сельскую местность люди описывали как способ пережить трудности и тревоги 1990-х годов. “Мы когда-то, в общем, просто ради детей в первую очередь поехали. В первую очередь, чтобы детей растить в деревне, на свежем воздухе”, – рассказывает жительница Москвы, многодетная мама, музыкант; ее семья в 1991 г. купила дом в деревне, где жил дед отца семейства. Покупка деревенского дома имела и некоторые идеологические основания, как это было в те годы среди многих воцерковленных, традиционалистски настроенных горожан:
3 И его (отца семейства. – Т.Щ.) тоже, кстати, вот эта идея о том, что там только можно пережить тяжелые времена, она его как бы очень сильно зацепила. Он там даже сделал такой погреб. Кроме подвала специального он сделал прям погреб метра на полтора вглубь, где можно все это класть. Он нашел такое место, в котором все есть рядом – и вода, и глина… он постоянно говорит: “Представь, вот, что-нибудь случится. У тебя отключат воду. И что ты там будешь, не знаю, на 13 этаже делать”. Да хоть бы и на первом (ПМА 2020: А-ва, 1964 г.р.).
4 Экономический кризис 1990-х годов стимулировал интерес жителей мегаполиса к обустройству в сельской местности. Возвращались в деревню и недавние сельчане, в молодости уехавшие в город учиться и работать. В д. Юловка Дальнеконстантиновского р-на Нижегородской обл. я разговаривала с местной жительницей в доме ее мужа. Сама она родилась и выросла в д. Осиновка (ныне заброшенной), работала в Нижнем Новгороде и приехала в Юловку (в дом мужа) после выхода на пенсию в 1994 г.: “Здесь покой дорогой”, – говорит она мне. –“А там (в Нижнем Новгороде. – Т.Щ.) я сейчас и жить-то боюсь – то взрывают; я говорю: “Господи, страх! Жить-то страшно в городе, погляди – могут подорвать и все”. Не-ет. Я там щас даже вот не могу” (ПМА 2019: В.И. С-ва, 1939 г.р.).

Number of purchasers: 1, views: 1309

Readers community rating: votes 0

1. Campbell, N., G. Sinclair, and S. Browne. 2019. Preparing for a World Without Markets: Legitimising Strategies of Preppers. Journal of Marketing Management 35 (9–10): 798–817.

2. Drezner, D.W. 2014. Metaphor of the Living Dead. Social Research 81 (4), HORRORS: 825–849.

3. Dzenovska, D. 2011. Notes on Emptiness and the Importance of Maintaining Life. Anthropology of East Europe Review 29 (2): 228–241.

4. Kabel, A., and C. Chmidling. 2014. Disaster Prepper: Health, Identity, and American Survivalist Culture. Human Organization 73 (3): 258–266.

5. Kozinets, R.V. 2010. Netnography: Doing Ethnographic Research Online. Los Angeles: SAGE Publications.

6. Olmsted, A.D. 1988. Morally Controversial Leisure: The Social World of Gun Collectors. Symbolic Interaction 11 (2): 277–287.

7. Tapia, A.H. 2003. Technomillennialism: A Subcultural Response to the Technological Threat of Y2K. Science, Technology, & Human Values 28 (4): 483–512.

8. Thornton, S. 1995. Club Cultures: Music, Media, and Subcultural Capital. Wesleyan: Wesleyan University Press.

Система Orphus

Loading...
Up