Домик-в-деревне для бегства и выживания: утопия сельской автономии в популярной футурологии катастроф

 
Код статьиS086954150013122-4-1
DOI10.31857/S086954150013122-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник отдела этнографии восточных славян и народов Европейской части России
Аффилиация: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Адрес: Университетская наб. 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№6
Страницы70-87
Аннотация

Статья написана по материалам нетнографического исследования обсуждений деревенского варианта выживания в случае катастрофических событий. В центре внимания социокультурная среда (выживальщики и препперы), для которой тематика выживания стала базой формирования коллективной идентичности, и популярная в этой среде концепция “Домика-в-Деревне” как средства спасения. На интернетплощадках выживальщиков концепция села-спасения обсуждается как вариант идеологического обоснования дезурбанизационного движения. Опираясь на представление об исходной “заброшенности” села и вакууме власти, среда выживальщиков генерирует конструкции кризисной социальности катастрофического будущего. Спецификой субкультурной идеологии выживания является ориентация на переезд как создание автономного социального мира, оборачивающегося утопией при попытке реализации его в настоящем. Во второй части статьи мы анализируем опыт людей, находящихся и в исследуемой среде, и вне ее, которые восприняли пандемию 2020 г. как кризис и отреагировали переездом в сельскую местность. Обе группы отмечают активизацию институтов контроля при переходе в режим кризисного функционирования, что трактуется в дискурсе выживальщиков как разрушение их проекта сельской автономии, который все в большей степени подвергается критике как утопия.

Ключевые словасельскость, деревня, выживание, катастрофа, утопия, футурология, спасение, субкультура, препперы, выживальщики, нетнография
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: РФФИ, https://doi.org/10.13039/501100002261 [проект № 19-09-00381]
Получено28.12.2020
Дата публикации28.12.2020
Кол-во символов54150
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В основу этой статьи легло нетнографическое1 исследование обсуждений деревенского варианта выживания в случае глобальной катастрофы. Основным источником стали интернет-площадки (форумы, сайты, группы в социальных сетях) русскоязычных выживальщиков (коллективная идентичность на базе ожидания катастрофы и подготовки к выживанию в ней) – откуда взято и обозначение ключевого для этой статьи понятия “Домик-в-Деревне” (и его сокращенное обозначение “Д-в-Д”), – где деревня интерпретируется как средство спасения в случае катастрофы. Кроме того, я привлекаю материалы очных интервью о современном понимании сельскости, где также затрагивалась эта тематика. В конце статьи проанализированы результаты ненамеренного эксперимента, позволившего автору и нескольким студентам оказаться наблюдателями внутри описываемой ситуации (отъезда в сельскую местность во время и по причине кризиса весны 2020 г.). Наконец, возвращаясь к форумам выживальщиков, мы анализируем их опыт переживания в селе пандемии, интерпретируемый как проверка сельской модели выживания. 1. Нетнография (от англ. netnography) – метод этнографического исследования путем непосредственного наблюдения социальных коммуникаций в сети интернет (см.: Kozinets 2010).
2 Первоначальным стимулом к размышлениям о селе как спасении послужило упоминание о перемещении (возвращении, переезде) из города в деревню в биографических интервью, собранных в 2018–2019 гг. Переезд в сельскую местность люди описывали как способ пережить трудности и тревоги 1990-х годов. “Мы когда-то, в общем, просто ради детей в первую очередь поехали. В первую очередь, чтобы детей растить в деревне, на свежем воздухе”, – рассказывает жительница Москвы, многодетная мама, музыкант; ее семья в 1991 г. купила дом в деревне, где жил дед отца семейства. Покупка деревенского дома имела и некоторые идеологические основания, как это было в те годы среди многих воцерковленных, традиционалистски настроенных горожан:
3 И его (отца семейства. – Т.Щ.) тоже, кстати, вот эта идея о том, что там только можно пережить тяжелые времена, она его как бы очень сильно зацепила. Он там даже сделал такой погреб. Кроме подвала специального он сделал прям погреб метра на полтора вглубь, где можно все это класть. Он нашел такое место, в котором все есть рядом – и вода, и глина… он постоянно говорит: “Представь, вот, что-нибудь случится. У тебя отключат воду. И что ты там будешь, не знаю, на 13 этаже делать”. Да хоть бы и на первом (ПМА 2020: А-ва, 1964 г.р.).
4 Экономический кризис 1990-х годов стимулировал интерес жителей мегаполиса к обустройству в сельской местности. Возвращались в деревню и недавние сельчане, в молодости уехавшие в город учиться и работать. В д. Юловка Дальнеконстантиновского р-на Нижегородской обл. я разговаривала с местной жительницей в доме ее мужа. Сама она родилась и выросла в д. Осиновка (ныне заброшенной), работала в Нижнем Новгороде и приехала в Юловку (в дом мужа) после выхода на пенсию в 1994 г.: “Здесь покой дорогой”, – говорит она мне. –“А там (в Нижнем Новгороде. – Т.Щ.) я сейчас и жить-то боюсь – то взрывают; я говорю: “Господи, страх! Жить-то страшно в городе, погляди – могут подорвать и все”. Не-ет. Я там щас даже вот не могу” (ПМА 2019: В.И. С-ва, 1939 г.р.).

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1301

Оценка читателей: голосов 0

1. Campbell N., Sinclair G., Browne S. Preparing for a World Without Markets: Legitimising Strategies of Preppers // Journal of Marketing Management. 2019. Vol. 35 (9Ц10). P. 798Ц817.

2. Drezner D.W. Metaphor of the Living Dead // Social Research. 2014. Vol. 81. No. 4, HORRORS. P. 825Ц849.

3. Dzenovska D. Notes on Emptiness and the Importance of Maintaining Life // Anthropology of East Europe Review. 2011. No. 29 (2). P. 228Ц241.

4. Kabel A., Chmidling C. Disaster Prepper: Health, Identity, and American Survivalist Culture // Human Organization. 2014. Vol. 73. No. 3. P. 258Ц266.

5. Kozinets R.V. Netnography: Doing Ethnographic Research Online. SAGE Publications, 2010.

6. Olmsted A.D. Morally Controversial Leisure: The Social World of Gun Collectors // Symbolic Interaction. 1988. Vol. 11. No. 2. P. 277Ц287.

7. Tapia, A.H. Technomillennialism: A Subcultural Response to the Technological Threat of Y2K // Science, Technology, and Human Values. 2003. Vol. 28. No. 4. P. 483Ц512.

8. Thornton S. Club Cultures: Music, Media, and Subcultural Capital. Wesleyan: Wesleyan University Press, 1995.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Алексей 2020 – Алексей. Реплика в обсуждении темы “Твой бункер (убежище)” от 17.08.2020 // ВКонтакте. Гнездо параноика. https://m.vk.com/topic-38598449_31454156?offset=40

Бородач 2012 – Списки заброшенных деревень. Бородач: реплика в обсуждении от 27.06.2012 // Saveyou.ru – Сохрани себя сам. http://saveyou.ru/forum/showthread.php?t=2847#ixzz6URFAtGQ5 

Ден Давыдов 2016 – Тема “Уезжайте в деревню или на хутор”. Ден Давыдов: реплика в обсуждении статьи от 25.01.2016 // ВКонтакте. Гнездо параноика. https://m.vk.com/topic-38598449_33522497?post=17219#post17219 

Дрозденко 2020 – “Шатаний туда-сюда больше быть не должно”. Дрозденко вводит ограничение передвижения по Ленобласти. 30.03.2020 // Сетевое издание “47 новостей” (47news). https://47news.ru/articles/171710 

Дядя Вася 2010 – Дядя Вася. Готовлю деревню к выживанию (Сообщение на форуме от 3.08.2010) // Deadland. http://deadland.ru/node/3783 

ИскателИ 2011 – ИскателИ. Реплика в обсуждении от 07.05.2011 // Saveyou.ru – Сохрани себя сам. http://saveyou.ru/forum/showthread.php?t=1328&page=10#ixzz6UQcBwo75 

Кабаныч 2020 – Кабаныч. Реплика в обсуждении от 09.10.2020 // Guns.ru. https://forum.guns.ru/forummessage/151/2628712-10.html

Малик 2018 – Малик С. Выживальщики России. 08.03.2018 // Гнездо параноика. https://gnezdoparanoika.ru/podgotovka-k-vijivaniu/207-vyzhivalschiki-rossii.html

Никитин 2020 – Никитин А. Сообщение на странице “ВКонтакте” от 30.03.2020 // ВКонтакте.ru. https://m.vk.com/wall434915124_627

ПМА 2019 – Полевые материалы автора. Экспедиция в д. Юловка Староконстантиновского р-на Нижегородской обл. 2019 г. (Информант: В.И. С-ва, 1939 г.р.).

ПМА 2020 – Полевые материалы автора. 2020 г. (Информанты: 1) Н.В. А-ва, 1964 г.р., живет в Москве, имеет домик в деревне; 2) М1, 35 лет, водит желающих в походы на выживание, живет в Кадуйском р-не Вологодской обл.; 3) Ж1, 20 лет, живет в Санкт-Петербурге, самоизоляция – Выборгский р-н Ленинградской обл.; 4) Ж2, 20 лет, живет в Санкт-Петербурге, самоизоляция – Валдайский р-он Новгородской обл.; 5) Ж, 62 года, живет в Санкт-Петербурге, самоизоляция – Гатчинский р-он Ленинградской обл.; 6) М2, 20 лет, живет в Москве, самоизоляция – Московская обл.).

Степной 2015 – Степной Б. Домик в деревне: особенности деревенской жизни и быта (Сообщение от 18.02.2015) // Выживай.рф. https://vizhivai.com/blogi/selskoe-hozyaystvo/domik-v-derevne-osobennosti-derevenskoj-zhizni-i-byta

Толстый 2011 – Толстый. Реплика в обсуждении от 08.05.2011 // Saveyou.ru – Сохрани себя сам. http://saveyou.ru/forum/showthread.php?t=1328&page=10#ixzz6UQctYZCE 

Andruha 2015 – Andruha, Ростов-на-Дону. Реплика в обсуждении от 2015 г. // Не пропаду. https://nepropadu.ru/blog/guestroom/10724.html#comment629163

Arkan137 2020 – Arkan137. Реплика в обсуждении от 03.10.2020 // Guns.ru. https://forum.guns.ru/forummessage/151/2628712.html 

Arty 2020 – Arty, Москва. Реплика в обсуждении от 19.02.2020 // Saveyou.ru – Сохрани себя сам. http://www.saveyou.ru/forum/showthread.php?p=848287#post848287

bruja677 2011 – bruja677. Реплика в обсуждении от 31.01.2011 // Deadland. http://deadland.ru/node/3783 

Dipweb 2018 – Dipweb. Реплика в обсуждении от 29.12.2018 // Saveyou.ru – Сохрани себя сам. http://saveyou.ru/forum/showthread.php?t=7174&page=17#ixzz6URE9LQhD 

ermac 2020 – ermac 2020. Реплика в обсуждении от 05.10.2020 // Guns.ru. https://forum.guns.ru/forummessage/151/2628712-4.html

imbris 2019 – imbris. Реплика в обсуждении от 20.09.2019 // Saveyou.ru – Сохрани себя сам. http://www.saveyou.ru/forum/showthread.php?t=9506#ixzz6URYj68tX 

K/B 2013 – K/B. Реплика в обсуждении от 12.05.2013. Тема: Прибежал в деревню жить // Форум портала Guns.ru. https://forum.guns.ru/forummessage/151/1166214.html 

Medved075 2020 – Medved075. Реплика в обсуждении от 4.10.2020 // Guns.ru. forum.guns.ru/forummessage/151/2628712-m61480320.html

MrAlex 2011 – MrAlex. Реплика в обсуждении от 17.04.2011 // Схрон. https://m.vk.com/topic-25660252_24979190?post=216#post216

Nail116 2013 – Nail116. Реплика в обсуждении от 12.05.2013 // Guns.ru. https://forum.guns.ru/forummessage/151/1166214.html 

oshunov 2020 – oshutov. Реплика в обсуждении от 05.10.2020 // Guns.ru. https://forum.guns.ru/forummessage/151/2628712-5.html

Sancho62 2017 – Sancho62. Какой он правильный джокервиль 151? Реплика в обсуждении от 10.01.2017 // Popgun.ru. Популярное оружие. https://popgun.ru/viewtopic.php?p=28049327&sid=52265c8d975d5c74cc85660a23052c50#p28049327

vova230 2014 – vova230. Реплика в обсуждении от 10.03.2014 // Книга выживания. http://survivalbook.ru/forum/viewtopic.php?f=81&t=768&p=9081&hilit=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F+%D0%BA+%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9+%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8#p9081 

Система Orphus

Загрузка...
Вверх