Деревня в городских проекциях современных россиян

 
Код статьиS086954150013117-8-1
DOI10.31857/S086954150013117-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующая отделом этнографии восточных славян и народов Европейской части России
Аффилиация: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Адрес: Университетская наб. 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№6
Страницы5-11
Аннотация

Статья посвящена новым формам сельской жизни, возникшим в результате модернизационных процессов последнего столетия. Феномен, который активно обсуждается в различных социальных науках в последние годы, является также и предметом этнографии, позволяющей открыть дополнительные перспективы в изучении особенностей современных миграционных процессов, социальных идентичностей и локальных экономик. В статье рассматриваются особенности “новой сельскости” в России и различные ее проявления в популярной культуре, маркетинге и территориальном брендировании. Автор дает краткую характеристику научной терминологии, используемой сегодня для описания подобных феноменов, и ставит вопрос о том, что “новая сельскость” – это не только идеология деревенской романтики и близости к природе, ставшая хорошо продаваемым брендом, но также новая модель сельской жизни и новая идентичность, создаваемые и востребованные в городах. В работе представлены результаты исследований, проведенных в 2019–2020 гг. коллективом авторов, и дается краткий обзор статей, вошедших в тематический блок журнала “Этнографическое обозрение”, посвященный “новой сельскости” (авторы: Андреева Ю.О., Куприянов П.С и Савина Н.А., Лурье М.Л., Мельникова Е.А., Щепанская Т.Б.).

Ключевые словаэтнография сельской жизни, сельская идентичность, граница между городом и деревней, образы деревни, повседневные практики, экопоселения, туризм, современная культура, сельская экономика
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: РФФИ, https://doi.org/10.13039/501100002261 [проект № 19-09-00381]
Получено28.12.2020
Дата публикации28.12.2020
Кол-во символов12824
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Социально-экономические процессы второй половины XX столетия – урбанизация, индустриализация, развитие информационных технологий, миграции и т.д. – привели к размыванию границы между городом и деревней. Многие жители мегаполисов перебрались за город, они работают удаленно или отправляются каждый день на службу в ближайшие города. Так наз. возвратные миграции, связанные с периодическими поездками загород и возвращением обратно, достигли огромных масштабов. Жители деревень нередко работают на крупных производствах, открытых в сельской местности, которая больше не ассоциируется исключительно с сельским хозяйством, а ресурсы городов, благодаря развитию интернета и телекоммуникаций, стали доступными во многих деревнях.
2 Размывание “естественной” границы между городом и деревней, однако, не приводит к ее исчезновению. Наоборот, она становится все более значимой, а новая сельская идентичность оказывается предметом сознательного выбора и активного конструирования. Сообщество “Деревня”, созданное “ВКонтакте” в 2009 г. и объединяющее ценителей сельского образа жизни, насчитывает сегодня более 100 тыс. человек, а клип на песню И. Растеряева “Комбайнеры”, стилизованный под домашнюю запись в деревенской избе и эксплуатирующий шаблонный образ деревенской маскулинности, набрал почти 11 млн просмотров. За последние пять лет российские телеканалы выпустили несколько десятков сериалов, посвященных деревенской жизни (“Соседи”, “Первый парень на деревне”, “Галина”, “Повороты судьбы”, “Так далеко, так близко”, “Деревенская история” и др.), а использование выражения “деревенские продукты” стало одним из самых успешных маркетинговых ходов.
3 Активное создание экопоселений и развитие агротуризма, переезд в деревню на постоянное место жительства, новый всплеск интереса к фольклору и традиции, устойчиво ориентированный на деревню, наконец, повышение спроса на фермерские продукты и рост соответствующего сегмента рынка – все это свидетельствует не только об актуальности и востребованности “сельского” в современных представлениях и практиках, но и о формировании новой концепции сельскости.
4 “Новая сельскость”, как мы условно называем рассматриваемое явление, причудливо совмещает такие разные мировоззренческие течения, как почвенничество и экологизм. С одной стороны, она очевидно наследует “деревенскому мифу”, существовавшему в России с XIX в. и реанимированному в конце XX-го (Parts 2018: 29–30; Разувалова 2015: 32–33; Дмитриева, Купцова 2008), а с другой – явно вписывается в тренд аграрного популизма, получившего широкое распространение во всем мире в последние годы (Курочкина 2016; Brass 2013; Karaömerlioğlu 1998; Wolford 2010; Jacob 1997).
5 “Новая сельскость” – это не только идеология деревенской романтики и близости к природе, ставшая хорошо продаваемым брендом, но также новая модель сельской жизни и новая сельская идентичность. Для одних “жить в деревне” означает “работать на земле”, получая все, что необходимо, своими силами. Для других – иметь вдали от мегаполиса комфортабельный дом, оснащенный по последнему слову техники, позволяющий жить круглый год загородом и работать, к примеру, в транснациональной IT-компании. Понятие “деревенская жизнь” нередко связано с идеей экологической чистоты и религиозным подвижничеством. А для кого-то оно ассоциируется с деятельностью по возрождению села путем создания местных музеев и организации деревенских мероприятий.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 870

Оценка читателей: голосов 0

1. Бон Т. “Социалистический город” или “европейский город”: урбанизация и рурализация в Восточной Европе // Российская история. 2009. № 1. С. 65–76.

2. Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. М.: ОГИ, 2008.

3. Курочкина К. “Новые фермеры” в современной Японии // Антропологический форум. 2016. № 28. С. 260–275.

4. Нефедова Т.Г., Пэллот Д. Неизвестное сельское хозяйство, или Зачем нужна корова? М.: Новое изд-во, 2006.

5. Освальд И. Индустриализированная деревня. К трансформации сельского образа жизни в постсоциалистических обществах // Вдали от городов. Жизнь постсоветской деревни / Под ред. Е. Богдановой, О. Бредниковой. СПб.: Алетейя, 2013. С. 8–27.

6. Павлов А. Рурализация: сущность, проявления, классификация // Наука и инновации. 2017. № 12. С. 31–35.

7. Разувалова А. Писатели-“деревенщики”: литература и консервативная идеология 1970-х годов. М: НЛО, 2015.

8. Щепанская Т.Б. Традиционная материальная культура в контексте социальных изменений современного села: функционирование и переопределение // Историческая этнография. Вып. 5 / Pед. И.И. Верняев, А.Г. Новожилов. СПб.: Институт истории Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2014. С. 158–162.

9. Brass T. Peasants, Populism, and Postmodernism: The Return of the Agrarian Myth. L.: F. Cass, 2013.

10. Buzalka J. Europeanisation and Post-Peasant Populism in Eastern Europe // Europe-Asia Studies. 2008. Vol. 60. No. 5. P. 757–771.

11. Chio J. Introduction: Rural as Space and Sociality // Critique of Anthropology. 2017. Vol. 37. No. 4. P. 361–363.

12. Cloke P., Goodwin M. Conceptualizing Countryside Change: From Post-Fordism to Rural Structured Coherence // Transactions of the Institute of British Geographers. 1992. Vol. 17. No. 3. P. 321–336.

13. Jacob J.K. New Pioneers: The Back-to-the-Land Movement and the Search for a Sustainable Future. University Park: Pennsylvania State University Press, 1997.

14. Karaomerlioglu M.A. The People’s Houses and the Cult of the Peasant in Turkey // Middle Eastern Studies. 1998. Vol. 34. No. 4. P. 67–91.

15. Murdoch J., Pratt A.C. Rural Studies: Modernism, Postmodernism and the “Post-Rural” // Journal of Rural Studies. 1993. Vol. 9. No. 4. P. 411–427.

16. Parts L. In Search of the True Russia: The Provinces in Contemporary Nationalist Discourse. Madison: University of Wisconsin Press, 2018.

17. Vasantkumar C. From World Cities to World Sites: Strategic Ruralism and the Case for an Anthropology of Actually Existing Connectivity // Critique of Anthropology. 2017. Vol. 37. No. 4. P. 364–382.

18. Wolford W. This Land Is Ours Now: Social Mobilization and the Meanings of Land in Brazil. Durham: Duke University Press, 2010.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх