Этнограф Борис Александрович Васильев и его очерк “Пять дней среди орочей”: стратегии письма в советской этнографии

 
Код статьиS086954150012346-0-1
DOI10.31857/S086954150012346-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия
Аффилиация:
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Чукотский филиал ФГАОУ ВО “Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова”
Адрес: Университетская наб. 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№5
Страницы5-22
Аннотация

В данной статье на примере текста, написанного московским этнографом Б.А. Васильевым по результатам полевой работы среди орочей в 1927 г., рассматривается один из интереснейших и малоисследованных в рамках истории науки жанров письма советской этнографии – очерк. Авторы анализируют процесс создания научных текстов, имея в виду широкий спектр обстоятельств: господствующую теоретическую матрицу; идеологический климат; особенности биографии, взаимодействия с коллегами и информантами. Публикуемый этнографический очерк Б.А. Васильева дает возможность по-новому посмотреть на исследовательские стратегии и методологию представителей московской этнографической школы. Текст интересен в первую очередь как важный этнографический источник, содержащий детальные описания погребального обряда у орочей; кроме того, он знакомит современного читателя со стратегией письма, наполненного рефлексивностью и субъективными переживаниями. Авторы переопределяют вклад Б.А. Васильева в отечественную науку, в частности в подготовку статей коллективной монографии 1956 г. “Народы Сибири”. В статье сделан вывод о различной степени “фильтрации” или “дистилляции” результатов научного знания в работах советских этнографов, что позволяет поразмышлять о роли исследователя и его полевого опыта, а также о значении научных школ, научных традиций и дискуссий в производстве текстов различных жанров. 

Ключевые словаБ.А. Васильев, Тунгусская экспедиция, орочи, этнографический текст, московская этнографическая школа
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: РФФИ, https://doi.org/10.13039/501100002261 [проект № 18-09-00537]
Дата публикации28.12.2020
Кол-во символов45791
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Борис Александрович Васильев (17.02.1899–17.11.1976) – этнограф, антрополог, литературовед, один из наиболее глубоких знатоков медвежьего праздника (Васильев 1929, 1940, 1946, 1948), оставил яркий и неповторимый след в истории этнографических и антропологических исследований Дальнего Востока. Васильев был человеком удивительной и очень непростой судьбы1. Родился Борис Александрович в семье врача, проживавшей в Староконюшенном переулке старой Москвы. Молодой человек окончил частную мужскую гимназию А.В. Адольфа, где давали хорошее образование и много внимания уделяли изучению языков. Юность и студенческие годы Бориса Васильева пришлись на непростое послереволюционное время – время ломки привычных устоев жизни, смены экономической и идеологической систем. Одновременно это были годы мощного развития краеведческого движения и внимания государства к своим “национальным окраинам”. В 1919 г. молодой человек поступил на основанное профессором Д.Н. Анучиным отделение антропологии физико-математического факультета Московского университета. Тогда же он увлекся русской религиозной философией, посещал семинар И.А. Ильина, на котором познакомился со священником о. Сергием Мечевым и стал прихожанином храма Николы в Клениках, где собиралась московская интеллигенция. 1. Информацию о Б.А. Васильеве биографического характера можно найти на сайтах религиозных православных организаций: церковь хранит память о своем прихожанине и священнике (http://www.klenniki.ru/mechev-obchin/mechevskay-kliriki/177-boris-vasiliev; Васильев Б.А. б.г.).
2 Из-за своих религиозных убеждений Б.А. Васильев был репрессирован, что не позволило ему полностью реализовать свой творческий потенциал, обработать все собранные им материалы, хранящиеся сегодня в архивах и музеях в Санкт-Петербурге и Москве. В нашей статье речь пойдет как раз о таком, до настоящего времени невостребованном очерке из архива Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, а также об особенностях этого жанра и применяемых в нем стратегиях письма, т.е. способах производства информации и ее изложения в тексте.
3 Обращаясь к изучению судьбы и творческого наследия Б.А. Васильева, восстанавливая особенности биографии почти забытого ученого и вводя в научный оборот подготовленный им неопубликованный очерк, мы попытаемся показать разнообразие этнографий в СССР до известного Совещания этнографов Москвы и Ленинграда 1929 г., разнообразия, заключавшегося в различных мировоззренческих и методологических установках, целях, методах, этических аспектах полевой работы и способах презентации собранного материала. Рассматриваемая в данной статье проблема соотношения поля и текста выводит на вопросы использования различных жанров и стилей в научном письме и о путях производства научного знания.
4 Московская полевая этнография: исследования в Сибири и на Дальнем Востоке России (1927–1928)
5 Еще студентом Борис Васильев начал работать в открывшемся в Москве в 1924 г. Центральном музее народоведения (бывший Румянцевский музей; далее – ЦМН) (Ипполитова 2001). На волне советской национальной политики и развития краеведения ЦМН получил финансирование и обрел, правда ненадолго, новые выставочные площади – он расположился на территории Мамоновой дачи на Воробьевых горах и в здании Александринского дворца. Директором музея в те годы был фольклорист, этнограф, литературовед Б.М. Соколов, а заведующим отделом Сибири, в котором с 1924 по октябрь 1929 г. работал Б.А. Васильев, профессор Московского университета Б.А. Куфтин. Так случилось, что в Москве не было (и, по существу, до сих пор нет) этнографического музея (Там же). В формирующиеся фонды ЦМН были переданы экспонаты из различных московских музеев и с выставок. Перед работниками Центрального музея народоведения стояла задача срочно собрать этнографические коллекции, поскольку предполагалось создать новые экспозиции и обустроить шесть “обстановочных” залов. Специальный зал должен был быть посвящен одному из малых народов Сибири. Планировалось также проводить тематические выставки (Там же).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1011

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеенко Е.А. “…И можно сказать, что счастлив”. Интервью с Евгенией Алексеевной Алексеенко. Беседа, запись, редактура и комментарии А.А. Сириной // Сибирский сборник-2. К юбилею Евгении Алексеевны Алексеенко. СПб.: МАЭ РАН, 2010. С. 6–21.

2. Алымов С.С., Решетов А.М. Борис Алексеевич Куфтин: изломы жизненного пути // Репрессированные этнографы. Вып. 2 / Ред. Д.Д. Тумаркин. М.: Восточная литература, 2003. С. 227–268.

3. Арзютов Д.В., Кан С.А. Концепция поля и полевой работы в ранней советской этнографии // Этнографическое обозрение. 2013. № 6. С. 45–68.

4. Батьянова Е.П. In Memoriam. Анна Васильевна Смоляк (28 декабря 1920 г. – 4 июня 2003 г.) // Этнографическое обозрение. 2004. № 2. С. 165–169.

5. Беньямин В. Московский дневник. М.: Ad Marginem, 2014.

6. Березницкий С.В. Полевые исследования культуры тумнинских орочей в июле 2006 года // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып. 14 / Отв. ред. Е.Г. Федорова. СПб.: МАЭ РАН, 2014. С. 130–148.

7. Березницкий С.В. Фотоколлекции Тунгусской экспедиции в фондах Музея антропологии и этнографии РАН // Вопросы музеологии. 2018. Т. 9. Вып. 1. С. 111–119.

8. Васильев Б.А. Основные черты этнографии ороков. Предварительный очерк по материалам экспедиции 1928 г. // Этнография. 1929. № 1. С. 3–22.

9. Васильев Б.А. Старинные способы охоты у приморских орочей // Советская этнография. 1940. № 3. С. 161–171.

10. Васильев Б.А. Медвежий праздник орочей: опыт этнографического анализа обряда и мифологии. Дис. … канд. ист. наук. Институт этнографии АН СССР, Москва, 1946.

11. Васильев Б.А. Медвежий праздник // Советская этнография. 1948. № 4. С. 78–104.

12. Васильев Б.А. Духовный путь Пушкина. М.: Sam & Sam, 1994 (1995).

13. Бромлей Ю.В., Тумаркин Д.Д. (ред.) Глазами этнографов. М.: Наука, 1982.

14. Гурвич И.С. Таинственный Чучуна. М.: Мысль, 1975.

15. Давыдов В.Н. Северобайкальский отряд тунгусской экспедиции 1927–1928 гг.: участники, методы, материалы // Эхо арктической Одиссеи: судьбы этнических культур в исследованиях ученых-североведов / Отв. ред. Е.Н. Романова. Якутск: Электронное издательство НБ РС(Я), 2019. С. 217–223.

16. Давыдов В.Н., Сирина А.А. Тунгусская экспедиция 1927–1928 гг. и еe место в истории московской этнографической школы // Поле как жизнь / Отв. ред. Е.А. Пивнева. М.: Нестор-история, 2017. С. 39–49.

17. Иванов С.В., Левин М.Г., Смоляк А.В. Орочи // Народы Сибири / Отв. ред. М.Г. Левин, Л.П. Потапов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956a. С. 844–854.

18. Иванов С.В., Левин М.Г., Смоляк А.В. Ороки // Народы Сибири / Отв. ред. М.Г. Левин, Л.П. Потапов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956б. С. 855–860.

19. Иванов С.В., Левин М.Г., Смоляк А.В. Удэгейцы // Народы Сибири / Отв. ред. М.Г. Левин, Л.П. Потапов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956в. С. 831–843.

20. Ипполитова А.Б. История Музея народов СССР в Москве // Этнографическое обозрение. 2001. № 2. С. 144–160.

21. Итс Р.Ф. Века и поколения // Этнографические этюды. М.: Мысль, 1976.

22. Левин М.Г., Потапов Л.П. (ред.) Народы Сибири. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956.

23. Левин М.Г., Васильев Б.А. Эвены // Народы Сибири / Ред. М.Г. Левин, Л.П. Потапов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 760–775.

24. Рогинский Я. Встречи в Воронеже // Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама / Публ. С.М. Марголиной. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990. С. 43– 45.

25. Симченко Ю.Б. Зимний маршрут по Гыдану. М.: Мысль, 1975.

26. Симченко Ю.Б. Обычная шаманская жизнь. Этнографические очерки. М.: ИЭА РАН, 1993.

27. Сирина А.А. Орочи в полевых дневниках Б.А. Куфтина (по материалам Тунгусской экспедиции 1927–1928 гг.) // Труды Третьей международной междисциплинарной Тунгусской конференции “Социальные взаимодействия, языки и ландшафты в Сибири и в Китае (эвенки, эвены, орочоны и другие группы)” / Гл. ред. С.В. Андросова. Благовещенск: Одеон, 2019. С. 205–212.

28. Смоляк А.В. Шаман: личность, функция, мировоззрение. М.: Наука, 1990.

29. Смоляк А.В. Элементы верований и культов нивхов и орочей, связанные с погребением утонувших и близнецов // Расы и народы. Вып. 28 / Отв. ред. З.П. Соколова, Д.А. Функ. М.: Наука, 2002. С. 214–225.

30. Соколова З.П., Пивнева Е.А. (ред.) Этнологическая экспертиза. Народы Севера России. 1956–1958. М.: ИЭА РАН, 2004.

31. Соколова З.П., Пивнева Е.А. (ред.) Этнологическая экспертиза. Народы Севера России. 1959–1962. М.: ИЭА РАН, 2005.

32. Соколовский С.В. Этнография: стиль, жанр и метод (о статье С.Н. Абашина “Свой среди чужих, чужой среди своих”) // Этнографическое обозрение. 2003. № 2. C. 26–34.

33. Туголуков В.А. Следопыты верхом на оленях. М.: Наука, 1969.

34. Широкогоров С.М. Письма к Л.Я. Штернбергу // Этнографическое обозрение. 2015. № 6. С. 155–172.

35. Щербакова Т.И. О некоторых сибирских материалах в собрании ГМИР // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 4, Антология отечественного религиоведения: Петербургская религиоведческая школа. Кн. 2, Государственный музей истории религии. Ч. 1 / Сост. и общ. ред. Т.А. Терюковой, М.М. Шахнович, В.В. Шмидта. М.: МедиаПром, 2010. С. 116–126.

36. Anderson D., Arzyutov D. The Construction of Soviet Ethnography and “The Peoples of Siberia” // History and Anthropology. 2016. Vol. 27. No. 2. P. 183–209. http://dx.doi.org/10.1080/02757206.2016.1140159

37. Clifford J. Introduction: Partial Truths // Writing Culture: The Poetics and Politics of Ethnography / Eds. G.E. Marcus, J. Clifford. Berkeley: University of California Press, 1986. P. 1–26.

38. Clifford J. Spatial Practices: Fieldwork, Travel, and the Disciplining of Anthropology // Anthropological Locations: Boundaries and Grounds of a Field Science / Eds. A. Gupta, J. Ferguson. Berkeley: University of California Press, 1997. P. 185–222.

39. Geertz C. Thick Descriptions: Toward an Interpretive Theory of Culture // The Interpretation of Cultures: Selected Essays by Clifford Geertz. N.Y.: Basic Books, 1973. С. 3–30.

40. Fox A. Real Country: Music, Language, Emotion and Sociability in Texas Working-Class Culture. Durham: Duke University Press, 2004.

41. Gupta A., Ferguson J. “The Field” as Site, Method, and Location in Anthropology // Anthropological Locations: Boundaries and Grounds of a Field Science / Eds. A. Gupta, J. Ferguson. Berkeley: University of California Press, 1997. P. 1–46.

42. Marcus G.E. Ethnography in/of the World System: The Emergence of Multi-Sited Ethnography // Annual Review of Anthropology. 1995. Vol. 24. P. 95–117.

43. Samuels D.W., Meintjes L., Ochoa A.M., Porcello T. Soundscapes: Toward a Sounded Anthropology // Annual Review of Anthropology. 2010. Vol. 39. P. 329–345.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Источники и материалы

АМАЭ 1 – Архив Музея антропологии и этнографии РАН. Ф. 12. Оп. 1.

АМАЭ 2 – Архив Музея антропологии и этнографии РАН. Ф. К-V. Оп. 1.

АМАЭ 3 – Архив Музея антропологии и этнографии РАН. Заседания Кабинета Сибири 1938–1940 гг. Протоколы. Протокол № 15 от 28/VI-1939 г.; Протокол № 28 от 8/XII-1939 г.; Протокол № 31 от 22 XII-1939 г. (Документы находятся в научно-технической обработке). ОНД РЭМ 1 – Отдел научной документации Российского этнографического музея. Ф. 5. Оп. 2.

ОНД РЭМ 2 – Отдел научной документации Российского этнографического музея. Ф. 5. Оп. 4. Д. 298.

Васильев Б.А. б.г. – Новомученики и исповедники Вятской земли. Васильев Борис Александрович, иерей. http://martirologvyatka.ortox.ru/vjatskijj_sinodik_-dukhovenstvo/view/id/1107942

Система Orphus

Загрузка...
Вверх