Review of Evenki Microcosm: Visual Analysis of Hunter-Gatherers’ Lifestyles in Eastern Siberia, by T. Safonova and I. Sántha

 
PIIS086954150010842-6-1
DOI10.31857/S086954150010842-6
Publication type Review
Source material for review Safonova T., Sántha I. Evenki Microcosm: Visual Analysis of Hunter-Gatherers’ Lifestyles in Eastern Siberia. Fürstenberg/Havel, 2019
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
Address: 32a Leninsky prospekt, Moscow, 119991, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№4
Pages189-192
Abstract

              

Keywords
Received21.09.2020
Publication date21.09.2020
Number of characters10687
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Книга Татьяны Сафоновой и Иштвана Шанты представляет собой своего рода ремейк работы американских классиков культурной антропологии Грегори Бейтсона и Маргарет Мид, чей метод этнографического фотоанализа (Bateson, Mead 1942) авторы использовали в своих полевых исследованиях, проведенных в 2000-х годах в трех эвенкийских общинах Баунтовского р-на Республики Бурятия. В книге через визуальный анализ эвенкийской повседневности жизненный уклад охотников-оленеводов Восточной Сибири представлен как микрокосм, открытый другим системам и находящийся с ними в постоянной связи (с. 8).
2 Этот случай антропологического мимезиса, помноженный на креативность авторов, в целом дал очень хороший результат. Из огромного объема полевого визуального материала – 14 тыс. негативов, 3 тыс. слайдов, 100 часов видеозаписей – Сафонова и Шанта выбрали 577 фотографий и распределили их по шести разделам, которые отражают особенности современной эвенкийской культуры: шаманское дерево, охота, собирательство, оленеводство, новые технологии, нефритовая дорога (т.е. экстрактивизм и инфраструктура) – и соотносятся с актуальными направлениями антропологических исследований. В книге затронуто и множество других вопросов: антропология взаимоотношений человека и животных, антропология эмоций, антропология материальности и т.д. Столь широкий охват проблем стал возможен исключительно благодаря избранному формату публикации. Каждый разворот, за исключением предисловия, включает в себя серию из пяти-девяти фотографий, подобранных по определенной теме, и пояснительный текст, помещенный на соседней странице. Эти фотографии не являются иллюстрацией к тексту; наоборот, текст написан для комментирования фотографий. Многие интерпретации, изложенные в коротких комментариях, основаны на акторно-сетевом подходе.
3 Рассматриваемые эвенкийские сообщества имеют длительную историю отношений с российским государством. Уже в 1822 г. “Устав об управлении…” поделил сибирских “инородцев” на категории бродячих, кочевых и оседлых. Сегодня большинство эвенков живут оседло, работают или получают социальные пособия и выплаты, т.е. находятся в непосредственных отношениях с государством. Среди эвенков Бурятии немало потомков смешанных браков с бурятами, русскими и представителями других национальностей, что сказывается на их этнокультурных особенностях (Беликов 1994). Для меня открытым и дискуссионным остается вопрос, можно ли называть такие сообщества эгалитарными. В концепцию эгалитарных обществ охотников-собирателей не вписываются гендерный состав современных неоседлых эвенков и практики экстрактивизма, направленные на извлечение сверхприбылей. Современные эвенки уже не те охотники-собиратели, которые рассматривались в классических работах. Какие они? Книга показывает и рассказывает об этом, но в ней явно не хватает послесловия, подобного “Этнографической заметке о Бали” в труде Бейтсона и Мид.

Price publication: 100

Number of purchasers: 1, views: 636

Readers community rating: votes 0

1. Mnenie 2018 – Mnenie: “Ochen' khoroshij nefrit stoit dostatochno dorogo, no ego, kak pravilo, byvaet dva-tri protsenta” // BMK: informatsionnoe agentstvo. 24.07.2018. https://www.baikal-media.ru/news/business/351430/

2. Fond b.g. – Kulturstiftung Sibirien (Fond kul'tury narodov Sibiri). http://www.kulturstiftung-sibirien.de/bibliothek_R.html

3. Baskin L.M. Vozhaki v gruppakh zhivotnykh i cheloveka // Sotsiologicheskij ezhegodnik / Nauch. red. N.E. Pokrovskij, D.V. Efremenko. M.: INION RAN; VShEh, 2011. S. 52–68.

4. Belikov V.V. Ehvenki Buryatii: istoriya i sovremennost' / V.V. Belikov. Ulan-Udeh: BNTs SO RAN, 1994.

5. Vasilevich G.M. Ehvenki. Istoriko-ehtnograficheskie ocherki (XVIII – nachalo XX v.). L.: Nauka, 1969.

6. Bateson G., Mead M. Balinese Character; a Photographic Analysis. N.Y.: New York Academy of Sciences, 1942.

7. Lavrillier A., Gabyshev S. An Arctic Indigenous Knowledge System of Landscape, Climate, and Human Interactions: Evenki Reindeer Herders and Hunters. Fürstenberg: Kulturstiftung Sibirien SEC Publications, 2017.

8. Rose D., D’Amiko Sh., Daiyi N., Devereaux K., Daiyi M., Ford L., Bright A. Country of the Heart: An Indigenous Australian Homeland. Canberra: Aboriginal Studies Press, 2002.

Система Orphus

Loading...
Up