Review of Life Histories of Etnos Theory in Russia and Beyond, edited by D.G. Anderson, D.V. Arzyutov, and S.S. Alymov

 
PIIS086954150010056-1-1
DOI10.31857/S086954150010056-1
Publication type Review
Source material for review Life Histories of Etnos Theory in Russia and Beyond. Cambridge, UK, 2019
Status Published
Authors
Affiliation: European University at St. Petersburg
Address: 6/1a Gagarinskaya Street, St. Petersburg, 191187, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№3
Pages191-194
Abstract

      

Keywords
Received28.06.2020
Publication date28.06.2020
Number of characters13614
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 “Почему этнос (все еще) имеет значение?” – так назвал свой небольшой текст, поставленный в эпилог рецензируемого сборника, известный американский историк российской этнографии Натаниел Найт. Почему, несмотря на довольно долгую и сильную академическую критику извне и изнутри российского научного сообщества, термин “этнос” тем не менее сохраняется в исследовательском и в общественном языках, более того – становится даже популярнее, чем в советское время? Не только потому – отвечает он на свой вопрос, – что эту категорию рекламируют политики, добивающиеся каких-то корыстных целей. Но и потому, что “концепт не сохранился бы, если бы не имел определенной элементарной тяги, объяснительной силы, которую нельзя было бы легко вызвать с помощью других средств” (c. 390). Это особенно ясно, продолжает Найт, если посмотреть на концепцию этноса в более широком интеллектуальном контексте как на особый способ помыслить (etnos thinking) культурные и социальные процессы в их биосоциальном единстве.
2 Именно такую задачу – посмотреть на теорию этноса как слагаемую из множества факторов – поставили перед собой авторы книги “Жизненные истории теории этноса в России и за ее пределами”. Во введении (“Обосновывая теорию этноса”) и в первой главе (“Мышление в русле этноса в долгом XX веке”) редакторы сборника (Дэвид Андерсон, Дмитрий Арзютов и Сергей Алымов) дают общее представление о теории этноса и пытаются разрушить стереотипы о ней как изолированной от мировой антропологии и связанной только с советскими идеологическими задачами и институтами, несущей только негативный “примордиалистский” и даже “биологический” оттенок в противопоставлении более правильной западной “конструктивистской” идее. Отказываясь от этих ярлыков, Андерсон, Арзютов и Алымов предлагают проследить тенденции формирования российской этнографической и вообще социально-гуманитарной мысли с момента ее зарождения в середине XIX в. и до сегодняшнего дня, увидеть, как в столкновении и взаимодействии разных точек зрения и подходов, школ и направлений, в непрекращающемся диалоге с мировой антропологией возник ethnos thinking. Из такой перспективы видно, что теория этноса, сформулированная в первой четверти XX в. Николаем Могилянским и Сергеем Широкогоровым как “биосоциальный компромисс” или “биосоциальный синтез”, образовалась на пересечении множества разных академических столкновений: дискуссий между этнографией имперского разнообразия и этнографией славянского/русского национального духа, между естественно-научным (позитивистским) и гуманитарным знаниями, между эволюционистами и их оппонентами. К этому авторы теории добавляют политический фактор усиления национальных движений, борющихся за признание, автономию или даже независимость отдельных территорий, с одной стороны, и, с другой стороны, активной национализации имперской и потом советской сердцевины или метрополии. Набирающие популярность на рубеже XIX–XX вв. идеологии, апеллирующие к народам и нациям, оказываются важным триггером для теоретических конструкций и размышлений о природе и происхождении сообществ и границах между ними.

Price publication: 100

Number of purchasers: 2, views: 960

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up