With a Red Brush and Yellow Tie: On Specificities of the Kalmyk Pilgrimage

 
PIIS086954150009603-3-1
DOI10.31857/S086954150009603-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Kalmyk Scientific Center of the RAS
Address: 8 Ilishkin St., Elista, 358000, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№2
Pages32-46
Abstract

The article draws on field research to demonstrate the specificities of contemporary organization of pilgrimages in Kalmykia, which is largely defined by the local religious situation – the activities of the Sangha of the temple “The Golden Abode of the Buddha Shakyamuni” and The Сhief Lama of Kalmykia Telo Toulku Rinpoche. I explore various aspects of pilgrimage, such as the routes and changes thereof, which not only reflect the political geography of the modern Buddhist world, but are also influenced by the displacement of Dalai Lama, his exile, and the mobile character of teachings given by Dalai Lama as he travels the world. I further pay attention to the experiencing of the miraculous – the aspect that highlights the religious character of mass pilgrimages and constitutes a marker of faith, as both believers and people simply interested in Buddhism alike travel to hear the teachings of Dalai Lama.

KeywordsBuddhism, pilgrimage, traditionalism, Dalai Lama, Kalmykia, post-secular Russia, routes, miracles
AcknowledgmentThis research was supported by the following institutions and grants: Russian Foundation for Basic Research, https://doi.org/10.13039/501100002261 [19-09-00420]
Received18.06.2020
Publication date19.06.2020
Number of characters40935
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В этой статье я хочу поставить вопрос о месте паломничества в современной религиозной жизни калмыцкого общества, о специфике этого феномена и о сложном сочетании глобального и регионального в нем.
2

Этноконфессиональный контекст.

3 После восстановления автономии в 1956 г. Калмыкия долгое время была республикой, в которой не осталось ни одного буддийского храма, даже в виде музея. Для буддистов Калмыкии постсоветские перемены дали начало новой эпохе – постсекулярной. Открытие в 1989 г. молельного дома в Элисте означало легализацию религиозных практик после многих десятилетий полуподпольных служб в приватных пространствах. Сразу были приглашены священники из Бурятии и Тувы, получившие образование в советские годы (многие были семейными), и тогда же были отправлены на учебу в Индию дети, желающие стать монахами (художниками буддийского канона, врачами тибетской медицины, священниками).
4 Приезды Далай-ламы XIV в Элисту в 1991 и 1993 гг., выбор им места для закладки храма и совместные молебны с тысячами мирян, как и возможность прямого общения с Учителем, не только вернули калмыков в буддийскую ойкумену, но и показали доступность буддийских практик, при осознанном интересе к вере, любому жителю республики.
5 Однако возвращение религии в народные массы проявляется не в восстановлении религиозных практик первой трети ХХ в, а в выработке новых форм религиозной жизни, которая теперь становится “делом личным и необязательным, перемещаясь в сферу досуга” (Кормина 2019: 24). В настоящей статье я описываю и осмысливаю особенности современной организации паломничества в Калмыкии, рассматривая такой его аспект, как маршруты, отражающие не только номадическую природу этого феномена, но и политически вынужденные поездки Далай-ламы, и мобильный характер подачи учения, которое Учитель дарует верующим. Наконец, я особо выделяю переживание “чудесного”, подчеркивающее конфессиональный характер этих массовых поездок.
6 В поездке в Дхарамсалу я смогла оставаться исследователем, не увлекаясь заманчивой перспективой совершенствования личного пути и возможности лучшей реинкарнации. Не скрывая своей профессии от окружающих и открыто заполняя полевой дневник, я вела себя так же, как и другие паломники, совершала простирания и молитвы в нужных местах. Но когда выпадала возможность, я задавала вопросы, договаривалась о будущих встречах в Элисте и записывала интервью с теми, с кем в рутинной жизни Калмыкии увидеться сложно.
7 Паломничество, особенно организованное, как институт общественно-религиозной жизни отражает новые формы религиозности – относительно свободные, связанные с досугом, допускающие компромиссы и сомнения. О такой адаптации религиозной жизни к потребностям и привычкам современного человека на примере православных номадических практик писали антропологи религии Ж. Кормина (см.: Кормина 2019) и Д. Эрвье-Леже. Последний отмечает: «Складывается религиозность “паломнического” типа – сознательная, индивидуальная и мобильная; слабо или совсем не зависимая от норм; легко модифицируемая; внешняя по отношению к рутине повседневной жизни индивида» (Эрвье-Леже 2015: 263).

Number of purchasers: 1, views: 911

Readers community rating: votes 0

1. Diilvrin Okn 2015 – Diilvrin Okn. A ya pojdu k tebe, v Tibet. Ehlista, 2015.

2. PMA 1 – Polevye materialy avtora. Ehkspeditsiya v Dkharamsalu (Indiya, sht. Khimachal Pradesh), 2019 g.

3. PMA 2 – Polevye materialy avtora. Ehkspeditsiya v Ehlistu (Kalmykiya), 2019 g.

4. Bakaeva Eh.P., Zhukovskaya N.L. (otv. red.) Kalmyki. M.: Nauka, 2010.

5. Bol'shakov B.E. Fenomen Itigehlova i problema issledovaniya fundamental'nykh i prikladnykh svojstv Prostranstva–Vremeni. Ch. I.: Fenomen Itigehlova i filosofsko-metodologicheskaya postanovka problemy // Prostranstvo i Vremya. 2015. № 3 (21). S. 75–85.

6. Guchinova Eh.-B.M. Palomnichestvo kak put' k vere: opyt sotsial'nogo konstruirovaniya religioznosti // Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2020. № 1 (38). S. 154–178.

7. Zhukovskaya N.L. Kochevniki Mongolii. Kul'tura, traditsii, simvolika. M.: Vostochnaya literatura, 2002.

8. Zhukovskaya N.L. Buddizm i buddisty. M.: Orientaliya, 2013.

9. Kormina Zh. Palomniki: ehtnograficheskie ocherki pravoslavnogo nomadizma. M: Izdatel'skij Dom VShEh, 2019.

10. Kormina Zh., Shtyrkov S. “Ehto nashe iskonno russkoe, i nikuda nam ot ehtogo ne det'sya”: predystoriya postsovetskoj desekulyarizatsii // Izobretenie religii: desekulyarizatsiya v postsovetskom kontekste / Nauch. red. Zh.V. Kormina, A.A. Panchenko, S.A. Shtyrkov. SPb.: Izd-vo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2015. C. 7–45.

11. Shtyrkov S.A. “Ehti tri piroga, ehta chasha… mozhno skazat', liturgiya!”: interpretatsiya narodnoj traditsii kak “vnutrennyaya missiya” Russkoj pravoslavnoj tserkvi v Severnoj Osetii – Alanii // Gory i granitsy / Otv. red. Yu.Yu. Karpov. SPb.: MAEh RAN, 2015. C. 295–335.

12. Ehrv'e-Lezhe D. V poiskakh opredelennosti: paradoksy religioznosti v obschestvakh razvitogo moderna // Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2015. № 1 (33). S. 254–268.

13. Asad T. Formations of the Secular: Christianity, Islam, Modernity. Stanford: Stanford University Press, 2003.

14. Bernstein A. Religious Bodies Politic: Rituals of Sovereignty in Buryat Buddhism. Chicago: University of Chicago Press, 2013.

15. Quijada J.B. Soviet Science and Post-Soviet Faith: Etigelov’s Imperishable Body // American Ethnologist. 2012. Vol. 39. No. 1. P. 138–154.

16. Turner E., Turner V. Image and Pilgrimage in Christian Culture. N.Y.: Columbia University Press, 1978.

Система Orphus

Loading...
Up