Areal Connections of Ancient Japanese Mythology

 
PIIS086954150008766-2-1
DOI10.31857/S086954150008766-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), Russian Academy of Sciences
Address: 3 University Emb., St. Peterzburg, 199034, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№1
Pages164-179
Abstract

Most of the parallels for episodes and images that can be found in “Kojiki” and other sources on mythology and folklore of Ancient Japan demonstrate correspondences across southern areas of the Indo-Pacific margin of Asia. Parallels in northern provinces of China, in Siberia and especially in Korea are rare, while Ainu mythology and folklore practically do not contain such motifs at all. Both Ancient Japanese mythology and late folklore of the Japanese and the Ainu find correspondences in America and this is an evidence of the early spread of all these sets of motifs. However, different sets are unrelated historically. Though language ancestors of the Japanese, according to common view, came from Korea, those mythological motifs that were integrated into the elite ideology of Japan during the epoch of the state formation reached this country not from Korea but from the Southeast Asia via South China or Taiwan.

KeywordsJapanese mythology, Southeast Asian mythology, “Kojiki” (A.D. 712), origins of the Japanese people
AcknowledgmentThe research was supported by the following institutions and grants: Russian Science Foundation, https://doi.org/10.13039/501100006769 [grant no. 18-19-00361]
Received30.03.2020
Publication date31.03.2020
Number of characters32901
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Считается, что языковые предки японцев пришли из Кореи, а начало японской традиции, от которой прослеживается преемственность к историческому времени, представлено культурой яёй. Переход от яёй к кофун (эпоха формирования государства) произошел в III в. н.э. Начало яёй традиционно относят к III в. до н.э., хотя более ранняя датировка не исключена. До яёй на Японских островах была распространена традиция дзёмон. Языки дзёмонцев не известны и могли сильно различаться. Айны наверняка имеют отношение к дзёмону, хотя в их этногенезе могли участвовать и создатели охотской культуры – по всей видимости, тунгусо-маньчжуры. Из современных популяций айны ближе всего именно к дзёмонцам, а японцы – к корейцам, далее к ханьцам (видимо, из северного Китая) и затем к другим группам материковой Азии (Watanabe et al. 2019: 1). В начале I тыс. до н.э. на севере Кюсю распространяется рисосеяние. Относятся ли соответствующие памятники к яёй или к позднему дзёмону, не вполне ясно (Kumar 2009: 27).
2 Яёй – не языковая, а культурная общность, но наличие среди ее создателей в т.ч. и австронезийцев издавна предполагалось (Воробьев 1980: 58). Австронезийские заимствования в японском языке не вызывают сомнений (Старостин 1991: 181–183). О связях японцев с австронезийским миром и с Юго-Восточной Азией свидетельствуют многие особенности материальной и духовной культуры (Kumar 2009: 14–34). Вместе с тем в краниологических материалах из собственно Японии южномонголоидный компонент отсутствует, хотя он и выявлен на островах Рюкю (Moiseev 2009).
3 Целью статьи не является всестороннее исследование этногенеза японцев – это вне компетенции автора. Задача поставлена у́же: определить географическое распространение параллелей для мотивов ранней японской мифологии. Отобраны мотивы специфичного содержания, ареалы распространения которых четко очерчиваются. Вариант статьи был опубликован на японском языке (Berezkin 2012), но в связи с выявлением новых материалов есть смысл обратиться к этой теме повторно.
4 Библиографическое описание источников превысило бы объем основного текста, поэтому ссылки даны лишь при пересказе повествований. Остальные источники легко найти, обратившись к электронному каталогу фольклора и мифологии мира (Березкин, Дувакин б.г.). Номера соответствующих мотивов указываются.
5

Мотивы повествования об Идзанаги и Идзанами

6 Добуддийская мифология Японии известна по письменным памятникам VIII в. – “Кодзики” и “Нихон-сёки” (Кодзики 1994а; Нихон сёки 1997). Отдельные образы и эпизоды встречаются в древних фудоки (описаниях провинций) и в других ранних источниках. Некоторые мотивы в записях XIX–XX вв. также с большой вероятностью унаследованы от глубокой древности (Yamada 2009, 2018).
7 Существенных для темы статьи эпизодов больше всего в повествовании о первопредках Идзанаги (Изанаки) и Идзанами (Изанами), с которого начинается мифологический цикл. Детали несколько различаются, причем “Нихон сёки” приводит не одну, а несколько версий. Однако сейчас нас интересует лишь основная канва рассказа и, чтобы не отвлекаться на разночтения, излагаем содержание только по “Кодзики” (Кодзики 1994а: Гл. 1–9: 38–51).

Number of purchasers: 0, views: 1420

Readers community rating: votes 0

1. Berezkin, Duvakin b.g. – Berezkin Yu.E., Duvakin E.N. Tematicheskaya klassifikatsiya i raspredelenie fol'klorno-mifologicheskikh motivov po arealam. Analiticheskij katalog. http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin (data obrascheniya: 12.11.2019).

2. Kodziki 1994a – Kodziki. Zapiski o deyaniyakh drevnosti. Svitok 1-yj. Mify / Per. so staroyap. E.M. Pinus. SPb.: Shar, 1994.

3. Kodziki 1994b – Kodziki. Zapiski o deyaniyakh drevnosti. Svitki 2-j i 3-j / Per. so staroyap. A.M. Ermakovoj i A.N. Mescheryakova. SPb.: Shar, 1994.

4. L'vova 1982 – L'vova I.L. Povest' o dome Tajra / Per. so staroyaponsk., predisl. i komm. I. L'vovoj. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1982.

5. Nikhon syoki 1997 – Nikhon syoki. Annaly Yaponii: V 2 t. / Per. i komm. L. M. Ermakovoj i A.N. Mescheryakova. T. 1, Svitki XVII–XXX. SPb.: Giperion, 1997.

6. Troyakov 1995 – Troyakov P.A. Mify i legendy khakasov. Abakan: Khakasskoe kn. izd-vo.

7. Khangalov 1960 – Khangalov M.N. Sobr. soch. T. 3. Ulan-Udeh: Buryatskoe kn. izd-vo, 1960.

8. Charnoluskij 1972 – Charnoluskij V.V. V krayu letuchego kamnya. M.: Mysl', 1972.

9. Abercromby 1893 – Abercromby J. Magic Songs of the Finns // Folk-Lore. 1893. Vol. 4. No. 1. P. 27–49.

10. Bäcker 1988 – Bäcker J. Märchen aus der Mandschurei. München: Diederichs, 1988.

11. Batchelor 1927 – Batchelor J. Ainu Life and Lore. Tokyo: Kyobunkwan, 1927.

12. Dessaint, Ngwâma 1994 – Dessaint W., Ngwâma A. Au sud des nuages: Mythes et contes recueillis oralement chez les montagnards lissou (tibéto-birmans). Paris: Gallimard.

13. Holmberg 1985 – Holmberg H.J. Holmberg’s Ethnographic Sketches // Ed. M.W. Falk; transl. F. Jaensch. Fairbanks: University of Alaska Press, 1985.

14. Rongmuthu 1960 – Rongmuthu D.S. Tales of the Garo. Calcutta: Nabajiban Press, 1960.

15. Schärer 1966 – Schärer H. Der Totenkult der Ngadju Dajak in Süd-Borneo. Mythen zum Totenkult und die Texte zum Tantolak Matei. 'S-Gravenhage: Martinus Nuhoff, 1966.

16. Wilson 1947 – Wilson L.L. Apayao Life and Legends. Baguio: [privately printed], 1947.

17. Zhou Yang et al. 1996 – Zhou Yang et al. Zhongguo minjian gushi jicheng. Shaanxi [Corpus of the Folk Stories of China. Shaanxi]. Beijing: Zhongguo ISBN zhongxin, 1996.

18. Zhou Yang et al. 1998 – Zhou Yang et al. Zhongguo minjian gushi jicheng. Sichuan [Corpus of the Folk Stories of China. Sichuan]. Beijing: Zhongguo ISBN zhongxin, 1998.

19. Berezkin Yu.E. Aziatskij sled v afrikanskom fol'klore v svete dannykh o transkontinental'nykh svyazyakh v akvatorii Indijskogo okeana vo II tys. do n.eh. – I tys. n.eh. // Zografskij sbornik. Vyp. 5 / Otv. red. M.F. Al'bedil', Ya.V. Vasil'kov. SPb: MAEh RAN, 2016. C. 23–44.

20. Berezkin Yu.E. Rozhdenie zvezdnogo neba. Predstavleniya o nochnykh svetilakh v istoricheskoj dinamike. SPb.: MAEh RAN, 2017.

21. Vorob'ev M.V. Yaponiya v III–VII vv. L.: LO IVAN, 1980.

22. Nevskij N.A. Predstavlenie o raduge kak o nebesnoj zmee // Sergeyu Fedorovichu Ol'denburgu k pyatidesyatiletiyu nauchno-obschestvennoj deyatel'nosti, 1882–1932 / Otv. red. I.Yu. Krachkovskij. L.: Izd-vo Akademii nauk, 1934. S. 367–376.

23. Popov K.A. Drevnie fudoki. M.: Nauka, 1969.

24. Renkovskaya E.A., A.S. Krylova, Yu.E. Berezkin. Novye dannye po fol'kloru i mifologii Indii (materialy kullui i sora) // Sbornik nauchnykh statej v chest' yubileya Ya.V. Vasil'kova / Sost. i otv. red. M.F. Al'bedil', N.A. Yanchevskaya. SPb.: MAEh RAN, 2018. S. 39–50.

25. Starostin S.A. Altajskaya problema i proiskhozhdenie yaponskogo yazyka. M.: Nauka, 1991.

26. Benedict L.W. Bagobo Myths // Journal of American Folklore. 1913. Vol. 26 (99). P. 13–63.

27. Berezkin Yu. Kantaiheiyō ni okeru Nihon shinwa mochīfu no bunpu. No. 158, Special Issue: Kantaiheiyō no Nihonshinwa / Transl. H. Yamada, A. Yūgaku. Tokyo: Bensei Shuppan, 2012. P. 25–41.

28. Evans I. The Negritos of Malaya. Cambridge: Cambridge University Press, 1937.

29. Grigoreva N. The Muong Epic Cycle of ‘The Birth of the Earth and Water’: Main Themes, Motifs, and Cultural Heroes // Folklore (Tartu). 2019. Vol. 75. P. 47–71.

30. Ho T. A Comparative Study of Myths and Legends of Formosan Aborigines. Taipei: The Orient Cultural Center, 1967.

31. Ikeda H.A. Type and Motif Index of Japanese Folk-Literature. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1971.

32. Jensen A.E. Prometeus- und Hainuwele-Mythologem // Anthropos. 1963. Bd. 58. H. 1–2. P. 145–186.

33. Kumar A. Globalizing the Prehistory of Japan. Language, Genes and Civilization. L.: Routledge, 2009.

34. Moiseev V.G. On the Origin of the Ryukyu Islanders: The Integration of Craniometric and Cranial Nonmetric Data // Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia. 2009. No. 4 (37). P. 146–152.

35. Yamada H. Tales on the Mole that Shot the Sun: A Comparative Perspective // Mythologie du ciel. Vent – Oiseau – Etoiles / Textes réunies par Ch. Shinoda. Nagoya: Librairie Rakuro, 2009. P. 27–42.

36. Yamada H. Crab and Serpent: Tohoku Legends of Flood and Earthquake in Comparative Perspective // Paper presented to 12th Conference of the International Association for Comparative Mythology. Sendai: Tohoku University, June 1–4, 2018.

37. Uther H.-J. The Types of International Folktales. Vols. 1–3. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 2004.

38. Watanabe Y., et al. Analysis of Whole Y-chromosome Sequences Reveals the Japanese Population History in the Jomon Period // Scientific Reports. 17 June 2019. https://doi.org/10.1038/s41598-019-44473-z

39. Yesner D.R. Shells, Seals, and Salmon: Zooarchaeological Perspectives on North Pacific Maritime Adaptations // Proceedings of the 17th International Abashiri Symposium. Abashiri: Hokkaido Museum of Northern Peoples, 2003. P. 7–14.

40. Yesner D.R., Stone D.E., Popov A.N. The Origins of Maritime Adaptations and Early Holocene Coastal subsistence in Japan, Primorie (Russian Far East) and Southern Alaska // Problemy arkheologii i paleoehkologii Severnoj, Vostochnoj i Tsentral'noj Azii / Otv. red A.P. Derevyanko. Novosibirsk: Institut arkheologii i ehtnografii SO RAN, 2003. P. 227–234.

Система Orphus

Loading...
Up