Ареальные связи древней японской мифологии

 
Код статьиS086954150008766-2-1
DOI10.31857/S086954150008766-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий отделом Америки
Аффилиация: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Адрес: Университетская наб. 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№1
Страницы164-179
Аннотация

Эпизоды и образы, содержащиеся в “Кодзики” (712 г. н.э.) и других источниках по мифологии и фольклору Древней Японии, в основном находят аналогии в южных районах индо-тихоокеанской окраины Азии и эпизодически – в более северных провинциях Китая и в Сибири. Корейские параллели очень редки, айнских практически нет. Как древнеяпонская мифология, так и поздний фольклор японцев и айнов обнаруживают соответствия в Америке, что свидетельствует о появлении всех этих мотивов в глубокой древности. Но между собой отдельные группы мотивов не связаны. Согласно принятой точке зрения, языковые предки японцев пришли из Кореи. Однако те мотивы мифологии, которые составили элитарную сакральную традицию эпохи формирования государственности, должны были проникнуть на Японские острова не из Кореи, а из Юго-Восточной Азии – через Южный Китай или Тайвань.

Ключевые словаяпонская мифология, мифология Юго-Восточной Азии, “Кодзики”, этногенез японцев
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 18-18-00361]
Получено30.03.2020
Дата публикации31.03.2020
Кол-во символов32901
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Считается, что языковые предки японцев пришли из Кореи, а начало японской традиции, от которой прослеживается преемственность к историческому времени, представлено культурой яёй. Переход от яёй к кофун (эпоха формирования государства) произошел в III в. н.э. Начало яёй традиционно относят к III в. до н.э., хотя более ранняя датировка не исключена. До яёй на Японских островах была распространена традиция дзёмон. Языки дзёмонцев не известны и могли сильно различаться. Айны наверняка имеют отношение к дзёмону, хотя в их этногенезе могли участвовать и создатели охотской культуры – по всей видимости, тунгусо-маньчжуры. Из современных популяций айны ближе всего именно к дзёмонцам, а японцы – к корейцам, далее к ханьцам (видимо, из северного Китая) и затем к другим группам материковой Азии (Watanabe et al. 2019: 1). В начале I тыс. до н.э. на севере Кюсю распространяется рисосеяние. Относятся ли соответствующие памятники к яёй или к позднему дзёмону, не вполне ясно (Kumar 2009: 27).
2 Яёй – не языковая, а культурная общность, но наличие среди ее создателей в т.ч. и австронезийцев издавна предполагалось (Воробьев 1980: 58). Австронезийские заимствования в японском языке не вызывают сомнений (Старостин 1991: 181–183). О связях японцев с австронезийским миром и с Юго-Восточной Азией свидетельствуют многие особенности материальной и духовной культуры (Kumar 2009: 14–34). Вместе с тем в краниологических материалах из собственно Японии южномонголоидный компонент отсутствует, хотя он и выявлен на островах Рюкю (Moiseev 2009).
3 Целью статьи не является всестороннее исследование этногенеза японцев – это вне компетенции автора. Задача поставлена у́же: определить географическое распространение параллелей для мотивов ранней японской мифологии. Отобраны мотивы специфичного содержания, ареалы распространения которых четко очерчиваются. Вариант статьи был опубликован на японском языке (Berezkin 2012), но в связи с выявлением новых материалов есть смысл обратиться к этой теме повторно.
4 Библиографическое описание источников превысило бы объем основного текста, поэтому ссылки даны лишь при пересказе повествований. Остальные источники легко найти, обратившись к электронному каталогу фольклора и мифологии мира (Березкин, Дувакин б.г.). Номера соответствующих мотивов указываются.
5

Мотивы повествования об Идзанаги и Идзанами

6 Добуддийская мифология Японии известна по письменным памятникам VIII в. – “Кодзики” и “Нихон-сёки” (Кодзики 1994а; Нихон сёки 1997). Отдельные образы и эпизоды встречаются в древних фудоки (описаниях провинций) и в других ранних источниках. Некоторые мотивы в записях XIX–XX вв. также с большой вероятностью унаследованы от глубокой древности (Yamada 2009, 2018).
7 Существенных для темы статьи эпизодов больше всего в повествовании о первопредках Идзанаги (Изанаки) и Идзанами (Изанами), с которого начинается мифологический цикл. Детали несколько различаются, причем “Нихон сёки” приводит не одну, а несколько версий. Однако сейчас нас интересует лишь основная канва рассказа и, чтобы не отвлекаться на разночтения, излагаем содержание только по “Кодзики” (Кодзики 1994а: Гл. 1–9: 38–51).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1398

Оценка читателей: голосов 0

1. Березкин, Дувакин б.г. – Березкин Ю.Е., Дувакин Е.Н. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог. http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin (дата обращения: 12.11.2019).

2. Кодзики 1994а – Кодзики. Записки о деяниях древности. Свиток 1-ый. Мифы / Пер. со старояп. Е.М. Пинус. СПб.: Шар, 1994.

3. Кодзики 1994б – Кодзики. Записки о деяниях древности. Свитки 2-й и 3-й / Пер. со старояп. А.М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова. СПб.: Шар, 1994.

4. Львова 1982 – Львова И.Л. Повесть о доме Тайра / Пер. со старояпонск., предисл. и комм. И. Львовой. М.: Художественная литература, 1982.

5. Нихон сёки 1997 – Нихон сёки. Анналы Японии: В 2 т. / Пер. и комм. Л. М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова. Т. 1, Свитки XVII–XXX. СПб.: Гиперион, 1997.

6. Трояков 1995 – Трояков П.А. Мифы и легенды хакасов. Абакан: Хакасское кн. изд-во.

7. Хангалов 1960 – Хангалов М.Н. Собр. соч. Т. 3. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1960.

8. Чарнолуский 1972 – Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. М.: Мысль, 1972.

9. Abercromby 1893 – Abercromby J. Magic Songs of the Finns // Folk-Lore. 1893. Vol. 4. No. 1. P. 27–49.

10. Bäcker 1988 – Bäcker J. Märchen aus der Mandschurei. München: Diederichs, 1988.

11. Batchelor 1927 – Batchelor J. Ainu Life and Lore. Tokyo: Kyobunkwan, 1927.

12. Dessaint, Ngwâma 1994 – Dessaint W., Ngwâma A. Au sud des nuages: Mythes et contes recueillis oralement chez les montagnards lissou (tibéto-birmans). Paris: Gallimard.

13. Holmberg 1985 – Holmberg H.J. Holmberg’s Ethnographic Sketches // Ed. M.W. Falk; transl. F. Jaensch. Fairbanks: University of Alaska Press, 1985.

14. Rongmuthu 1960 – Rongmuthu D.S. Tales of the Garo. Calcutta: Nabajiban Press, 1960.

15. Schärer 1966 – Schärer H. Der Totenkult der Ngadju Dajak in Süd-Borneo. Mythen zum Totenkult und die Texte zum Tantolak Matei. 'S-Gravenhage: Martinus Nuhoff, 1966.

16. Wilson 1947 – Wilson L.L. Apayao Life and Legends. Baguio: [privately printed], 1947.

17. Zhou Yang et al. 1996 – Zhou Yang et al. Zhongguo minjian gushi jicheng. Shaanxi [Corpus of the Folk Stories of China. Shaanxi]. Beijing: Zhongguo ISBN zhongxin, 1996.

18. Zhou Yang et al. 1998 – Zhou Yang et al. Zhongguo minjian gushi jicheng. Sichuan [Corpus of the Folk Stories of China. Sichuan]. Beijing: Zhongguo ISBN zhongxin, 1998.

19. Березкин Ю.Е. Азиатский след в африканском фольклоре в свете данных о трансконтинентальных связях в акватории Индийского океана во II тыс. до н.э. – I тыс. н.э. // Зографский сборник. Вып. 5 / Отв. ред. М.Ф. Альбедиль, Я.В. Васильков. СПб: МАЭ РАН, 2016. C. 23–44.

20. Березкин Ю.Е. Рождение звездного неба. Представления о ночных светилах в исторической динамике. СПб.: МАЭ РАН, 2017.

21. Воробьев М.В. Япония в III–VII вв. Л.: ЛО ИВАН, 1980.

22. Невский Н.А. Представление о радуге как о небесной змее // Сергею Федоровичу Ольденбургу к пятидесятилетию научно-общественной деятельности, 1882–1932 / Отв. ред. И.Ю. Крачковский. Л.: Изд-во Академии наук, 1934. С. 367–376.

23. Попов К.А. Древние фудоки. М.: Наука, 1969.

24. Ренковская Е.А., А.С. Крылова, Ю.Е. Березкин. Новые данные по фольклору и мифологии Индии (материалы куллуи и сора) // Сборник научных статей в честь юбилея Я.В. Василькова / Сост. и отв. ред. М.Ф. Альбедиль, Н.А. Янчевская. СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 39–50.

25. Старостин С.А. Алтайская проблема и происхождение японского языка. М.: Наука, 1991.

26. Benedict L.W. Bagobo Myths // Journal of American Folklore. 1913. Vol. 26 (99). P. 13–63.

27. Berezkin Yu. Kantaiheiyō ni okeru Nihon shinwa mochīfu no bunpu. No. 158, Special Issue: Kantaiheiyō no Nihonshinwa / Transl. H. Yamada, A. Yūgaku. Tokyo: Bensei Shuppan, 2012. P. 25–41.

28. Evans I. The Negritos of Malaya. Cambridge: Cambridge University Press, 1937.

29. Grigoreva N. The Muong Epic Cycle of ‘The Birth of the Earth and Water’: Main Themes, Motifs, and Cultural Heroes // Folklore (Tartu). 2019. Vol. 75. P. 47–71.

30. Ho T. A Comparative Study of Myths and Legends of Formosan Aborigines. Taipei: The Orient Cultural Center, 1967.

31. Ikeda H.A. Type and Motif Index of Japanese Folk-Literature. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1971.

32. Jensen A.E. Prometeus- und Hainuwele-Mythologem // Anthropos. 1963. Bd. 58. H. 1–2. P. 145–186.

33. Kumar A. Globalizing the Prehistory of Japan. Language, Genes and Civilization. L.: Routledge, 2009.

34. Moiseev V.G. On the Origin of the Ryukyu Islanders: The Integration of Craniometric and Cranial Nonmetric Data // Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia. 2009. No. 4 (37). P. 146–152.

35. Yamada H. Tales on the Mole that Shot the Sun: A Comparative Perspective // Mythologie du ciel. Vent – Oiseau – Etoiles / Textes réunies par Ch. Shinoda. Nagoya: Librairie Rakuro, 2009. P. 27–42.

36. Yamada H. Crab and Serpent: Tohoku Legends of Flood and Earthquake in Comparative Perspective // Paper presented to 12th Conference of the International Association for Comparative Mythology. Sendai: Tohoku University, June 1–4, 2018.

37. Uther H.-J. The Types of International Folktales. Vols. 1–3. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 2004.

38. Watanabe Y., et al. Analysis of Whole Y-chromosome Sequences Reveals the Japanese Population History in the Jomon Period // Scientific Reports. 17 June 2019. https://doi.org/10.1038/s41598-019-44473-z

39. Yesner D.R. Shells, Seals, and Salmon: Zooarchaeological Perspectives on North Pacific Maritime Adaptations // Proceedings of the 17th International Abashiri Symposium. Abashiri: Hokkaido Museum of Northern Peoples, 2003. P. 7–14.

40. Yesner D.R., Stone D.E., Popov A.N. The Origins of Maritime Adaptations and Early Holocene Coastal subsistence in Japan, Primorie (Russian Far East) and Southern Alaska // Проблемы археологии и палеоэкологии Северной, Восточной и Центральной Азии / Отв. ред А.П. Деревянко. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2003. P. 227–234.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх