Fair of Grace: The Material and Spiritual during the Votive Feast and Memorial Days

 
PIIS086954150008763-9-1
DOI10.31857/S086954150008763-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Liberal Arts College, Institute for Social Science, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Address: 82/1 Vernadskii Avenue, Moscow, 119571, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№1
Pages114-131
Abstract

The article examines the votive feast (celebration of the Tikhvin Icon of the Holy Virgin), held in the Nikol’skii district of the Vologda region, as compared to the commemoration ritual. Ritual activities and votive offerings are interpreted as symbols in the system of communication with an addressee in the other world (the Holy Virgin or a dead relative) and community members. Various objects, such as coins, food items, chips of the sacred wood, etc., are viewed as bearers of the idea of good and a token of belonging to the group. This study continues the author’s research into the meaning of lamentations and communication with the dead and draws on a range of unique materials collected in the course of the 1990–2000 expeditions of the Vologda School for the Study of Traditional Culture, as well as gathered during the author’s own field research in the 2010s.

Keywordsvotive holiday, holy places, funeral rite, anthropology of money, lamentations, Vologda region
Received30.03.2020
Publication date31.03.2020
Number of characters52299
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В статье сравнивается коммуникативная структура праздника на “святом месте”1 и поминок на кладбище в праздничные дни. В рассмотренном ниже кейсе они объединяются в единый комплекс. Ранее, опираясь на положение, что магия – это коммуникация с сакральным миром (Панченко 1998: 239), я выделила признаки святого места и кладбища как “переговорных пунктов”: наличие тела или его контактного субститута выступает как гарантия связи с потусторонним адресатом, а фиксированные временные рамки общения приводят к массовому посещению точек контакта (Югай 2019б: 62–72). Ниже речь пойдет о грамматике связи, используемых знаках, их материальной стороне и передаваемом сообщении. Каковы этапы общения с потусторонним адресатом? Есть ли сходство и каковы различия в коммуникативной структуре поминального обряда и посещения святого места в праздничный день? Изменяется или постоянно значение жестов и предметов на протяжении этих ритуалов? 1. Здесь и далее под “святым местом” я подразумеваю локус, где возникают вернакулярные практики почитания места, которые мотивируются легендами о чудесном явлении божества в прошлом. “Паломниками” называются люди, специально приезжающие или приходящие в это место для исполнения таких практик.
2 Ключевым для анализа будет понятие дара. В аграрном обществе, где блага считаются ограниченными и принадлежащими группе, обмен подношениями возможен только внутри нее. Следствием этого становится особая сила дарообмена, который объединяет дарителя и получателя, делает их “своими” друг для друга. Начальный дар провоцирует “отдарок” и начинает череду обмена благами (см. подробнее: Мосс 1996, Foster 1965). Это способствует перераспределению ресурсов, одним из которых выступает информация.
3 В рамках ритуала может инициироваться дарообмен с потусторонним адресатом. Предметы в таком обряде семиотизируются. В статье «“Вещь-знак” и “вещь-жест”: к семиотической интерпретации фетишей» (Новик 1998) Е.С. Новик рассматривает материальные объекты в ритуале как знаковое явление. Например, нганасанский охотник воспринимает камень, оказавшийся в желудке первого убитого им оленя, как сообщение. Согласно интерпретации Е.C. Новик, предметы имеют прагматическое измерение: “оказываются выражениями намерений, интенций или ожиданий” и могут быть прочитаны даже не как “вещи-знаки”, а как “вещи-жесты”.
4 Средствами связи с потусторонним адресатом служат и слова, и предметы. Вебб Кин в статье “Ценность слов и смысл вещей в восточно-индонезийском обмене” рассматривает ритуальные коммуникации (общение с духами, свадебный дарообмен и др.). Исследователь показывает, что слова без дара или приношения, как и дар без слов, не достигают цели. В первом случае, согласно эмному определению, у духов нет материала, посредством которого они могли бы воспринять сообщение, им нечем слышать, слова слишком легки и могут быть унесены ветром. Во втором случае значение вещи как приношения не очевидно. Дар сам по себе не создает обязательств (Keane 1994: 607–609).
5 В обеих работах, хотя и по-разному, предмет анализируется как форма и носитель сообщения. Это верно для обрядовых коммуникаций в целом. Соотнесение вещи и потусторонней реальности, проводником в которую она служит, в каждом конкретном обрядовом взаимодействии достойно отдельного рассмотрения. Выбранный кейс показывает, как люди по-разному наделяют материальные объекты смыслами и как это укладывается в общую схему контакта с трансцендентным адресатом.

Number of purchasers: 0, views: 935

Readers community rating: votes 0

1. Pervyj argunovskij 1932 – Pervyj argunovskij proshel s uspekhom: opyt pervogo sel'skogo bazara – vsem sel'skim bazaram rajona // Nikol'skij kommunar. 1932. № 212 (15 iyunya).

2. PMA 1 – Polevye materialy avtora 2010 g. Zapisano v d. Cherntsovo Argunovskogo s/s Nikol'skogo r-na na Borke i kladbische E.F. Yugaj i E.Yu. Mel'nikovoj.

3. PMA 2 – Polevye materialy avtora 2011 g. Zapisano v d. Cherntsovo Argunovskogo s/s Nikol'skogo r-na na Borke i kladbische E.F. Yugaj.

4. PMA 3 – Polevye materialy avtora 2017 g. Zapisano ot zhen., 86, 09.07.2017 g. na kladbische d. Cherntsovo; ot G.P., zhen., 1946 g.r., 10.07.2017 g. v d. Semenka (Argunovo) E.F. Yugaj i E.Yu. Mel'nikovoj.

5. PMA 4 – Polevye materialy avtora 2018 g. Zapisano 09.05.2018 g. na kladbische v g. Kirillov Vologodskoj obl. E.F. Yugaj.

6. PMA 5 – Polevye materialy avtora 2018 g. Zapisano 12.06.2018 g. na kladbische v g. Tot'ma Vologodskoj obl. E.F. Yugaj.

7. PMA 6 – Polevye materialy avtora 2019 g. Zapisano 10.06.2019 g. na Gorbachovskom kladbische v g. Vologda E.F. Yugaj.

8. PMA 7 – Polevye materialy avtora 2019 g. Zapisano ot A.I.P., zhen., 1930 g.r., 19.08.2019 g. v d. Bol'shoe Oksilovo Vakhnevskogo s/s Nikol'skogo r-na Vologodskoj obl. vo vremya molebna E.F. Yugaj i E.Yu. Mel'nikovoj.

9. ShTNK — Fond fol'klorno-ehtnograficheskikh materialov Vologodskoj Shkoly traditsionnoj narodnoj kul'tury (A.A.Sh., zhen., 1923 g.r., rod. v d. Ivakovo Terebaevskogo s/s, zap. 17.08.2001 g. v d. Chernino Vakhnevskogo s/s Nikol'skogo r-na Yu. Kuznetsovoj, S. Zhegalovoj, Zh. Gavrilovym; A.T.T., zhen., 1937 g.r., rod. v d. Pavlovo, zap. 21.08.2014 v d. Telyanino g. Argunovskogo s/s Nikol'skogo r-na N.E. Shokhinoj; V.V.S., zhen., 1936 g.r., rod. v d. Ermakovo Zavrazhskogo s/s, zap. 26.08.2014 g. d. Argunovo Argunovskogo s/s Nikol'skogo r-na N.E. Shokhinoj; V.N.P., zhen., 1913 g.r., rod. v d. Sel'skaya, zap. 12.08.1997 g. v d. Krasota Roslyatinskogo s/s Babushkinskogo r-na N.E. Finovoj, N. Rominoj, N. Chernyavskoj, T. Sazonovoj, A. Gromovoj; E.N.B., zhen., 1928 g.r., rod. v d. Zakharovo Vakhnevskogo s/s Nikol'skogo r-na, zap. 14.08.2001 g. v d. Zakharovo Vakhnevskogo s/s Z.K. Bakulinoj, A.V. Popovoj, E.A. Bakulinoj, Yu. D'yachkovym, A. Yablokovoj, R. Belyakovym; E.P.G., 1926 g.r., rod. v d. Il'inskoe, zap. 21.08.2014 g. v d. Telyanino Argunovskogo s/s Nikol'skogo r-na N. Shokhinoj; L.P.K., zhen., 1933 g.r., rod. v d. Esipovo, zap. 14.08.2001 g. v d. Vakhnevo Vakhnevskogo s/s Nikol'skogo r-na Yu. D'yachkovym; M.A.Ch., zhen., 1925 g.r., rod. v d. Pochinok, zap. 12.08.1997 g. v d. Kozhukhovo Zhubrininskogo s/s Babushkinskogo r-na N.E. Finovoj, N. Rominoj, N. Chernyavskoj, T. Sazonovoj, A. Gromovoj; N.A.K., zhen., 1930 g.r., rod. v d. Chernino, zap. 21.08.2001 g. v d. Chernino Vakhnevskogo s/s Nikol'skogo r-na Yu. Kuznetsovoj; S.T.N., zhen., 1922 g.r., rod. v d. Berezniki, zap. 13.08.1997 g. v d. Roslyatino Roslyatinskogo s/s Babushkinskogo r-na N.V. Babushkinoj; F.I.K., zhen., 1932 g.r., rod. v d. B. Oksilovo, zap. 17.08.2001 g. v d. Chernino Vakhnevskogo s/s Nikol'skogo r-na I. Kartashovoj, E.Yu. Mel'nikovoj, E. Smirnovoj, D. Duryshevym).

10. Alekseevskij M.D. Zastol'e v obryadakh i obryadovom fol'klore Russkogo Severa KhIKh–XX vv. (na materiale pokhoronno-pominal'nykh obryadov i prichitanij). Diss. … kand. filol. nauk. Rossijskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet, Moskva, 2005.

11. Drevo zhizni: Traditsionnaya kul'tura Vytegorskogo rajona. Vologda: Ehpatazh, 2016.

12. Zhuravlev A.F. “Obmyvanie kopyt” (iz vostochnoslavyanskoj leksiki i frazeologii, svyazannoj s ritualami kupli-prodazhi skota) // Slavyanskoe i balkanskoe yazykoznanie: Yazyk v ehtnokul'turnom aspekte. M.: Nauka, 1984. S. 109–114.

13. Krinichnaya N.A. Ukazatel' tipov, motivov i osnovnykh ehlementov predanij // Krinichnaya N.A. Predaniya russkogo Severa. SPb.: Nauka, 1991. S. 281.

14. Moss M. Ocherk o dare // Moss M. Obschestva. Obmen. Lichnost': Trudy po sotsial'noj antropologii. M.: Vostochnaya literatura, 1996. C. 83–169.

15. Neklyudov S.Yu. Bog kak vlast' i dialog s nim // Antropologicheskiĭ forum. 2012. № 17. S. 121–133.

16. Neklyudov S.Yu. “Durnoj obychaj”: priznavaemye pravila i real'naya praktika v narodnoj kul'ture // Zapretnoe / dopuskaemoe / predpisannoe v fol'klore / Red. E.N. Duvakin, Yu.N. Naumova. M.: RGGU, 2013 (Traditsiya—tekst—fol'klor: tipologiya i semiotika). S. 77–173.

17. Novik E.S. “Vesch'-znak” i “vesch'-zhest”: k semioticheskoj interpretatsii fetishej // Vestnik RGGU. Vyp. 2. M.: RGGU, 1998. S. 79–97.

18. Panchenko A.A. Ivan i Yakov – neobychnye svyatye iz bolotistoj mestnosti. M.: NLO, 2012.

19. Panchenko A.A. Issledovaniya v oblasti narodnogo pravoslaviya. Derevenskie svyatyni Severo-Zapada Rossii. SPb.: Alteya, 1998.

20. Petrov N.V. Syuzhetno-motivnyj kommentarij. Ukazatel' lokusov i syuzhetnykh situatsij. Ukazatel' aktorov i motivov // Mezhdu mifom i istoriej: Mifologiya prostranstva v fol'klore Russkogo Severa / Sost. A.B. Moroz, N.V. Petrov. M.: Forum; Neolit, 2016. S. 314–458.

21. Petrov N.V. Ukazatel' syuzhetov i motivov k razdelam “Legendy i predaniya”, “Rasskazy o staroverakh i skrytnikakh”, “Prislov'ya” // Kargopol'e: Fol'klornyj putevoditel' (predaniya, legendy, rasskazy, pesni, prislov'ya) / Sost. M.D. Alekseevskij, A.B. Moroz i dr. M.: OGI, 2009. S. 495¬–539.

22. Sedakova O.A. Poehtika obryada: Pogrebal'naya obryadnost' vostochnykh i yuzhnykh slavyan. M.: Indrik, 2004.

23. Chesnokova E.G. “Chastnaya territoriya”: mesto zakhoroneniya v pole sotsial'nykh vzaimodejstvij // Ehtnograficheskoe obozrenie. 2019. №. 1. S. 65¬¬–78.

24. Yugaj E.F. (Ne)vechnaya pamyat': zhizn' i smert' spontannykh memorialov // Fol'klor i antropologiya goroda. 2019a. № 1–2. C. 122–143.

25. Yugaj E.F. Chelobitnaya na tot svet: Vologodskie prichitaniya v KhKh veke. M.: Indrik, 2019b.

26. Foster G. Peasant Society and the Image of Limited Good // American Anthropologist. 1965. Vol. 67 (2). P. 293–315.

27. Keane W. The Value of Words and the Meaning of Things in Eastern Indonesian Exchange // Man. 1994. Vol. 29 (3). P. 605–629.

28. Lysaght P. “Caoineadh os Cionn Coirp”: The Lament for the Dead in Ireland // Folklore. 1997. Vol. 108. P. 65–82.

29. Meyer B. Mediation and Immediacy. Sensational Forms, Semiotic Ideologies and the Question of the Medium // Social Anthropology. 2011. № 19 (1). P. 23–39.

Система Orphus

Loading...
Up