Цифровое “пространство знания” и мобилизация этничности: размышление о цифровых перспективах петербургской Кунсткамеры

 
Код статьиS086954150008754-9-1
DOI10.31857/S086954150008754-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Адрес: Университетская наб. 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№1
Страницы34-50
Аннотация

Рассматривая цифровое расширение Кунсткамеры как “пространство знания”, я размышляю о том, какие формы знания и социальности могут производить цифровые медиа в этнографическом музее и рядом с ним. На основе коллекций и архивных документов Кунсткамеры можно создать цифровую среду, которая представит музейный предмет в контексте истории его получения, описания, изучения и экспонирования, так что станут видны практики производства этнографического знания. Цифровая среда расширяет возможности работы с сообществами – источниками коллекций и альтернативными формами знания. Существующие модели такой работы основаны на полифоничности и демократичности цифрового знания. В процессе выхода в цифровой мир музею необходимо выработать свою позицию по отношению к политическим повесткам, в которые могут быть встроены коллекции в интернете. На примере страницы “Дусунология” в сети “Фейсбук” я показываю, как коллекции МАЭ становятся частью локального этнического проектирования в Восточной Малайзии.

Ключевые словацифровой музей, пространство знания, контактная зона, сообщества-источники, совместное курирование, Кунсткамера, этничность
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 18-78-10077]
Получено30.03.2020
Дата публикации31.03.2020
Кол-во символов39331
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Виртуальные представительства музеев – сайты, электронные каталоги, страницы в социальных сетях – часто воспроизводят те же принципы категоризации и экспонирования, что и их аналоговые предшественники. Между тем, как замечает британский антрополог Х. Гейсмар, цифровые пространства способны на большее, чем репрезентировать старые аналоговые жанры; их особые свойства формируют новые виды знания и социальных отношений (Geismar 2012). Исследуя эпистемологические практики разных эпох и культур, Д. Тернболл предложил термин “пространство знания” (knowledge space), чтобы описывать, как содержание и функционирование знания определяются локальными условиями его производства и существования (Turnbull 2003: 20). Вслед за группой музейных работников из Англии и США я предлагаю применить этот термин к описанию музея, его цифровых расширений и соседств (Srinivasan et al. 2010). На примере идущих процессов оцифровки в Музее антропологии и этнографии РАН (Кунсткамере) (МАЭ) я поразмышляю о том, какие условия создает для коллекций Кунсткамеры цифровое пространство, где двоичный код членит мир на одинаковые сегменты и перекраивает привычные границы каталога, архива и экспозиции, а открытость глобальной электронной сети радикально расширяет доступ. Отдельно я остановлюсь на проблеме новых контекстуализаций этнографических собраний в интернете, которые встраиваются в текущие политические повестки сообществ – источников коллекций (source-communities) (далее – сообщества-источники) и могут служить для конструирования и мобилизации разнообразных идентичностей, в том числе этнической.
2

Цифровое пространство знания Кунсткамеры

3 Вещевые коллекции начали поступать в петербургскую Кунсткамеру с начала XVIII в.: анатомические препараты, измерительные инструменты, археологические древности, этнографические предметы и фотографии – на сегодняшний день музей хранит более 7 000 таких собраний. В МАЭ есть также Научный архив, в котором собраны научно-организационные и другие документы, связанные с деятельностью Кунсткамеры. Первый российский музей всегда функционировал еще и как исследовательский институт, а его сотрудники и сегодня регулярно ездят в полевые экспедиции и сдают в Научный архив полевые дневники и отчеты. Сейчас в МАЭ обсуждается возможность архивации цифровых экспедиционных материалов, которые постепенно вытесняют аналоговые записи в полевой практике. Еще один важный массив архивных материалов Кунсткамеры – сопровождающие коллекции документы (списки, описи и черновики описей, этикетки), которые скопились за столетия и отражают динамику принципов музейного описания разных эпох (см., напр., археологию музейной документации океанийских коллекций МАЭ с XVIII в.: Белков 2015).
4 Оцифровка в Кунсткамере началась в 1996 г., когда сотрудники МАЭ разработали базу данных, куда внесли несколько сотен коллекций, в основном по археологии и физической антропологии (Osintsov et al. 2002). В 2000-е годы МАЭ перешел на коммерческую специализированную базу данных “Камис”, ориентированную прежде всего на нужды музейного учета. Сейчас в ней уже созданы карточки для большей части предметов, полностью отсканирована документация к коллекциям, которая доступна сотрудникам музея по паролю. Для широкой публики часть информации из “Камиса” транслируется в онлайн-каталог на сайте Кунсткамеры. Недавно на сайте появились 3d-экскурсии по залам; открыта онлайн-библиотека старых и текущих изданий МАЭ. Можно надеяться, что в скором времени будет оцифрован Научный архив и появится архив цифровых полевых материалов экспедиций последних десятилетий.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 994

Оценка читателей: голосов 0

1. Ананьев В.Г. История зарубежной музеологии. Идеи, люди, институты. М.: Памятники исторической мысли, 2018.

2. Белков П.Л. Очерки истории ранних океанийских коллекций МАЭ. СПб: МАЭ РАН, 2015.

3. Головнёв А.В., Перевалова Е.В., Белоруссова С.Ю., Киссер Т.С. Этнопроект, или персонализация этничности (по материалам Уральской этноэкспедиции) // Уральский исторический вестник. 2016. №. 4. С. 142–148.

4. Касаткина А.К. “ВКонтакте” с историей: историческая культура соучастия в группе “Ретро Обнинск” // Электронный научно-образовательный журнал “История”. 2017. № 7. https://doi.org/10.18254/S0001933-5-1

5. Касаткина А.К. К каталогу материалов Альберта Грубауэра из Северного Борнео // Музейные коллекции и современная культура народов Индонезии, Малайзии, Филиппин, Океании. Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 65 / Ред. М.В. Станюкович, А.К. Касаткина. СПб.: МАЭ, 2018. С. 50–60.

6. Куприянов П.С. Боярский быт, русский дух и освоение прошлого в историческом музее // Этнографическое обозрение. 2010. №. 4. С. 43–50.

7. Станюкович М.В. Кокосовая чарка, бамбуковый стакан. Этнография и этноботаника хмельной культуры Юго-Восточной Азии // Музейные коллекции и современная культура народов Индонезии, Малайзии, Филиппин, Океании. Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 65 / Ред. М.В. Станюкович, А.К. Касаткина. СПб.: МАЭ, 2018. С. 29–49.

8. Boast R. Neocolonial Collaboration: Museum as Contact Zone Revisited // Museum Anthropology. 2011. Vol. 34. No. 1. P. 56–70.

9. Carlson S.E. An Evolving Experiment in Community Engagement: The Philippine Co-Curation Partnership at the Field Museum. Theses and Dissertations. № 1768. University of Wisconsin Milwaukee, 2018. https://dc.uwm.edu/etd/1768

10. Christen K. Opening Archives: Respectful Repatriation // American Archivist. 2011. Vol. 74. No. 1. P. 185–210.

11. Clifford J. Museums as Contact Zones // Routes: Travels and Translations in the Late 20th Century. Cambridge: Harvard University Press, 1997. P. 188–219.

12. Dijck van J. The Culture of Connectivity: A Critical History of Social Media. Oxford: Oxford University Press, 2013.

13. Geismar H. Museum+digital=? // Digital Anthropology / Ed. D. Miller, H. Horst. N.Y.: Berg Publications, 2012. P. 266–287.

14. Groot de J. Consuming History: Historians and Heritage in Contemporary Popular Culture. L.: Routledge, 2009.

15. Hooper-Greenhill E. Museums and the Interpretations of Visual Culture. L.: Routledge, 2007.

16. Matherne N., Quaintance H. Meaningful Donations and Shared Governance: Growing the Philippine Heritage Collection through Co-Curation at the Field Museum // Museum Anthropology. 2019. Vol. 42. No. 1. P. 14–27.

17. Osintsov Y., Chistov Y., Gerasimov D. The Computer Catalogue of the Kunstkammer Museum Collections and Perspectives of an Internet-Shared Anthropological Database // Archaeological Informatics: Pushing the Envelope. CAA2001. Computer Applications and Quantitative Methods in Archaeology. Proceedings of the 29th Conference, Gotland, April 2001 (BAR International Series 1016) / Ed. G. Burenhult, J. Arvidsson. Oxford: Archaeopress, 2002. P. 475–482.

18. Reid A. Endangered Identity: Kadazan or Dusun in Sabah (East Malaysia) // Journal of Southeast Asian Studies. 1997. Vol. 28. No. 1. P. 120–136.

19. Ridge M. (ed.) Crowdsourcing Our Cultural Heritage. Farnham: Ashgate, 2014.

20. Rockwell G. Crowdsourcing in Humanities: Social Research and Collaboration // Collaborative Research in the Digital Humanities / Ed. G. Rockwell, W. McCarty, M. Deegan. Farnham: Ashgate, 2012. P. 135–154.

21. Srinivasan R., Becvar K., Boast R., Enote J. Diverse Knowledges and Contact Zones Within the Digital Museum // Science Technology and Human Values. 2010. Vol. 35. No. 5. P. 735–768.

22. Terras M. Digital Curiosities: Resource Creation Via Amateur Digitization // Literary and Linguistic Computing. 2010. Vol. 25 (4). P. 425–438.

23. Trant J. Curating Collections Knowledge: Museums on the Cyber Infrastructure // Museum Informatics: People, Information, and Technology in Museums / Ed. P.F. Marty, K. Jones. N.Y.: Routledge, 2007. P. 275–292.

24. Turnbull D. Masons, Tricksters and Cartographers: Comparative Studies in the Sociology of Scientific and Indigenous Knowledge. L.: Taylor & Francis, 2003.

25. Yunci C., Baptist J.J. Cleansing the Sacred Mountain in the Aftermath of the 2015 Mount Kinabalu Earthquake // Journal of the Malaysian Branch of Royal Asiatic Society. 2016. Vol. 89. No. 310. P. 61–78.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх