The Space That Doesn’t Belong to Us: A Visual Anthropology of Screen Aliens [Kosmos, kotoryi nam ne prinadlezhit: vizual’naia antropologiia ekrannykh inoplanetian]

 
PIIS086954150007770-7-1
DOI10.31857/S086954150007770-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: GSP‑1, Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№6
Pages80-91
Abstract

The article discusses the shaping and development of the image of aliens in the cinema. Drawing on the analysis of 352 movies released in 1902–2018, I argue that: 1) the image of the alien did not emerge in the cinema until the early 1950s (contrary to the common view that it had emerged at the beginning of the twentieth century); 2) this development was significantly influenced by the sociocultural context and the cinema would continually react to changes thereof (I outline seven stages in the cultural reflection about aliens); 3) the variety of alien images can be analyzed along the lines of four basic oppositions: a) we came to them / they came to us; b) they are aggressive / they are peaceful; c) they are masculine / feminine; they are human-like / they are inhuman. Each of these oppositions manifests unique transformations of the image throughout the history of cinematography, and I discuss these transformations individually.

Keywordsextraterrestrial, alien, UFO, cinema, horror, science fiction, sci-fi
Received13.12.2019
Publication date19.12.2019
Number of characters36369
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Настоящая статья посвящена тому, как формировался и развивался образ инопланетян в кинематографе1. Конечно, сегодня этот образ уже не выглядит столь современным и обращение к нему во многом связано с чувством ностальгии. Но несмотря на то что повышенный интерес к НЛО и пришельцам из других миров остался в прошлом, по-настоящему подробные и полные исследования репрезентации и рецепции инопланетян в кино едва ли можно найти (тем более на русском языке).
2 В этом смысле наша задача заключается в том, чтобы заложить прочную основу для дальнейшего изучения темы. В настоящей статье мы ответим на три принципиально значимых вопроса: как, когда и почему инопланетяне появились в кинематографе? как менялся их образ с момента первого киноконтакта и вплоть до сего дня? какие основные типы образов пришельцев существовали, и как они менялись во времени?
3

Методологические замечания

4 В рамках настоящего исследования нами было просмотрено и проанализировано 352 тематических фильма, созданных в период с 1902 по 2018 гг. Конечно, это далеко не все, что было снято про пришельцев. Так, на момент написания статьи в специально созданную для анализа данных таблицу нами было внесено 659 наименований различных кинопродуктов (фильмов, мультфильмов, сериалов), связанных с НЛО и инопланетянами (при этом уверенности, что список исчерпан, у нас до сих пор нет).
5 Несмотря на это, мы настаиваем, что выводы, сделанные на основе рассмотрения 352 произведений, в достаточной мере убедительны и достоверны главным образом потому, что анализируемые фильмы выбирались не случайно. Во-первых, мы ориентировались на наиболее важные ленты об НЛО и инопланетянах (если та или иная картина попала хотя бы в один из найденных в интернете списков, мы обязательно изучали ее). Во-вторых, мы придерживались правила: просматривать не менее трех кинопродуктов о пришельцах одного года выпуска (конечно, если в этот год в прокат выходило их больше). В-третьих, мы акцентировали внимание на фильмах, оценка которых превышала 5 баллов из 10 на IMDb – крупнейшем сайте, посвященном кинематографу (при этом картины с более низкой оценкой нами также анализировались; в рамках настоящей статьи их 67). Наконец, в-четвертых, мы ориентировались на американские фильмы, т.к. история, связанная с увлечением НЛО в США, в наибольшей мере изучена (а без этого делать какие бы то ни было выводы о связи кино и культурного контекста, в котором оно создавалось, было бы в принципе невозможно).
6 В целом же, анализируя ту или иную картину, мы обращали внимание на следующие ключевые моменты: какую роль инопланетяне играли в повествовании, как они впервые возникали на экране, как они выглядели, как к ним относились люди, как они вели себя в отношении людей. В итоге наша таблица была разделена на 7 содержательных столбцов: 1) они прилетели к нам/мы прилетели к ним (с описанием откуда и куда), 2) они разумные/неразумные (с указанием, на основе чего мы делаем вывод в пользу того или иного варианта), 3) они антропоморфные/неантропоморфные (с подробным описанием их облика), 4) они агрессивные/неагрессивные (также с пояснением, на основе чего мы так решили), 5) цель визита, 6) особенности встречи, 7) комментарии (любая другая информация, которая в процессе просмотра показалась нам релевантной).

Number of purchasers: 9, views: 1299

Readers community rating: votes 0

1. Jung, C.G. 1993. Odin sovremennyi mif: o veshchakh, nabliudaemykh v nebe [Flying Saucers: A Modern Myth of Things Seen in the Skies]. Moscow: Nauka.

2. Badmington, N. 2004. Alien Chic: Posthumanism and the Other Within. London: Routledge.

3. Billingham, J. 2014. SETI: The NASA Years. In Archaelogy, Anthropology, and Interstellar Communication, edited by D.A. Vakoch. Washington: NASA.

4. Brown, B. 2007. They Know Us Better Than We Know Ourselves: The History and Politics of Alien Abduction. New York: New York University Press.

5. Clancy, S.A. 2005. Abducted: How People Come to Believe They Were Kidnapped by Aliens. Cambridge: Harvard University Press.

6. Hopkins, B. 1981. Missing Time: A Documented Study of UFO Abductions. New York: Richard Marek Publishers.

7. Hoyt, D.P. 2000. UFOcritique. UFOs, Social Intelligence, and the Condon Committee. Thesis submitted to the Faculty of the Virginia Polytechnic Institute and State University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Science in Science and Technology Studies. Virginia.

8. Reece, G.L. 2007. UFO Religion: Inside Flying Saucer Cults and Culture. London: I.B. Tauris.

9. Saler, B., C.A. Ziegler, and C.B. Moore. 1997. UFO Crash at Roswell: The Genesis of a Modern Myth. Washington: Smithsonian Books.

10. Vallee, J. 1977. UFOs: The Psychic Solution. Frogmore: Panthern Books Ltd.

Система Orphus

Loading...
Up