Космос, который нам не принадлежит: визуальная антропология экранных инопланетян

 
Код статьиS086954150007770-7-1
DOI10.31857/S086954150007770-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Младший научный сотрудник кафедры онтологии и теории познания философского факультета
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Ленинские горы 1, Москва, 119991, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№6
Страницы80-91
Аннотация

Настоящая статья посвящена тому, как формировался и развивался образ инопланетян в кино. На основе анализа 352 тематических фильмов, созданных в период с 1902 по 2018 годы, мы приходим к следующим выводам: 1) образ инопланетян возник в кино только в начале 1950-х годов (а не в начале ХХ в., как может показаться на первый взгляд), 2) происходило это под влиянием социокультурного контекста, на изменения в котором кино в дальнейшем и реагировало (мы выделяем семь основных этапов в культурном осмыслении инопланетян); 3) спектр инопланетных образов может быть задан через четыре базовых различия (мы прилетели к ним/они прилетели к нам; они агрессивные/мирные; маскулинные/феминные; человеческие/нечеловеческие), каждое из которых также обнаруживает уникальные трансформации образа в ходе развития кинематографа (каждую из таких трансформаций мы также специально анализируем).

Ключевые словаинопланетянин, пришелец, НЛО, кино, ужасы, фантастика
Получено13.12.2019
Дата публикации19.12.2019
Кол-во символов36369
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Настоящая статья посвящена тому, как формировался и развивался образ инопланетян в кинематографе1. Конечно, сегодня этот образ уже не выглядит столь современным и обращение к нему во многом связано с чувством ностальгии. Но несмотря на то что повышенный интерес к НЛО и пришельцам из других миров остался в прошлом, по-настоящему подробные и полные исследования репрезентации и рецепции инопланетян в кино едва ли можно найти (тем более на русском языке).
2 В этом смысле наша задача заключается в том, чтобы заложить прочную основу для дальнейшего изучения темы. В настоящей статье мы ответим на три принципиально значимых вопроса: как, когда и почему инопланетяне появились в кинематографе? как менялся их образ с момента первого киноконтакта и вплоть до сего дня? какие основные типы образов пришельцев существовали, и как они менялись во времени?
3

Методологические замечания

4 В рамках настоящего исследования нами было просмотрено и проанализировано 352 тематических фильма, созданных в период с 1902 по 2018 гг. Конечно, это далеко не все, что было снято про пришельцев. Так, на момент написания статьи в специально созданную для анализа данных таблицу нами было внесено 659 наименований различных кинопродуктов (фильмов, мультфильмов, сериалов), связанных с НЛО и инопланетянами (при этом уверенности, что список исчерпан, у нас до сих пор нет).
5 Несмотря на это, мы настаиваем, что выводы, сделанные на основе рассмотрения 352 произведений, в достаточной мере убедительны и достоверны главным образом потому, что анализируемые фильмы выбирались не случайно. Во-первых, мы ориентировались на наиболее важные ленты об НЛО и инопланетянах (если та или иная картина попала хотя бы в один из найденных в интернете списков, мы обязательно изучали ее). Во-вторых, мы придерживались правила: просматривать не менее трех кинопродуктов о пришельцах одного года выпуска (конечно, если в этот год в прокат выходило их больше). В-третьих, мы акцентировали внимание на фильмах, оценка которых превышала 5 баллов из 10 на IMDb – крупнейшем сайте, посвященном кинематографу (при этом картины с более низкой оценкой нами также анализировались; в рамках настоящей статьи их 67). Наконец, в-четвертых, мы ориентировались на американские фильмы, т.к. история, связанная с увлечением НЛО в США, в наибольшей мере изучена (а без этого делать какие бы то ни было выводы о связи кино и культурного контекста, в котором оно создавалось, было бы в принципе невозможно).
6 В целом же, анализируя ту или иную картину, мы обращали внимание на следующие ключевые моменты: какую роль инопланетяне играли в повествовании, как они впервые возникали на экране, как они выглядели, как к ним относились люди, как они вели себя в отношении людей. В итоге наша таблица была разделена на 7 содержательных столбцов: 1) они прилетели к нам/мы прилетели к ним (с описанием откуда и куда), 2) они разумные/неразумные (с указанием, на основе чего мы делаем вывод в пользу того или иного варианта), 3) они антропоморфные/неантропоморфные (с подробным описанием их облика), 4) они агрессивные/неагрессивные (также с пояснением, на основе чего мы так решили), 5) цель визита, 6) особенности встречи, 7) комментарии (любая другая информация, которая в процессе просмотра показалась нам релевантной).

Всего подписок: 9, всего просмотров: 1300

Оценка читателей: голосов 0

1. Юнг К.Г. Один современный̆ миф: о вещах, наблюдаемых в небе. М.: Наука, 1993.

2. Badmington N. Alien Chic: Posthumanism and the Other Within. L.: Routledge, 2004.

3. Billingham J. SETI: The NASA Years // Archaelogy, Anthropology, and Interstellar Communication / Ed. D.A. Vakoch. Washington: NASA, 2014.

4. Brown B. They Know Us Better Than We Know Ourselves: The History and Politics of Alien Abduction. N.Y.: New York University Press, 2007.

5. Clancy S.A. Abducted: How People Come to Believe They Were Kidnapped by Aliens. Cambridge: Harvard University Press, 2005.

6. Hopkins B. Missing Time: A Documented Study of UFO Abductions. N.Y.: Richard Marek Publishers, 1981.

7. Hoyt D.P. UFOcritique. UFOs, Social Intelligence, and the Condon Committee. Thesis submitted to the Faculty of the Virginia Polytechnic Institute and State University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Science in Science and Technology Studies. Virginia, 2000.

8. Reece G.L. UFO Religion: Inside Flying Saucer Cults and Culture. L.: I.B. Tauris, 2007.

9. Saler B., Ziegler C.A., Moore C.B. UFO Crash at Roswell: The Genesis of a Modern Myth. Washington: Smithsonian Books, 1997.

10. Vallee J. UFOs: The Psychic Solution. Frogmore: Panthern Books Ltd, 1977.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх