Шаги и скачки: антропология космоса в поисках масштаба

 
Код статьиS086954150007766-2-1
DOI10.31857/S086954150007766-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры теоретической социологии и эпистемологии Института социальных наук
Аффилиация: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Адрес: пр. Вернадского 82, к. 1, Москва, 119571, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№6
Страницы29-33
Аннотация

Антропология космоса пока остается исследованиями освоения безвоздушного пространства на Земле. При этом до недавнего времени антропологи делали акцент на глобальном масштабе освоения космоса с точки зрения действий всего человечества. Помимо глобального в космической гонке также выявляется национальный масштаб. В последнее время появляются антропологические исследования, показывающие, что космос локализуется в особых земных местах. Над этими вопросами размышляют в своих статьях, вошедших в тематический блок, А. Ветушинский, Д. Сивков, Е. Кучинов, И. Чалакова и И. Поправко.

Ключевые словаосвоение космоса, локальный космос, масштаб, антропология космоса, место
Получено13.12.2019
Дата публикации19.12.2019
Кол-во символов11827
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1 С 1961 по 2018 гг. в космосе побывало более 550 человек. Среди космонавтов, астронавтов и тайконавтов пока не было антропологов, тем не менее мы верим, что наступит день, когда они отправятся в далекие путешествия, чтобы, например, изучать странные племена покорителей космоса, постколониальную политику НАСА и “Роскосмоса” или даже языки, материальную культуру и системы родства внеземных цивилизаций. Однако уже сегодня достаточно успешно ведутся этнографические исследования космоса и космонавтики на Земле1 1. Антрополог Деббора Баталия, проанализировавшая дневник советского космонавта Валентина Лебедева, считает, что подробные бортовые дневники космонавтов могут рассматриваться как (авто)этнографические документы, а сами космонавты как антропологи (Battaglia 2012).
2 Антропологический интерес к космосу появился практически одновременно с началом его освоения. В 1957 г. сразу же после запуска первого советского спутника Маргарет Мид организовала в Нью-Йоркской академии наук семинар, посвященный Red Moon; доклады участников так или иначе были связаны с тем, что освоение космоса приведет к трансформации человеческой природы и в этом смысле станет “главным культурным изменением во всей истории человеческой цивилизации” (Lear 1957: 20).
3 Любопытно, что освоение космоса, как правило, рассматривается в глобальном масштабе. Американский астронавт Нил Армстронг, первым ступивший на поверхность Луны 21 июля 1969 г., произнес знаменитую фразу: “Это один маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества”. С тех пор действия отдельного человека в космосе метонимически воспринимаются как действия всех людей. Относительно недавно лидер движения NewSpace Рик Тамлисон на следующий день после успешного запуска ракеты Falcon 9 использовал ту же риторику: “Это гигантский скачок для коммерческого космоса, но маленький шаг к открытому космическому фронтиру!” (Valentine 2012: 1046). Как показал американский антрополог Дэвид Валентайн, NewSpace считает своей целью спасение всего человечества в космологической перспективе, а не получение сиюминутной прибыли отдельными коммерческими организациями и предпринимателями (Ibid.).
4 Этот же фрейм шагов и скачков человечества, а не отдельных конкретных людей и мест использовали антропологи: в 1969 г. за несколько дней до посадки на Луну модуля корабля “Аполлон 11” Маргарет Мид совместно с коллегой Родой Метро написала эссе “Человек на Луне”, в котором, в частности, заметила: “В день, когда человек ступит на поверхность Луны, люди сделают решительный шаг из прошлого в новую реальность” (Mead, Metraux 2005: 247).
5 Глобальный фрейм во многом стал возможным благодаря фотовзгляду на нашу планету из космоса, когда на Земле не видны политические границы, социальные конфликты и культурные различия. В эссе “День Земли” Мид отмечала, что на синих и белых отходах пустошах изображения Земли из космоса нет границ, кроме тех, что сделаны водой и горами. Однако в этой картине Земли исчезают суровые безличные структуры мировой Politik; нет зон влияния, политических спутников, международных блоков, есть только люди, населяющие разные земли – Землю, которую они лелеют (Mead 1973: 10).

Всего подписок: 9, всего просмотров: 1371

Оценка читателей: голосов 0

1. Lear 1957 – Lear J. Dr. Mead and Red Moons // The New Scientist. 14 November 1957. P. 20.

2. Mead 1973 – Mead M. Earth Day // Bryan Times. 1973. March 20. P. 10.

3. Battaglia D. Coming in at an Unusual Angle: Exo-Surprise and the Fieldworking Cosmonaut // Anthropological Quarterly. 2012. No. 4. P. 1089–1106.

4. Damjanov K. Accounting for Non-Humans in Space Exploration // Space Policy. 2018. No. 43. P. 18–23.

5. Mead M., Metraux R. Man on the Moon // Mead M. The World Ahead: An Anthropologist Anticipates the Future. N.Y.: Berghahn Books, 2005. P. 247–252.

6. Messeri L. Placing Outer Place: An Earthly Ethnography of Other Worlds. Durham: Duke University Press, 2016.

7. Mitchell S.T. Constellations of Inequality: Space, Race, and Utopia in Brazil. Chicago: University of Chicago Press, 2017.

8. Redfield P. The Half-Life of Empire in Outer-Space // Social Studies of Science. 2002. No. 5–6. Р. 791–825.

9. Valentine D. Exit Strategy: Profit, Cosmology, and the Future of Humans in Space // Anthropological Quarterly. 2012. No. 4. Vol. 85. P. 1045–1067.

10. Vertesi J. Seeing Like a Rover: How Robots, Teams and Images Craft Knowledge of Mars. Chicago: University of Chicago Press, 2015.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх