Steps and Leaps: The Anthropology of Space in Search of Scale [Shagi i skachki: antropologiia kosmosa v poiskakh masshtaba]

 
PIIS086954150007766-2-1
DOI10.31857/S086954150007766-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Address: 82/1 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119571, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№6
Pages29-33
Abstract

The anthropology of space is still limited to research on outer space conducted on Earth. Up until very recently, anthropologists tended to think of the exploration of space as a global endeavor involving the joint efforts of the humankind. The space race, however, eventually manifested its national aspect. The latest research, interestingly, seems to suggest that the outer space is being further parcellized and confined to particular localities on Earth. This article introduces a thematic section of the issue on the “Anthropology of Space: From the Global to the Local” which features scholarly contributions from A. Vetushinskii, D. Sivkov, E. Kuchinov, I. Chalakov and I. Popravko.

Keywordsspace exploration, scale, local space, anthropology of outer space, place
Received13.12.2019
Publication date19.12.2019
Number of characters11827
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной

Table of contents

1 С 1961 по 2018 гг. в космосе побывало более 550 человек. Среди космонавтов, астронавтов и тайконавтов пока не было антропологов, тем не менее мы верим, что наступит день, когда они отправятся в далекие путешествия, чтобы, например, изучать странные племена покорителей космоса, постколониальную политику НАСА и “Роскосмоса” или даже языки, материальную культуру и системы родства внеземных цивилизаций. Однако уже сегодня достаточно успешно ведутся этнографические исследования космоса и космонавтики на Земле1 1. Антрополог Деббора Баталия, проанализировавшая дневник советского космонавта Валентина Лебедева, считает, что подробные бортовые дневники космонавтов могут рассматриваться как (авто)этнографические документы, а сами космонавты как антропологи (Battaglia 2012).
2 Антропологический интерес к космосу появился практически одновременно с началом его освоения. В 1957 г. сразу же после запуска первого советского спутника Маргарет Мид организовала в Нью-Йоркской академии наук семинар, посвященный Red Moon; доклады участников так или иначе были связаны с тем, что освоение космоса приведет к трансформации человеческой природы и в этом смысле станет “главным культурным изменением во всей истории человеческой цивилизации” (Lear 1957: 20).
3 Любопытно, что освоение космоса, как правило, рассматривается в глобальном масштабе. Американский астронавт Нил Армстронг, первым ступивший на поверхность Луны 21 июля 1969 г., произнес знаменитую фразу: “Это один маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества”. С тех пор действия отдельного человека в космосе метонимически воспринимаются как действия всех людей. Относительно недавно лидер движения NewSpace Рик Тамлисон на следующий день после успешного запуска ракеты Falcon 9 использовал ту же риторику: “Это гигантский скачок для коммерческого космоса, но маленький шаг к открытому космическому фронтиру!” (Valentine 2012: 1046). Как показал американский антрополог Дэвид Валентайн, NewSpace считает своей целью спасение всего человечества в космологической перспективе, а не получение сиюминутной прибыли отдельными коммерческими организациями и предпринимателями (Ibid.).
4 Этот же фрейм шагов и скачков человечества, а не отдельных конкретных людей и мест использовали антропологи: в 1969 г. за несколько дней до посадки на Луну модуля корабля “Аполлон 11” Маргарет Мид совместно с коллегой Родой Метро написала эссе “Человек на Луне”, в котором, в частности, заметила: “В день, когда человек ступит на поверхность Луны, люди сделают решительный шаг из прошлого в новую реальность” (Mead, Metraux 2005: 247).
5 Глобальный фрейм во многом стал возможным благодаря фотовзгляду на нашу планету из космоса, когда на Земле не видны политические границы, социальные конфликты и культурные различия. В эссе “День Земли” Мид отмечала, что на синих и белых отходах пустошах изображения Земли из космоса нет границ, кроме тех, что сделаны водой и горами. Однако в этой картине Земли исчезают суровые безличные структуры мировой Politik; нет зон влияния, политических спутников, международных блоков, есть только люди, населяющие разные земли – Землю, которую они лелеют (Mead 1973: 10).

Number of purchasers: 9, views: 1366

Readers community rating: votes 0

1. Lear 1957 – Lear J. Dr. Mead and Red Moons // The New Scientist. 14 November 1957. P. 20.

2. Mead 1973 – Mead M. Earth Day // Bryan Times. 1973. March 20. P. 10.

3. Battaglia D. Coming in at an Unusual Angle: Exo-Surprise and the Fieldworking Cosmonaut // Anthropological Quarterly. 2012. No. 4. P. 1089–1106.

4. Damjanov K. Accounting for Non-Humans in Space Exploration // Space Policy. 2018. No. 43. P. 18–23.

5. Mead M., Metraux R. Man on the Moon // Mead M. The World Ahead: An Anthropologist Anticipates the Future. N.Y.: Berghahn Books, 2005. P. 247–252.

6. Messeri L. Placing Outer Place: An Earthly Ethnography of Other Worlds. Durham: Duke University Press, 2016.

7. Mitchell S.T. Constellations of Inequality: Space, Race, and Utopia in Brazil. Chicago: University of Chicago Press, 2017.

8. Redfield P. The Half-Life of Empire in Outer-Space // Social Studies of Science. 2002. No. 5–6. Р. 791–825.

9. Valentine D. Exit Strategy: Profit, Cosmology, and the Future of Humans in Space // Anthropological Quarterly. 2012. No. 4. Vol. 85. P. 1045–1067.

10. Vertesi J. Seeing Like a Rover: How Robots, Teams and Images Craft Knowledge of Mars. Chicago: University of Chicago Press, 2015.

Система Orphus

Loading...
Up