From the Editors [Alymov, S.S.] Goals Accomplished? (In Way of Introduction to the Publication of D.N. Anuchin’s “On the Goals of Russian Ethnography”) [Vypolnennye zadachi? (V kachestve predisloviia k publikatsii stat’i D.N. Anuchina “O zadachakh russkoi etnografii”)]

 
PIIS086954150007764-0-1
DOI10.31857/S086954150007764-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Researcher
Affiliation: Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№6
Pages5-10
Abstract

         

Keywords
Received13.12.2019
Publication date19.12.2019
Number of characters15350
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной

Table of contents

1 В год 130-летия журнала “Этнографическое обозрение” редколлегия приняла решение переопубликовать программный текст статьи Д.Н. Анучина “О задачах русской этнографии”, некогда открывший историю журнала. В последние десятилетия, перед тем, как оцифровка материалов сделала более доступными архивы периодических изданий, данная статья оставалась одной из тех, что наиболее часто запрашивались читателями у редакции. Мы рады (хотя, не скроем, всегда несколько удивлялись, в хорошем смысле этого слова), что статья эта продолжала вызывать интерес у нашей аудитории. Она, действительно, заслуживает того, чтобы о ней не забывали – во всяком случае, чтобы она была более известна и находилась более “на виду” в общем фонде фундаментального наследия дисциплины. В самом деле, странно, что она никогда не переиздавалась. Надеемся, что предлагаемая ниже публикация статьи в современной орфографии будет способствовать ее новому прочтению и переосмыслению в современном контексте.
2

* * *

3 130 лет назад Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ) при Московском университете решило приступить к выпуску нового журнала. Первый номер этого журнала, получившего название “Этнографическое обозрение”, вышел в 1889 г. Инициатором создания журнала выступил фольклорист и этнограф, председатель общества В.Ф. Миллер; но большую организационную роль в издании “Этнографического обозрения” (далее – ЭО) сыграли также Н.Н. Харузин и Н.А. Янчук (см.: Керимова 2011б). До этого этнографические материалы печатались в трудах Этнографического отдела ОЛЕАЭ, однако, как было сказано в редакторском предисловии к первому номеру ЭО, “участие в обществах и в их изданиях доступно лишь небольшому кругу людей, большею частью специалистов”. Новый журнал рассчитывал печатать этнографов-любителей “с мест” и “согласить научность содержания с популярностью изложения” (От редакции 1889). Незадолго до выхода в свет ЭО, “на 6-й неделе Великого поста” в ОЛЕАЭ состоялось общее заседание всех отделов, на котором вице-президент общества Дмитрий Николаевич Анучин выступил с докладом “О задачах русской этнографии”. Этот доклад и открыл первый номер нового журнала.
4 Статья Анучина стоит в ряду программных текстов отечественной науки о человеке, таких как “Об этнографическом изучении народности русской” Н.И. Надеждина (1847) или “Предмет и задачи этнографии” Н.М. Могилянского (1916). Большая ее часть посвящена обзору истории российской этнографии и уже вышедшим к тому времени теоретическим статьям К. фон Бэра, Н.И. Надеждина и А.Н. Пыпина. Интересно отметить, что содержавшийся в статье очерк ранней истории этнографии, указывающий на ключевую роль Г.В. Лейбница, Д.Г. Мессершмидта и Г.Ф. Миллера, в целом соответствует представлениям современной науки (Vermeulen 2015). Однако, статья Анучина представляет интерес не историографической частью, а собственно формулировкой задач, стоящих перед русской этнографией. Взгляды эти были высказаны еще в ранних статьях Анучина: “Антропология, ее задачи и методы” (1879) и “Антропологические очерки. Задачи современной антропологии и ее отношение к другим наукам” (1880). Этнография понималась в них как часть “естественной истории человека”, призванной составить классификацию всех “человеческих разновидностей” и изучить их историю и взаимоотношения. Из этих ранних формулировок Анучина следует, что этнография должна была помочь сведениями из культуры и психологии в классификации этих “разновидностей”. Ученый в то время разделял “этнографию”, как собрание эмпирических фактов о культуре, и “этнологию”, призванную, подобно сравнительной анатомии, изучать “проявление народной деятельности” (жилище, костюм, оружие или миф) “в его видоизменениях по различным странам и народам” (цит. по: Алымов 2004). Хотя в статье “О задачах русской этнографии” автор не использовал понятие “этнология”, он, как и ранее, формулировал две задачи. Первой стало “монографическое описание какого-нибудь племени”. Анучин давал краткую инструкцию относительно процесса изучения народа: знакомство с литературой и источниками, “личное ознакомление” с его типами и различными сторонами быта, собирание этнографических и антропологических коллекций и, наконец, написание монографии, “охватывающей самые различные стороны народной жизни, его поэзию, мифологию, общественное устройство, экономический быт” (с. 26–27). Второй задачей было создание “аналитических” работ, посвященных происхождению, развитию и исчезновению “любой стороны народного быта” – поверий, материальных изделий, обрядов и т.д. Одной из целей такого рода работ Дмитрий Николаевич считал вписывание российского материала в эволюционные построения западных ученых.

Number of purchasers: 8, views: 1502

Readers community rating: votes 0

1. ARAN – Arxiv Rossijskoj akademii nauk. F. 457. Op. 1a (1944). D. 41. L. 74.

2. Ot redakcii 1889 – Ot redakcii // E`tnograficheskoe obozrenie. 1889. № 1. S. I–II.

3. Alymov, S.S. 2004 Dmitrii Nikolaevich Anuchin: “Estestvennaia istoriia cheloveka v obshirnom smysle etogo slova” [Dmitrii Nikolaevich Anuchin: “A Natural History of Man in the Broad Sense of the Term”]. In: Vydaiushchiesia otechestvennye etnologi i antropologi 20 veka […], edited by. V.A. Tishkov and D.D. Tumarkin, 7–48. Moscow: Nauka.

4. Alymov, S.S., and S.V. Podrezova. 2017. Etnos na karte: geograficheskoe voobrazhenie shkoly F.K. Volkova [Mapping Ethnos: Geographical Imaginations of F.K. Volkov and His Students]. Etnograficheskoe obozrenie 5: 85–103.

5. Anderson, D.G., and D.V. Arzyutov. 2017. The Construction of Soviet Ethnography and “The Peoples of Siberia” // History and Anthropology. 2016. Vol. 27. No. 2. P. 183–209. http://dx.doi.org/10.1080/02757206.2016.1140159

6. Rapoport, Yu.A., and Yu.I. Semenov. 2004. Sergei Pavlovich Tolstov: vydaiushchiisia etnograf, arkheolog, organizator nauki [Sergei Pavlovich Tolstov: A Prominent Ethnographer, Archaeologist, Scientific Manager]. In: Vydaiushchiesia otechestvennye etnologi i antropologi 20 veka [Prominent Russian Ethnologists and Anthropologists of the 20th Century], edited by V.A. Tishkov and D.D. Tumarkin, 184–232. Moscow: Nauka.

7. Kerimova, M. 2011. O sozdanii zhurnala “Etnograficheskoe obozrenie” (1889–1916) (po arkhivnym materialam V.V. Bogdanova) [The Making of the Journal “Ethnographic Review” (1889–1916) (from V.V. Bogdanov’s Archive)]. Antropologicheskii forum Online 15: 397–412.

8. Kerimova, M.M. 2011. Zhizn’, otdannaia nauke. Sem’ia etnografov Kharuzinykh [A Life in Science: The Ethnographic Family of the Kharuzins]. Moscow: Vostochnaia literatura.

9. Sokolova, Z.P. 1989. Aktual’nye voprosy sibirevedeniia [Urgent Issues of Siberian Studies]. Sovetskaia etnografiia 6: 36–46.

10. Tolstov, S.P. 1946. Etnografiia i sovremennost’ [Ethnography and Modern Life]. Sovetskaia etnografiia 1: 3–11.

11. Vermeulen, H.F. 2015. Before Boas: The Genesis of Ethnography and Ethnology in the German Enlightenment. Lincoln: University of Nebraska Press.

Система Orphus

Loading...
Up