От редколлегии [С.С. Алымов]. Выполненные задачи? (В качестве предисловия к публикации статьи Д.Н. Анучина “О задачах русской этнографии”)

 
Код статьиS086954150007764-0-1
DOI10.31857/S086954150007764-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№6
Страницы5-10
Аннотация

       

Ключевые слова
Получено13.12.2019
Дата публикации19.12.2019
Кол-во символов15350
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1 В год 130-летия журнала “Этнографическое обозрение” редколлегия приняла решение переопубликовать программный текст статьи Д.Н. Анучина “О задачах русской этнографии”, некогда открывший историю журнала. В последние десятилетия, перед тем, как оцифровка материалов сделала более доступными архивы периодических изданий, данная статья оставалась одной из тех, что наиболее часто запрашивались читателями у редакции. Мы рады (хотя, не скроем, всегда несколько удивлялись, в хорошем смысле этого слова), что статья эта продолжала вызывать интерес у нашей аудитории. Она, действительно, заслуживает того, чтобы о ней не забывали – во всяком случае, чтобы она была более известна и находилась более “на виду” в общем фонде фундаментального наследия дисциплины. В самом деле, странно, что она никогда не переиздавалась. Надеемся, что предлагаемая ниже публикация статьи в современной орфографии будет способствовать ее новому прочтению и переосмыслению в современном контексте.
2

* * *

3 130 лет назад Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ) при Московском университете решило приступить к выпуску нового журнала. Первый номер этого журнала, получившего название “Этнографическое обозрение”, вышел в 1889 г. Инициатором создания журнала выступил фольклорист и этнограф, председатель общества В.Ф. Миллер; но большую организационную роль в издании “Этнографического обозрения” (далее – ЭО) сыграли также Н.Н. Харузин и Н.А. Янчук (см.: Керимова 2011б). До этого этнографические материалы печатались в трудах Этнографического отдела ОЛЕАЭ, однако, как было сказано в редакторском предисловии к первому номеру ЭО, “участие в обществах и в их изданиях доступно лишь небольшому кругу людей, большею частью специалистов”. Новый журнал рассчитывал печатать этнографов-любителей “с мест” и “согласить научность содержания с популярностью изложения” (От редакции 1889). Незадолго до выхода в свет ЭО, “на 6-й неделе Великого поста” в ОЛЕАЭ состоялось общее заседание всех отделов, на котором вице-президент общества Дмитрий Николаевич Анучин выступил с докладом “О задачах русской этнографии”. Этот доклад и открыл первый номер нового журнала.
4 Статья Анучина стоит в ряду программных текстов отечественной науки о человеке, таких как “Об этнографическом изучении народности русской” Н.И. Надеждина (1847) или “Предмет и задачи этнографии” Н.М. Могилянского (1916). Большая ее часть посвящена обзору истории российской этнографии и уже вышедшим к тому времени теоретическим статьям К. фон Бэра, Н.И. Надеждина и А.Н. Пыпина. Интересно отметить, что содержавшийся в статье очерк ранней истории этнографии, указывающий на ключевую роль Г.В. Лейбница, Д.Г. Мессершмидта и Г.Ф. Миллера, в целом соответствует представлениям современной науки (Vermeulen 2015). Однако, статья Анучина представляет интерес не историографической частью, а собственно формулировкой задач, стоящих перед русской этнографией. Взгляды эти были высказаны еще в ранних статьях Анучина: “Антропология, ее задачи и методы” (1879) и “Антропологические очерки. Задачи современной антропологии и ее отношение к другим наукам” (1880). Этнография понималась в них как часть “естественной истории человека”, призванной составить классификацию всех “человеческих разновидностей” и изучить их историю и взаимоотношения. Из этих ранних формулировок Анучина следует, что этнография должна была помочь сведениями из культуры и психологии в классификации этих “разновидностей”. Ученый в то время разделял “этнографию”, как собрание эмпирических фактов о культуре, и “этнологию”, призванную, подобно сравнительной анатомии, изучать “проявление народной деятельности” (жилище, костюм, оружие или миф) “в его видоизменениях по различным странам и народам” (цит. по: Алымов 2004). Хотя в статье “О задачах русской этнографии” автор не использовал понятие “этнология”, он, как и ранее, формулировал две задачи. Первой стало “монографическое описание какого-нибудь племени”. Анучин давал краткую инструкцию относительно процесса изучения народа: знакомство с литературой и источниками, “личное ознакомление” с его типами и различными сторонами быта, собирание этнографических и антропологических коллекций и, наконец, написание монографии, “охватывающей самые различные стороны народной жизни, его поэзию, мифологию, общественное устройство, экономический быт” (с. 26–27). Второй задачей было создание “аналитических” работ, посвященных происхождению, развитию и исчезновению “любой стороны народного быта” – поверий, материальных изделий, обрядов и т.д. Одной из целей такого рода работ Дмитрий Николаевич считал вписывание российского материала в эволюционные построения западных ученых.

Всего подписок: 8, всего просмотров: 1503

Оценка читателей: голосов 0

1. АРАН – Архив Российской академии наук. Ф. 457. Оп. 1а (1944). Д. 41. Л. 74.

2. От редакции 1889 – От редакции // Этнографическое обозрение. 1889. № 1. С. I–II.

3. Алымов C.C., Подрезова С.В. Этнос на карте: географическое воображение школы Ф.К. Волкова // Этнографическое обозрение. 2017. № 5. С. 85–103.

4. Алымов С.С. Дмитрий Николаевич Анучин: “Естественная история человека в обширном смысле этого слова” // Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи ХХ века / Отв. ред. В.А. Тишков, Д.Д. Тумаркин. М.: Наука, 2004. С. 7–48.

5. Керимова М. О создании журнала “Этнографическое обозрение” (1889–1916) (по архивным материалам В.В. Богданова) // Антропологический форум. 2011б. № 15. Online. С. 397–412.

6. Керимова М.М. Жизнь, отданная науке. Семья этнографов Харузиных. М.: Восточная литература, 2011а.

7. Липец Р. Предисловие // Богданов В.В. Этнография в истории моей жизни. М.: Институт этнографии, 1989. C. 3–10.

8. Миссонова Л.И. Всесоюзное совещание по подготовке серии “Народы Советского Союза” // Советская этнография. 1990. № 2. С. 119–126.

9. Миссонова Л.И. Второе Всесоюзное совещание по подготовке серии “Народы Советского Союза” // Этнографическое обозрение. 1991. № 2. С. 153–155.

10. Рапопорт Ю.А., Семенов Ю.И. Сергей Павлович Толстов: выдающийся этнограф, археолог, организатор науки // Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи ХХ века / Отв. ред. В.А. Тишков, Д.Д. Тумаркин. М.: Наука, 2004. С. 184–232.

11. Соколова З.П. Актуальные вопросы сибиреведения // Советская этнография. 1989. № 6. C. 36–46.

12. Толстов С.П. Этнография и современность // Советская этнография. 1946. № 1. C. 3–11.

13. Anderson D.G., Arzyutov D.V. The Construction of Soviet Ethnography and “The Peoples of Siberia” // History and Anthropology. 2016. Vol. 27. No. 2. P. 183–209. http://dx.doi.org/10.1080/02757206.2016.1140159

14. Vermeulen H.F. Before Boas: The Genesis of Ethnography and Ethnology in the German Enlightenment. Lincoln: University of Nebraska Press, 2015.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх