Миф о Мировом древе в шаманстве народов Сибири. Комментарии: Д. А. Функ. В поисках мирового древа: размышления о том, что, где и как мы ищем; Е. П. Батьянова. Деревья, шаманы и иные миры; А. В. Дыбо. Мировое древо и данные сибирских языков; Т. Д. Булгакова. “Мировое древо” в шаманской картине мира нанайцев; А. А. Бурыкин. “Шаманский театр” и его атрибуты; О. Э. Балалаева, Н. В. Плужников. Ответ оппонентам: размышления о пользе дискуссий (один из ключей)

 
Код статьиS086954150005293-2-1
DOI10.31857/S086954150005293-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: независимый исследователь
Адрес: Москва, Россия
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия
Должность: Заведующий кафедрой этнологии исторического факультета
Аффилиация:
МГУ им. М.В. Ломоносова
НИ ТГУ
Адрес: Ленинские горы 1, Москва, 119991, Россия; пр. Ленина 36, Томск, 634050, Россия
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия
Должность: заведующая отделом урало-алтайских языков (Институт языкознания РАН); заведующая лабораторией лингвистической антропологии (НИ ТГУ)
Аффилиация:
Институт языкознания РАН
НИ ТГУ
Адрес: Б. Кисловский пер. 1/1, Москва, 125009, Россия; пр. Ленина 36, Томск, 634050, Россия
Должность: профессор кафедры этнокультурологии Института народов Севера
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: наб. р. Мойки 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт лингвистических исследований РАН
Адрес: Тучков пер. 9, Санкт-Петербург, В-53, 199053, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№3
Страницы80-122
Аннотация

В научной и популярной литературе мифологема Мирового древа обычно отражает пространственную структуру мироздания с Верхним и Нижним миром, характерную для шаманского мировоззрения. При внимательном рассмотрении ареала шаманской культуры, где представлено Мировое древо, обнаружилось, что оно реально не соответствует характеристике единой Мировой оси, соединяющей Верхний, Средний и Нижний миры. Причины, по которым оно оказалось в шаманской сфере, связаны с социально-экономическими процессами в средневековой истории народов Южной Сибири, Центральной и Восточной Азии. Авторы проанализировали основные работы по шаманству народов Сибири, в которых встречается понятие “Мировое древо”. Основным материалом для выводов послужили предметы шаманского культа и обрядовые тексты, а также их аборигенные интерпретации. В процессе исследования обнаружились два независимых культурных источника шаманской практики, характерной для Сибири, — тюркский и тунгусский, в которых образ дерева в ритуале имел разное смысловое наполнение.

Ключевые словаМировое древо, селькупы, шаманство, эвенки, обряды бедствия, календарные праздники, бубен
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Российский фонд фундаментальных исследований, https://doi.org/10.13039/501100002261 [№ 18-09-00744]. Исследование Анны Владимировны Дыбо проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Грант Правительства РФ [№ 14.Y26.31.0014] (проект “Языковое и этнокультурное разнообразие Южной Сибири в синхронии и диахронии: взаимодействие языков и культур”, ТГУ)
Дата публикации16.06.2019
Кол-во символов114875
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Миф о Мировом древе в шаманстве народов Сибири

2

В этой работе рассматривается одна из универсальных мифологем, встречающаяся во многих традиционных культурах народов Сибири и Дальнего Востока. Это Мировое древо — образ, воплощающий универсальную концепцию мира, который соединяет все сферы мироздания и поэтому существует в “метафизическом” центре (Топоров 1980: 398–405). Шаманство на территории Сибири и Дальнего Востока в настоящее время перестало быть традиционным. То есть навык, необходимый для этой специфической “профессии”, как правило, уже не передается от предыдущих поколений. В рассматриваемом регионе материал по традиционному шаманству со- бран громадный, и его широкомасштабный типологический анализ может суще- ственно изменить наши представления о магическом и религиозном в традиционной этнической культуре.

3

При анализе содержимого религиозно-магической сферы стоит помнить, что она имеет прагматическую направленность в отличие, к примеру, от повествова- тельных жанров фольклора — сказки и героического эпоса, где тоже встречается образ Мирового древа. Однако обрядовая сторона культуры может не зависеть от географической среды. И тут важно не забывать о том, что в таежной и тундровой зоне у большинства современных народов Сибири и Дальнего Востока среди предков имеются многочисленные переселенцы из Южной Сибири, Центральной и Восточной Азии, которые, неизбежно влияя на традиционную культуру местного населения, на своей родине могли быть членами сообщества с более высокими тех- нологическими навыками и социально развернутыми религиозно-магическими институтами.

4

Любая картина мира не существует абстрактно, а воплощает в себе массу личных трактовок по поводу тех или иных явлений, а также ритуалов, с ними связанных. Если территория этнической культуры обширна, то ритуальная жизнь может разнообразно варьироваться от места к месту. Как и в живом языке с его диалектами, эти ритуальные формы могут быть равнозначными версиями, которые далеко не всегда удается убедительно объяснить. Нас также интересуют аборигенные трактовки, раскрывающие их смысл. И сами формы, и их местные интерпретации требуют комментария. Один из возможных подходов к материалу по мировоззрению — функциональный, но он не всегда срабатывает, когда явление (представление) находится в состоянии деградации, т.е. сохраняется в качестве невнятного пережитка. Поэтому в дополнение к функциональному мы использовали типологический подход, кото- рый может помочь с изысканием подходящих объяснений, но сам по себе не пред- лагает объяснения, ограничиваясь поисками сходства по форме.

5 Шаманская картина мира отличается меньшей умозрительностью, она похожа на скорректированную на основании личного и при этом весьма специфического эмпирического опыта традиционную картину мира. Кроме того, шаманов могут не интересовать вопросы мироздания, их занимают больше собственные возможно- сти. Несмотря на отдельные детали, сибирские аборигены объясняют себе окружающий мир более-менее схожим образом. Иначе шаманский опыт не распространял- ся бы между разными по языку и происхождению этническими группами.

Всего подписок: 7, всего просмотров: 4364

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX — начале ХХ в. Новосибирск: Наука, 1975.

2. Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984.

3. Алексеенко Е.А. Шаманство у кетов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири / Отв. ред. И.С. Вдовин. Л.: Наука, 1981. С. 90–128.

4. Анисимов А.Ф. Шаманские духи по воззрениям эвенков и тотемические истоки идеологии шаманства // Сборник МАЭ. Т. 13. Л.: Изд-во АН СССР, 1951. С. 187–215.

5. Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958.

6. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910–1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии // Сборник МАЭ. 1924. Т. 4. Вып. 2. Пг.: Изд-во Российской АН, 1924.

7. Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков // Сб. МАЭ. Т. 2. Вып. 2. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1914.

8. Басилов В.Н. Избранники духов. М.: Изд-во политической литературы, 1984.

9. Батьянова Е.П. Телеуты рассказывают о шаманах // Шаманизм и ранние религиозные представления. К 90-летию доктора исторических наук, профессора Л.П. Потапова / Ред. Д.А. Функ. М.: ИЭА РАН, 1995. С. 48–62.

10. Батьянова Е.П. К портретам сибирских шаманов // Полевые исследования Института этнологии и антропологии РАН / Отв. ред. З.П. Соколова. М.: ИЭА РАН, 2005. С. 150–165.

11. Березкин Ю.Е. Мифологические деревья в лесу культуры // Этнографическое обозрение. 2012. № 6. С. 3–18.

12. Богораз В.Г. Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, собранные в Колымском округе В.Г. Богоразом. Ч. I. Образцы народной словесности чукоч. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1900.

13. Богораз В.Г. Чукчи. Ч. II. Религия. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1939.

14. Богораз В.Г. Чукчи. Религия. М.: Книжный дом “Либроком”, 2011.

15. Булгакова Т.Д. Пространство, по которому путешествуют шаманы: на примере нанайцев // Sibirica. 2014. Vol. 13. No. 1. P. 1–39.

16. Булгакова Т.Д. Камлания нанайских шаманов. Fürstenberg/Havel: Verlag Der Kulturstiftung Sibirien, SEC Publications, 2016.

17. Бурыкин А.А. Хантыйские сказки и фольклор урало-алтайских народов. Ханты-Мансийск: ОУПИИР, 2017.

18. Ванг Пенглин. Графические метафоры состояний шамана в петроглифах и концептуализация шаманизма с помощью чисел // Антропологический форум. 2006. № 5. С. 259–277.

19. Василевич Г.М. Эвенки. Л.: Наука, 1969.

20. Вдовин И.С. Чукотские шаманы и их социальные функции // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири / Отв. ред. И.С. Вдовин. Л.: Наука, 1981. С. 178–217.

21. Волкова М.П. (изд., пер.) Нишань Самани Битхэ (предание о нишанской шаманке). М.: Восточная литература, 1961.

22. Гемуев И.Н. (отв. ред.) Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск: Наука, 1988.

23. Гончарова А.А., Беляева М.Е. Обряд береговых коряков “Хололо” (“Ололо”). Традиция и современность // Корякский обрядовый праздник “Хололо”. Этнографический сборник: методические рекомендации и сценарий / Сост. Г.М. Расохина. Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2012. C. 28–44.

24. Долгих Б.О. Бытовые рассказы энцев. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962.

25. Дыренкова Н.П. Материалы по шаманству у телеутов // Сборник МАЭ. Т. 10. Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 108–190.

26. Дыренкова Н.П. Тюрки Саяно-Алтая. СПб.: Наука, 2012.

27. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: Наука, 1990.

28. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX — начала XX в. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954.

29. Иванов С.В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья // Сборник МАЭ. Т. 16. Л.: Изд-во АН СССР, 1955. С. 165–264.

30. Иохельсон В.И. Юкагиры и юкагиризованные тунгусы. Новосибирск: Наука, 2005.

31. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов: В 3 т. Т. 3. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1996.

32. Кастрен М.А. Путешествие Александра Кастрена по Лапландии, северной России и Сибири (1838–1844, 1845–1849). М.: Типография А. Семена, 1860.

33. Крейнович Е.А. Нивхгу. М.: Наука, 1973.

34. Кубарев В.Д. Шаманистские сюжеты в петроглифах и погребальных росписях Алтая // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии № 6 / Отв. ред. В.И. Соёнов. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский гос. ун-т, 2001. С. 89–107.

35. Кулемзин В.М. Шаманство васюганско-ваховских хантов (конец XIX — начало ХХ в.) // Из истории шаманства / Отв. ред. Н.В. Лукина. Томск: Изд-во Томского университета, 1976. С. 3–154.

36. Лехтисало Т. Мифология юрако-самоедов (ненцев). Томск: Изд-во Томского университета, 1998.

37. Липская-Вальронд Н.А. Материалы к этнографии гольдов // Сибирская живая старина. 1925. Вып. III–IV. С. 145–160.

38. Львова Э.Л. Материалы по изучению шаманизма у коренного населения среднего Чулыма // Некоторые вопросы истории Сибири. Вып. 1. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1972. C. 160–172.

39. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX — начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1984.

40. Майнагашев С.Д. Жертвоприношение небу у бельтиров // Сборник МАЭ. Т. III. Пг.: Типография Императорской Академии Наук, 1916. С. 93–102.

41. Напольских В.В. Мифологема мирового древа и мифологии народов уральской языковой семьи // Этнографическое обозрение. 2012. № 6. C. 19–28.

42. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М.: Наука, 1984.

43. Попов А.А. Тавгийцы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936.

44. Попов А.А. Нганасаны. Социальное устройство и верования. Л.: Наука, 1984.

45. Потанин Г.Н. Очерки северо-западной Монголии. Вып. IV. СПб.: Типография В. Безобразова и К°, 1883.

46. Потапов Л.П. Следы тотемистических представлений у алтайцев // Советская этнография. 1935. № 4–5. С. 134–152.

47. Потапов Л.П. Бубен телеутской шаманки // Сборник МАЭ. Т. 10. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 191–200.

48. Потапов Л.П. Андрей Викторович Анохин как исследователь шаманства у алтайцев (к 55-летию со дня смерти) // Проблемы истории Горного Алтая / Отв. ред. Ф.А. Сатлаев. ГорноАлтайск: Горн.-Алт. НИИ истории, яз. и лит. (ГАНИИИЯЛ), 1987. С. 145–149.

49. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991.

50. Прокофьева Е.Д. Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана // Сборник МАЭ. Т. 11. Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 335–375.

51. Прокофьева Е.Д. Энецкий шаманский костюм // Сборник МАЭ. Т. 13. Л.: Изд-во АН СССР, 1951. С. 125–153.

52. Прокофьева Е.Д. Представления селькупских шаманов о мире // Сборник МАЭ. Т. ХХ. Л.: Изд-во АН СССР, 1961а. С. 54–74.

53. Прокофьева Е.Д. Шаманские бубны народов Сибири // Историко-этнографический атлас народов Сибири / Отв. ред. М.Г. Левин, Л.П. Потапов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961б. С. 435–490.

54. Прокофьева Е.Д. Шаманские костюмы народов Сибири // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX — начале XX в. / Отв. ред. Л.П. Потапов, С.В. Иванов. Л.: Наука, 1971. С. 5–100.

55. Прокофьева Е.Д. Материалы по шаманству селькупов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири / Отв. ред. И.С. Вдовин. Л.: Наука, 1981. С. 42–68.

56. Сем Ю.А. Космогонические представления нанайцев: Верхний мир // Религиоведческие исследования в этнографических музеях / Отв. ред. Б.В. Иванов. Л.: Музей этнографии народов СССР, 1990. С. 114–128.

57. Сивцев Д.К (Суорун Омоллоон), Ефремов П.Е. (сост.) Якутские сказки. Якутск: Книжное издво, 1990.

58. Симченко Ю.Б. Традиционные верования нганасан. Ч. 1. М.: ИЭА РАН, 1996.

59. Слепцов Е.П. Образ дерева в шаманстве якутов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 86. С. 101–106.

60. Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура). М.: Наука, 1991.

61. Солярский В.В. Современное правовое и культурно-экономическое положение инородцев Приамурского края. Хабаровск: Типография канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1916.

62. Теин Т.С. Шаманы сибирских эскимосов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири / Отв. ред. И.С. Вдовин. Л.: Наука, 1981. С. 218–232.

63. Топоров В.Н. Древо мировое // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. С.А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 398–405.

64. Третьяков П. Праздник чистого чума // Шаманизм народов Сибири / Отв. ред. Т.Ю. Сем. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. С. 440–443.

65. Функ Д.А. Материалы А.В. Анохина по шорскому шаманству // Шаманизм и ранние религиозные представления. К 90-летию доктора исторических наук, профессора Л.П. Потапова / Отв. ред. Д.А. Функ. М.: ИЭА РАН, 1995. C. 180–205.

66. Функ Д.А. Телеутское шаманство: традиционные этнографические интерпретации и новые исследовательские возможности. М.: ИЭА РАН, 1997а.

67. Функ Д.А. Неизвестное описание шаманского бубна телеутов из архива А.В. Анохина // Этнографическое обозрение. 1997б. № 4. С. 40–47.

68. Функ Д.А. Тувинский шаман Шончур Тожу и его бубен (по материалам П.И. Каралькина) // Acta Ethnographica Hungarica. 2003. Vol. 48 (3–4). P. 451–464.

69. Функ Д.А. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов. М.: Наука, 2005.

70. Харитонова В.И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. М.: Наука, 2006.

71. Хелимский Е.А. Keto-Uralica // Кетский сборник. Антропология. Этнография. Мифология. Лингвистика / Отв. ред. Е.А. Алексеенко. Л.: Наука, 1982. С. 238–251.

72. Хомич Л.В. Ненцы. М.; Л.: Наука, 1966.

73. Хомич Л.В. Шаманы у ненцев // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири / Отв. ред. И.С. Вдовин. Л.: Наука, 1981. С. 5–41.

74. Цинциус В.И. (отв. ред.) Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков: В 2 т. Т. 2. Л.: Наука, 1977.

75. Шатилов М.Б. Драматическое искусство ваховских остяков // Из истории шаманства / Отв. ред. Н.В. Лукина. Томск: Изд-во Томского университета, 1976. С. 155–165.

76. Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны: статьи и материалы. Хабаровск: Дальгиз, 1933.

77. Штернберг Л.Я. Культ орла у сибирских народов // Сборник МАЭ. Т. V. Вып. 2. Л.: Изд-во АН СССР, 1925. С. 717–740.

78. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Киев: София, 2000 [1951].

79. Atkinson J.M. Shamanisms Today // Annual Review of Anthropology. 1992. Vol. 21. P. 307–330.

80. Bulgakova T.D. Nanai Shamanic Culture in Indigenous Discourse. Fürstenberg/Havel: Verlag Der Kulturstiftung Sibirien, SEC Publications, 2013.

81. Dybo A.V. Proto-Turkic Mythologie Terms: Some Etymological Observations // Shaman. 2018. Vol. 26. No. 1–2. P. 21–40.

82. Funk D. Teleut Shamanhood: Some Unknown Pages of Ethnographic Studies // Shaman (Budapest). 2004. Vol. 12. No. 1–2. P. 97–113.

83. Hamayon R.N. Shamanism: Symbolic System, Human Capability and Western Ideology // The Concept of Shamanism: Uses and Abuses / Ed. H. Francfort, R. Hamayon, P. Bahn. Budapest: Akadémiai Kiadó, 2001. P. 1–27.

84. Handelman D. The Development of a Washo Shaman // Ethnology. 1967. No. 6. P. 444–464.

85. Havelka F.J. Sibir. Praha: Plamja, 1926.

86. Kaplan A. The Conduct of Inquiry: Methodology for Behavioral Science. San Francisco: Chandler, 1964.

87. Мanker Е. Die lappische Zaubertrommel. Eine ethnologische Monographie. Bd. 2. Die Trommel als Urkunde geistigen Lebens. Stockholm: Die Trommel als Urkunde geistigen Lebens, 1950.

88. Menges K.H. Drei Schamanengesänge der Ewenki-Tungusen Nordsibiriens. Düsseldorf: Eugen Diederichs Verlag, 1993.

89. Potapow L.P. Die Schamanentrommel bei den altaischen Völkerschaften // Glaubenswelt und Folklore der sibirischen Völkern / Ed. V. Diószegi. Budapest: Akadémiai Kiado, 1963. S. 223–256.

90. Shirokogoroff S.M. Psyсhomental Complex of the Tungus. L.: Trubner & Co, 1935.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх