Параллельная наука? Еврейская историко-этнографическая комиссия и иудаика в позднесоветский период (пер. с нем. Л.Н. Финченко)

 
Код статьиS086954150005288-6-1
DOI10.31857/S086954150005288-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научная сотрудница Института истории
Аффилиация: Бременский университет
Адрес: University of Bremen, Klagenfurter Str. 8, 28359 Bremen, Germany
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№3
Страницы166-182
Аннотация

После долгих лет фактического запрета иудаики в СССР в 1982 г. была организована Еврейская историко-этнографическая комиссия (ЕИЭК). Ее создание было смелым предприятием, тем более что некоторые из ее членов подали заявление на эмиграцию в Израиль и принимали участие в независимом еврейском движении. Однако другие основатели комиссии были уважаемыми сотрудниками Института этнографии АН СССР, которые работали в нем над иной этнографической тематикой. В том же году ЕИЭК удалось открыть рубрику “Еврейская этнография” в журнале “Советиш геймланд”, задачей которого было служить инструментом советской “мягкой силы”, демонстрируя либеральное отношение СССР к евреям. Несмотря на недоверие и надзор со стороны государства, члены ЕИЭК, участвовавшие в еврейском движении, использовали официальные государственные структуры, чтобы получить доступ к библиотекам и архивным материалам, касающимся евреев, и чтобы проводить полевые исследования в отдаленных местностях Советского Союза. Таким образом, ЕИЭК одновременно служила платформой для обмена знаниями и отправной точкой карьеры для части будущих профессиональных иудаистов.

Ключевые словаСССР, иудаика, еврейская эмиграция, правозащитное движение, история этнографии, история науки, перестройка
Дата публикации16.06.2019
Кол-во символов45131
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

* Данная статья была первоначально подготовлена под названием “Parallele Wissenschaft. Die Jüdische Historisch-Ethnographische Kommission und Judaistik in der späten Sowjetunion” для публикации на немецком языке в издании “Jahrbuch des Dubnow-Instituts/Dubnow Institute Yearbook” (№ XVIII, 2019).

2 Какое место занимали иудаистические исследования в позднесоветский период? С этим вопросом столкнулись в равной степени как еврейские ученые, так и пред- ставители независимого еврейского движения, стремившиеся изучить историю и образ жизни различных иудейских групп СССР. Итогом антисемитских кампаний позднего сталинизма стал закат иудаики, расцвет которой пришелся на начало XX в. (Veidlinger 2016; Куповецкий 2017). Ее бывшие представители либо стали жертвами различных волн государственного террора в Советском Союзе, либо не пережили Холокост. Лишь немногие из них после смерти Сталина в 1953 г. все еще занимались научной деятельностью, однако уже не иудаикой.
3 Только в условиях “оттепели” с середины 1950-х годов снова стали возможны иудаистические исследования, тем не менее они были ограничены античной и сред- невековой историей или направлены на изучение лингвистических вопросов. Не- давняя же история евреев (особенно касающаяся их положения в Российской импе- рии на последнем этапе ее существования и в Советском Союзе) оставалась под за- претом в советских исследовательских институтах.
4 После Шестидневной войны 1967 г. между Израилем и соседними арабскими странами советский государственный и партийный аппарат породил совсем другую — “официально-пропагандистскую” (Чарный 2004: 133) — ветвь иудаики. Неко- торые ее представители были непосредственно связаны с партийной системой, а идеологической базой их исследований стала конфронтация с Израилем. Иногда их публикации носили откровенно антисемитский характер (Иванов 1969).
5 За пределами академий и университетов вопросами поздней еврейской истории и этнографии начали заниматься представители независимого еврейского движе- ния, сложившегося в конце 1960-х годов, его целью было добиться права на выезд в Израиль. Небольшие неофициальные кружки, примыкавшие к движению (пре- имущественно в Москве и Ленинграде), сформировали третье исследовательское направление помимо “официальной” тематически ограниченной академической иу- даики и идеологизированной “пропагандистской” конфронтации с Израилем. Од- нако эти объединения страдали от нехватки ресурсов и возможностей (Чарный 2004: 133–136; Крупник 1992: 29).
6 В этой “пустыне” (согласно ретроспективному описанию одного из членов — учредителей комиссии Игоря Крупника; см.: Крупник 1992: 28) в начале 80-х годов ХХ в. небольшая группа энтузиастов сумела создать если не цветущий оазис, то по меньшей мере зеленый островок — Еврейскую историко-этнографическую ко- миссию (ЕИЭК). Ее основание в 1982 г. в Москве было смелым предприятием. Тем не менее, несмотря на сложные условия, инициаторам создания ЕИЭК удалось объ- единить ученых из разных институтов и исследовательских групп (которые до этого практически не имели связей друг с другом) в единую сеть, просуществовавшую вплоть до конца 1980-х годов. Своим названием основатели ЕИЭК сознательно свя- зывали себя с дореволюционным Еврейским историко-этнографическим обществом в Санкт-Петербурге, с его наследием и целями. Как и их предшественники, они стремились создать научно обоснованную и в то же время публичную и доступную для всех иудаику.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1689

Оценка читателей: голосов 0

1. Арутюнов С.А., Крупник И.И., Членов М.А. Китовая аллея: древности островов пролива Сенявина. М.: Наука, 1982.

2. Крупник И.И. Как мы занимались историей… и этнографией: к 35-летию Еврейской историко-этнографической комиссии, 1981–1990 гг. // Советская иудаика: история, проблематика, персоналии / Отв. ред. М. Куповецкий. Иерусалим; М.: Гешарим; Мосты культуры, 2017. С. 286–360.

3. Крупник И.И., Куповецкий М.С. Лахлухи — курдистанские евреи в СССР // Советская этнография. 1988. № 2. С. 102–111.

4. Крупник И.И. (ред.) Малые и дисперсные этнические группы в Европейской части СССР: география расселения и культурные традиции. М.: Географическое общество СССР, 1985.

5. Крупник И.И. Проблемы этнографического изучения евреев в СССР: восемь лет спустя (1982– 1989) // Исторические судьбы евреев в России и СССР: начало диалога / Отв. ред. И.И. Крупник. М.: Еврейское историческое общество, 1992. С. 28–40.

6. Куповецкий М.С. (ред.) Советская иудаика: история, проблематика, персоналии. Иерусалим; М.: Гешарим; Мосты культуры, 2017.

7. Куповецкий М.С. Динамика численности и расселение караимов и крымчаков за последние двести лет // География и культура этнографических групп татар в СССР / Отв. ред. И.И. Крупник. М.: Московский филиал Географического общества СССР, 1983. С. 75–93.

8. Поспелов Е.М. (ред.) Этнические группы в городах Европейской части СССР. Формирование, расселение, динамика культуры. М.: МФГО, 1987.

9. Престина Л.Ф. Словарь запрещенного языка. К 125-летию Ф.Л. Шапиро. Минск: МЕТ, 2005.

10. Хазанов А.М. Социальная история скифов. Основные проблемы развития древних кочевников евразийских степей. М.: Наука, 1975.

11. Чарный С. Позднесоветская и постсоветская иудаика // Материалы Одиннадцатой ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. Ч. 2 / Отв. ред. Р.М. Капланов. М.: Институт славяноведения РАН, 2004. С. 133–162.

12. Чернин В.Ю. О появлении этнонима “крымчак” и понятия “крымчакский язык” // География и культура этнографических групп татар в СССР / Отв. ред. И.И. Крупник. М.: Московский филиал Географического общества СССР, 1983. С. 93–104.

13. Beckerman G. When They Come for Us, We’ll Be Gone: The Epic Struggle to Save Soviet Jewry. Boston: Mariner Books, 2010.

14. Blady K. Jewish Communities in Exotic Places. Northvale: Jason Aronson, 2000.

15. Chlenov M.A. Yidn in der sovetnfarband // Sovetish Hejmland. 1982. H. 7. S. 99–103.

16. Eichwede W. “Entspannung mit menschlichem Antlitz”. KSZE, Menschenrechte und Samizdat // Osteuropa. 2010. H. 11. N. 60. S. 59–83.

17. Estraikh G. The Portrayal of Palestinian Arabs in the Moscow Yiddish Monthly “Sovetish Heymland” // Jews, Muslims, and Mass Media. Mediating the “Other” / Eds. T. Parfitt, Yu. Egorova. L.: RoutledgeCurzon, 2004. P. 133–143.

18. Estraikh G. Yiddish in the Cold War. L.: Routledge, 2008.

19. Khazanov A. The Krymchaks: A Vanishing Group in the Soviet Union: To the Memory of L.I. Kaia. Jerusalem: The Hebrew University of Jerusalem, 1989.

20. Komaromi A. Jenseits von Gutenberg. Die Dynamik der dissidentischen // Osteuropa. 2010. H. 11. N. 60. S. 43–57.

21. Kosharovsky Y. “We are Jews Again”: Jewish Activism in the Soviet Union. N.Y.: Syracuse, 2017.

22. Krupnik I.I. Problemen fun ėtnografišer foršung ba di idn in FSSR // Sovetish Hejmland. 1982. H. 8. S. 137–145.

23. Kupovetsky M. Aron Vergelis: Survivor of the Destruction of Soviet Yiddish Culture, 1949–1953 // Jews in Russia and Eastern Europe. 2007. No. 1 (58). P. 40–94.

24. Mochalova V. Jewish Studies in Russia in the Post-Communist Era // Journal of Modern Jewish Studies. 2011. No. 1 (10). P. 119–133.

25. Nathans B. Talking Fish: On Soviet Dissident Memoirs // Journal of Modern History. 2015. No. 87. P. 579–614.

26. Nathans B., Platt K. Socialist in Form, Indeterminate in Content: The Ins and Outs of Late Soviet Culture // Ab Imperio. 2011. No. 2. P. 301–324.

27. Shcharansky A. Fear No Evil: The Classic Memoir of One Man’s Triumph Over a Police State. N.Y.: 1998.

28. Uehling G. Beyond Memory: The Crimean Tatars’ Deportation and Return. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2004.

29. Veidlinger J. (ed.) Going to the People: Jews and the Ethnographic Impulse. Bloomington: Indiana University Press, 2016.

30. von Saal Y. KSZE-Prozess und Perestroika in der Sowjetunion. Demokratisierung, Werteumbruch und Auflösung 1985–1991. München: Walter de Gruyter, 2014.

31. Wüstenberg J. Vom alternativen Laden zum Dienstleistungsbetrieb: The Berliner Geschichtswerkstatt — A Case Study in Activist Memory Politics // German Studies Review. 2009. N. 3 (32). S. 590–618.

32. Yurchak A. Everything Was Forever, Until It Was No More. The Last Soviet Generation. Princeton: Princeton University Press, 2006.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх