Культурная репрезентация этических аспектов развития искусственного интеллекта в контексте трансгуманизма

 
Код статьиS0028990-9-1
DOI10.18254/S0028990-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный лингвистический университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Московский государственный лингвистический университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЭпистема
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена осмыслению этической проблемы определения границ применения искусственного интеллекта и внедрения технологий, на его основании в социальное пространство. Ставится задача определить диапазон применимости этических категорий к технологиям ИИ, а также выяснить влияние данных технологий на изменение человека, его когнитивных и физических способностей. Затрагивается проблема трансгуманизма в аспекте гибридизации мезокосмического пространства и самого человека на основе все большего внедрения технологий ИИ, таких как, нейросети. Рассматриваются манифестации идей трансгуманизма и проблемы этики внедрения технологии ИИ в человеческую жизнь в культуре на примере антиутопии О. Хаксли «О дивный новый мир» и сериала «Мир дикого запада».

Ключевые словаискусственный интеллект, этика, трансгуманизм, ум, сознание.
Получено13.10.2023
Дата публикации30.11.2023
Кол-во символов28398
Цитировать   Скачать pdf
1

Этические концепции, которые могут быть использованы для исследования ИИ

2 В настоящее время многие спорят1 о возможной сознательности искусственного интеллекта (далее – ИИ). Само понятие – искусственный интеллект или разум – дает основания полагать, что эта технология обладает мыслями и ощущениями. Однако нам бы хотелось посвятить эту работу не вопросу «умеет ли ИИ думать и чувствовать», а тому, как применить существующие этические категории для оценивания действий машин с ИИ и приемлемо ли это, поскольку на данном этапе у ИИ не наблюдается сознания, сходного с человеческим. Также мы видим необходимым проанализировать, возможно ли использование ИИ и компьютерных технологий в целом в контексте целей трансгуманизма и насколько это было бы этично в современных реалиях. 1. Спор о возможности создания сознательного, или сильного искусственного интеллекта имеет более чем полувековую историю, начавшуюся со знаменитого теста А. Тьюринга и продолжающийся до сегодняшнего дня. В данной работе мы рассматриваем сознательность в ее этическом срезе, а именно, как условие для ответственного принятия решения, которое может быть атомом этики. Сознательность поступка базируется на возможности этого поступка попасть в ареол применения этических категорий, таких как долг, ответственность, принцип, максима, закон, императив и т.д.
3 Нам кажется разумным начать с анализа понимания этики различными философами и философскими течениями. Можно выделить несколько этапов в развитии этики, релевантных рассматриваемой теме.
4 Для начала вспомним этическое учение софистов, состоящее в том, что человек является мерой всех вещей, существующих и несуществующих, из чего следует, как полагал Протагор, что человек ощущает мир субъективно, так как каждый, если человек есть мера всего, понимает мир по-своему [Афонасин, 2020]. Следовательно, истину обнаружить невозможно, все относительно, мир состоит из субъективных мнений людей (релятивизм). Эта идея лежит в основе их понимания проблемы добра и зла, что важно в контексте работы ИИ. Так как мир репрезентирован в субъективных категориях, софисты считали главным критерием добра и зла личные интересы и мотивы индивида [Калугин, 2021].
5 Далее следует упомянуть позицию Аристотеля, которого считают основоположником этики как систематического учения. Аристотель изучал природу добродетелей, считал, что они приобретаются через воспитание, а не врожденным путем [Аристотель, 2022]. По Аристотелю, добродетель – это середина между крайностями, между избытком этой добродетели и ее недостатком, потому как это именно те качества, которые губят добродетель. Например, между таким недостатком добродетели, как малодушие, и таким избытком, как дерзость, располагается добродетель великодушие. Между зловредностью и угодливостью находится дружелюбие, между бесчувствием и распущенностью – благоразумие [Аристотель, 2022]. Стоит сказать, что этика Аристотеля стала одним из оснований такого современного направления как этика поступка.
6 Может не столь очевидно соответствуют теме взгляды скептиков, тем не менее последователи этого течения подвергали сомнению возможность истинного познания мира и всех его сущностей. По своей сути идея философского скептицизма – это воздержание от суждений, которые скорее окажутся недостоверными, таким образом, мир объективно непознаваем. Если применить к рассматриваемой нами области учение скептиков, то нам следует воздержаться от суждения и остановить размышления.

всего просмотров: 71

Оценка читателей: голосов 0

1. Августин А. О свободе воли. М.: Директ-Медиа, 2009. – 100 с.

2. Аристотель. Никомахова этика. Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 222с.

3. Афонасин Е.В. Протагор из Абдер. Фрагменты и свидетельства // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. Новосибирск, 2020. Т. XIV. № 1. С. 317.

4. Гоббс Т. Левиафан. М.: Рипол-Классик, 2020. – 672 с.

5. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1991. – 1365 с.

6. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 528 с.

7. Калугин М.И. Эволюция взглядов софистов // Закон и общество: история, проблемы, перспективы. Материалы XXV Межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Красноярск, 2021. С. 342.

8. Кант И. Основы Метафизики нравственности. М.: Азбука, 2021. – 320.

9. Мареева Е.В. От искусственного интеллекта к искусственной душе // Вопросы философии. 2014.

10. Маслова А.В. Перспективы естественного интеллекта человека в свете тенденций трансгуманизма // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2022. Т. 8, № 2. С. 149-159.

11. Ницще Ф. Так говорил Заратустра. М.: Азбука, 2021. – 352 с.

12. Павлов А.В. Враги по разуму: робот как революционный субъект // Социология власти, 2017. Т.29 №2. С. 116-132

13. Плотин. Сочинения. СПб.: Алетейя, 1995. – 672 с.

14. Соколова М.Е. Киборгизация человека: социально-правовое измерение // Социальные новации и социальные науки, 2022, №4. С. 52-64.

15. Фокин А.Р. Космологические аспекты учения блаженного Аврелия Августина о времени и его соотношении с вечностью // Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви. СПб, 2020. С. 67.

16. Фома Аквинский. Сумма теологии: В 2 т. Т. 2. М.: Красанд, 2014. – 656 с.

17. Хоружий С.С. Проблема Постчеловека, или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философия науки. №2. 2008.

18. Huxley J. New bottles for new wine. London: Chatto&Windus, 1957 – 320 c.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх