Etchical aspects of the problem of Artifitial Intelligence development

 
PIIS0028990-9-1
DOI10.18254/S0028990-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Moscow State Linguistic University
Address: Russian Federation, Moscow
Affiliation: Moscow State Linguistic University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameEpistema
Edition
Abstract

The article is devoted to comprehension of ethical problem of definition borders of appllying an artifitial intelligence and implementation a technologies are based on it to a social dimention. The aims is to determine the range of applicability ethics caterories to the technology of AI, and the recognizing an impact of this technologies on changing of human nature, his cognitive and phisical skills. In this issue the problem of transhumanism is touched in connection with an hybridisation the mesocosmic space and the human himself by the implementing of AI technology such as Neiral Nets. We considered the manifistatios of transhumanism ideas and etichs problems of AI technology’s integration to a human life in the culture like the antiutopia Huxley J. «New bottles for new wine» and the cinema «West world».

Keywordsartifitial intelligent, ethics, transhumanism, mind, consciousness
Received13.10.2023
Publication date30.11.2023
Number of characters28398
Cite   Download pdf
1

Этические концепции, которые могут быть использованы для исследования ИИ

2 В настоящее время многие спорят1 о возможной сознательности искусственного интеллекта (далее – ИИ). Само понятие – искусственный интеллект или разум – дает основания полагать, что эта технология обладает мыслями и ощущениями. Однако нам бы хотелось посвятить эту работу не вопросу «умеет ли ИИ думать и чувствовать», а тому, как применить существующие этические категории для оценивания действий машин с ИИ и приемлемо ли это, поскольку на данном этапе у ИИ не наблюдается сознания, сходного с человеческим. Также мы видим необходимым проанализировать, возможно ли использование ИИ и компьютерных технологий в целом в контексте целей трансгуманизма и насколько это было бы этично в современных реалиях. 1. Спор о возможности создания сознательного, или сильного искусственного интеллекта имеет более чем полувековую историю, начавшуюся со знаменитого теста А. Тьюринга и продолжающийся до сегодняшнего дня. В данной работе мы рассматриваем сознательность в ее этическом срезе, а именно, как условие для ответственного принятия решения, которое может быть атомом этики. Сознательность поступка базируется на возможности этого поступка попасть в ареол применения этических категорий, таких как долг, ответственность, принцип, максима, закон, императив и т.д.
3 Нам кажется разумным начать с анализа понимания этики различными философами и философскими течениями. Можно выделить несколько этапов в развитии этики, релевантных рассматриваемой теме.
4 Для начала вспомним этическое учение софистов, состоящее в том, что человек является мерой всех вещей, существующих и несуществующих, из чего следует, как полагал Протагор, что человек ощущает мир субъективно, так как каждый, если человек есть мера всего, понимает мир по-своему [Афонасин, 2020]. Следовательно, истину обнаружить невозможно, все относительно, мир состоит из субъективных мнений людей (релятивизм). Эта идея лежит в основе их понимания проблемы добра и зла, что важно в контексте работы ИИ. Так как мир репрезентирован в субъективных категориях, софисты считали главным критерием добра и зла личные интересы и мотивы индивида [Калугин, 2021].
5 Далее следует упомянуть позицию Аристотеля, которого считают основоположником этики как систематического учения. Аристотель изучал природу добродетелей, считал, что они приобретаются через воспитание, а не врожденным путем [Аристотель, 2022]. По Аристотелю, добродетель – это середина между крайностями, между избытком этой добродетели и ее недостатком, потому как это именно те качества, которые губят добродетель. Например, между таким недостатком добродетели, как малодушие, и таким избытком, как дерзость, располагается добродетель великодушие. Между зловредностью и угодливостью находится дружелюбие, между бесчувствием и распущенностью – благоразумие [Аристотель, 2022]. Стоит сказать, что этика Аристотеля стала одним из оснований такого современного направления как этика поступка.
6 Может не столь очевидно соответствуют теме взгляды скептиков, тем не менее последователи этого течения подвергали сомнению возможность истинного познания мира и всех его сущностей. По своей сути идея философского скептицизма – это воздержание от суждений, которые скорее окажутся недостоверными, таким образом, мир объективно непознаваем. Если применить к рассматриваемой нами области учение скептиков, то нам следует воздержаться от суждения и остановить размышления.

views: 86

Readers community rating: votes 0

1. Avgustin A. O svobode voli. M.: Direkt-Media, 2009. – 100 s.

2. Aristotel'. Nikomakhova ehtika. Moskva-Berlin: Direkt-Media, 2020. – 222s.

3. Afonasin E.V. Protagor iz Abder. Fragmenty i svidetel'stva // Schole. Filosofskoe antikovedenie i klassicheskaya traditsiya. Novosibirsk, 2020. T. XIV. № 1. S. 317.

4. Gobbs T. Leviafan. M.: Ripol-Klassik, 2020. – 672 s.

5. Gobbs T. Sochineniya: V 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1991. – 1365 s.

6. Gryaznov A.F. Analiticheskaya filosofiya: Stanovlenie i razvitie (antologiya). M.: Progress-Traditsiya, 1998. – 528 s.

7. Kalugin M.I. Ehvolyutsiya vzglyadov sofistov // Zakon i obschestvo: istoriya, problemy, perspektivy. Materialy XXV Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii studentov i aspirantov. Krasnoyarsk, 2021. S. 342.

8. Kant I. Osnovy Metafiziki nravstvennosti. M.: Azbuka, 2021. – 320.

9. Mareeva E.V. Ot iskusstvennogo intellekta k iskusstvennoj dushe // Voprosy filosofii. 2014.

10. Maslova A.V. Perspektivy estestvennogo intellekta cheloveka v svete tendentsij transgumanizma // Nauchnyj rezul'tat. Sotsial'nye i gumanitarnye issledovaniya. 2022. T. 8, № 2. S. 149-159.

11. Nitssche F. Tak govoril Zaratustra. M.: Azbuka, 2021. – 352 s.

12. Pavlov A.V. Vragi po razumu: robot kak revolyutsionnyj sub'ekt // Sotsiologiya vlasti, 2017. T.29 №2. S. 116-132

13. Plotin. Sochineniya. SPb.: Aletejya, 1995. – 672 s.

14. Sokolova M.E. Kiborgizatsiya cheloveka: sotsial'no-pravovoe izmerenie // Sotsial'nye novatsii i sotsial'nye nauki, 2022, №4. S. 52-64.

15. Fokin A.R. Kosmologicheskie aspekty ucheniya blazhennogo Avreliya Avgustina o vremeni i ego sootnoshenii s vechnost'yu // Nauchnyj zhurnal Sankt-Peterburgskoj Dukhovnoj Akademii Russkoj Pravoslavnoj Tserkvi. SPb, 2020. S. 67.

16. Foma Akvinskij. Summa teologii: V 2 t. T. 2. M.: Krasand, 2014. – 656 s.

17. Khoruzhij S.S. Problema Postcheloveka, ili transformativnaya antropologiya glazami sinergijnoj antropologii // Filosofiya nauki. №2. 2008.

18. Huxley J. New bottles for new wine. London: Chatto&Windus, 1957 – 320 c.

Система Orphus

Loading...
Up