Эволюция евроазиатских отношений в духе Великого шелкового пути: обзор научных материалов

 
Код статьиS042473880018965-0-1
DOI10.31857/S042473880018965-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий лабораторией интеграции российской экономики в мировое хозяйство
Аффилиация: Институт проблем рынка РАН
Адрес: Москва, Нахимовский проспект, 47
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт проблем рынка РАН
Адрес: Российская Федерация
Должность: ведущий научный сотрудник ИПР РАН, рук. центра
Аффилиация: Институт проблем рынка РАН
Адрес: Нахимовский просп., Нахимовский просп., 47
Название журналаЭкономика и математические методы
ВыпускТом 58 Номер 1
Страницы61-69
Аннотация

 

В обзорной статье на основе методов эволюционно-институциональной теории, системной парадигмы, аналитической оценки и исторического подхода дан всесторонний обзор научных материалов, касающихся эволюции торгово-экономических и военно-политических евроазиатских отношений и организационно-институциональных направлений возрождения духа Великого шелкового пути (ВШП) в качестве инструмента инновационно-интеграционного взаимодействия на пространстве глобальной Евразии, в том числе и без участия Китая. Исследование является продолжением работ авторов, связанных с анализом последствий Инициативы КНР «Пояс и путь» в качестве «мягкой силы» распространения китайского мирового влияния. Приведены обзор, классификация и анализ научных материалов, касающихся различных форм геополитического противоборства государств и регионов за контроль над торговыми путями, который может осуществляться как путем образования огромной империи, так и создания межгосударственно-корпоративного партнерства в целях обеспечения экономической безопасности торговли на дальние расстояния от Средиземноморья и Северной Европы до Восточной Азии. Показано, что установление евроазиатских отношений происходило в различных узловых точках и территориях мирового хозяйства: Центральной Азии, итальянских торговых республиках, странах Северной Европы, а также путем создания европейскими государствами глобальных торговых империй и квазигосударственных корпоративных структур. Приведена систематизация рисков и негативных последствий функционирования современных торговых путей, возрождения духа ВШП на политико-экономическое положение России. Особое внимание уделено научным исследованиям, в которых содержится предостережение от чрезмерно активного вовлечения страны в мировую торговлю. Определены векторы участия России в качестве лидера инновационно-индустриального развития торговых путей ХХI в., прежде всего в направлении Север–Юг.

 

 

Ключевые словаэволюционно-институциональная теория, транзитная экономика, Великий шелковый путь, политико-экономические отношения, военно-стратегические отношения, торговые пути, организации, институты, ЕАЭС, глобальная Евразия.
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 20-110-50567 Экспансия.
Получено16.03.2022
Дата публикации18.03.2022
Кол-во символов19386
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 474

Оценка читателей: голосов 0

1. Акаев А.А., Акаева Б.А. (2019). Кыргызстан в эпоху цифровой экономики на новом Шелковом пути. М.: URSS.

2. Алимов Р.К. (2021). О современном Китае, поясах сотрудничества и путях соразвития. Москва. Издательство «Весь мир». 392 с.

3. Антипов К. (2014). О некоторых аспектах эволюции ближневосточной политики Китая // Проблемы Дальнего Востока. № 2. С. 27–37.

4. Ахмедова Д.А., Абдугафаров А.А., Абдугафарова Д.А., Рахматов Б.Б., Ахмаджанова Р.С. (2018). Влияние Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и создание Шелкового пути на экономику Республики Таджикистан. В кн.: Инновационные подходы в решении проблем современного общества. Монография. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». С. 234–242.

5. Баллард Дж.А. (2012). Властители Индийского океана. Становление морских связей между Европой и Азией. Пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: ЗАО Центрополиграф. 383 с.

6. Брэдфорт Э. (2019). История Средиземноморского побережья. Как боролись за мировое господство Рим и Карфаген, противостояли Византия и Османская империя. Пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: ЗАО Центрополиграф. 543 с.

7. Вернадский Г. (2016). Монголы и Русь. М.: Ломоносовъ. 512 с.

8. Голдстоун Дж. (2014). Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500–1850. Пер. с англ. М. Рудакова; под ред. И. Чубарова. М.: Изд-во Института Гайдара. 224 с.

9. Гончаренко С.С. (2017). Стратегическое партнерство России и Индии в сфере евразийских международных транспортных коридоров. В сб.: Управление развитием крупномасштабных систем MLSD'2017. Труды Десятой международной конференции в двух томах. Под общей редакцией С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна. С. 399–404.

10. Груссе Р. (2020). Степные кочевники, покорившие мир. Под властью Аттилы, Чингизхана, Тамерлана. Пер. с франц. В.Е. Климановаю. М.: ЗАО Центрполиграф. 527 с.

11. Ельчанинов А.И. (2019). По Великому Шелковому пути – Ледовому Шелковому пути – дороге мира и экономического сотрудничества // Культурологический журнал. № 3 (37). С. 3.

12. Зоидов К.Х., Медков А.А. (2021а). Проблемы эволюции транзитных систем и сопряжения инфраструктурных проектов формирования Большого Евразийского партнерства // Экономика и математические методы. Т. 57. № 2. С. 64–72.

13. Зоидов К.Х., Медков А.А. (2021б). Китайская инициатива «пояс и путь» — основа эволюционного развития и сопряжения инфраструктурно-интеграционных проектов на пространстве Большой Евразии (обзор научных подходов). Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. М.: ИПР РАН. 146 с.

14. Иноземцева Е.И. (2015). Международная транзитная торговля — важный фактор межконфессиональной и межнациональной толерантности в средневековом Дербенте // Вестник Института истории, археологии и этнографии. № 1 (41). С. 33–40.

15. Исомитдинов Ж.Б. (2019). Согдийцы — колонизаторы на трассе Великого Шелкового пути // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. № 3 (60). С. 19–25.

16. Косов Ю.В., Шматко А.Д. (2016). Исследование китайского проекта создания Экономического пояса Шелкового пути // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. № 1 (19). С. 35–39.

17. Кроули Р. (2015). Венецианская республика. Расцвет и упадок великой морской империи. 1000–1503. Пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: ЗАО Издательство Центр-полиграф.

18. Латов Ю.В. (2010). Великий Шелковый путь — пролог мировой экономики и глобализации (к 2130-летию его «открытия») // Историко-экономические исследования. Т. 11. № 1. С. 123–140.

19. Международные отношения в Центральной Азии: события и документы: Учеб. пособие для студентов вузов (2014). А.Д. Богатуров, А.С. Дундич, В.Г. Коргун и др. А.Д. Богадуров (отв. ред.). 2-е изд. М.: Издательство «Аспект Пресс». 560 с.

20. Мотовиц Т.Г., Пенькова А.С. (2018). «Великий Шёлковый путь» — средство расширения и углубления регионального сотрудничества. В сб.: Актуальные вопросы юридической науки и практики. Материалы III Международной научно-практической конференции. С. 12–15.

21. Омуралиев Ж., Осмоналиев К.М. (2014). Ренессанс Великого Шелкового пути: принципы сотрудничества и дипломатии // Вестник Дипломатической академии Министерства иностранных дел Кыргызской республики им. Казы Дикамбаева. № 4. С. 189–195.

22. Пак Е.В. (2018). Государственно-частное партнёрство как инструмент построения транзитной экономики ЕАЭС: пример России и стран Центральной Азии // Вестник МГИМО-Университета. № 5 (62). С. 174–183. DOI: 10.24833/2071-8160-2018-5-62-174-183

23. Пак Е.В. (2020). Перспективы реализации транзитного потенциала РФ и Казахстана // Мировая экономика и международные отношения. Т. 64. № 11. С. 132–138. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-11-132-138

24. Пак Е.В. (2021). Участие КНР в инфраструктурном строительстве на территории России и Казахстана. Инициатива «Один пояс, один путь» // Российский внешнеэкономический вестник. № 1. С. 93–125. DOI: 10.24411/2072-8042-2021-1-93-105

25. Пейн Л. (2017). Море и цивилизация. Мировая история в свете развития мореходства. Пер. с англ. И.В. Майгуровой. М.: АСТ.

26. Семенова Н.К. (2018). Евразийская транспортная интеграция: начало пути. В сб.: «Управление развитием крупномасштабных систем mlsd'2018. Труды Одиннадцатой международной конференции». В 3 т. Под общей редакцией С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна. С. 232–239.

27. Трубецкой Н.С. (2019). Евразийство: избранное: монография. М.: ИНФРА-М. 358 с.

28. Тугужекова В.Н. (2018). Роль Шелкового пути в распространении религии в Южной Сибири. В сб.: Исламский фактор в интеграционных процессах Великого Шелкового пути. Материалы II Международной научно-богословской конференции «Духовный Шелковый путь. Созидание. Интеграция». Сер. «Духовный Шелковый путь». С. 170–179.

29. Фауст К. (2019). Великий торговый путь от Петербурга до Пекина. История российско-китайских отношений в ХVIII—ХIХ веках. Пер. с англ. С.А. Белоусова. М.: ЗАО Центрполиграф.

30. Франкопан П. (2018). Шелковый путь. Пер. с англ. Ю.В. Шаршуковой. М.: Издательство «Э». 688 с.

31. Хансен В. (2014). Великий шелковый путь. Портовые маршруты через Среднюю Азию. Китай–Согдиана–Персия–Левант. Пер. с англ. С.А. Белоусова. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф. 477 с.

32. Чжун Ц. (2018). «Один пояс – один путь» как новая форма диалога между Китаем и цивилизациями // Ярославский педагогический вестник. № 1. С. 239–243.

33. Шпулер Б. (2017). Золотая Орда. Монголы на Руси. 1223–1502. Пер. с нем. С.Ю. Чупрова. М.: ЗАО Центрполиграф. 415 с.

34. Элеманова Р.Т. (2016). История Великого Шелкового пути на территории Кыргызстана // Дневник Алтайской школы политических исследований. № 32. С. 334–336.

35. Lissovolik Y.D., Pak E.V., Zhang H. (2021). Economic framework for Eurasian integration: Theory and practice. In: The economic dimension of Eurasian integration. N.A. Piskulova (ed.). Cham: Palgrave Macmillan. DOI: 10.1007/978-3-030-59886-0_1

36. Pak E.V. (2021). Transport and Logistics in the EAEU. In: The economic dimension of Eurasian integration. N.A. Piskulova (ed.). Cham: Palgrave Macmillan. DOI: 0.1007/978-3-030-59886-0_6

Система Orphus

Загрузка...
Вверх