Оценка эффективности внедрения бесконтактной оплаты в общественном транспорте для борьбы с теневой экономикой

 
Код статьиS042473880016416-6-1
DOI10.31857/S042473880016416-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: НИУ “Высшая школа экономики”
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаЭкономика и математические методы
ВыпускТом 57 Номер 3
Страницы86-96
Аннотация

 

В статье рассматривается теневая экономика в сфере пассажирского автомобильного транспорта в регионах России. Цель работы — оценить влияние системы безналичной оплаты проезда на теневую экономику. Научная новизна статьи состоит в оценке эффективности системы оплаты проезда по банковской и/или транспортной карте как инструмента борьбы с сокрытием доходов транспортными организациями через сокрытие данных о пассажиропотоке в регионах России. Мы используем метод эконометрического анализа панельных данных за период 2015–2018 гг., где зависимой переменной выступает число перевезенных пассажиров. Независимые переменные модели: цена проезда, численность населения, число автобусов, доходы населения и другие параметры, которые отражают наличие или отсутствие скидки при оплате проезда по банковской или транспортной карте в регионах России. Построенная эконометрическая модель учитывает автокорреляцию и гетероскедастичность случайной ошибки в регрессии, а также эндогенность переменной «цена проезда». Было выявлено, что отсутствие скидки по банковской карте и наличие скидки по транспортной карте приводят к росту числа пассажиров. Скидка на проезд по банковской карте не приводит к росту числа пассажиров. На конец 2018 г. система безналичной оплаты проезда получила большее распространение в муниципальном транспорте по сравнению с коммерческим транспортом.

 

Ключевые словатеневая экономика, банковская карта, транспортная карта, скрытая выручка, транспорт, маршрутки, безналичная система, оплата проезда, регионы, Россия
Получено15.09.2021
Дата публикации22.09.2021
Кол-во символов24510
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

1. ВВЕДЕНИЕ

2 По мнению мэра Омска Оксаны Фадиной1, система безналичной оплаты проезда сделает работу транспортных организаций максимальной прозрачной. По данным главы города, в 2017 г. муниципальные транспортные организации перевезли 70 млн пассажиров и перечислили в бюджет 300 млн руб., а частные транспортные организации — 39 млн руб. при перевозке 70 млн пассажиров. Эти цифры свидетельствует о том, что налоговые поступления были бы значительно больше, если бы частные транспортные организации показывали весь объем полученных доходов. 1. >>>>
3 Бывший директор МУП «ГПТ» г. Белгорода Владимир Щербаков2 утверждает: «Сокрытие доходов водителями является очень важной проблемой». Стоит сказать, что МУП «ГПТ» в мае 2019 г. признан банкротом. 2. >>>>
4 Поэтому поиск эффективных инструментов для обеспечения прозрачности транспортной деятельности обуславливает актуальность проводимого исследования. Под эффективностью мы понимаем рост числа зарегистрированных пассажиров при внедрении системы безналичной оплаты проезда.
5 Автор определяет систему безналичной оплаты проезда как электронное устройство, используемое для считывания проездных билетов или списания оплаты у пассажира в общественном транспорте через бесконтактные или контактные электронные карты, брелки, телефоны и другие носители.
6 В работе (Уваров, 2020) автор доказал, что внедрение системы безналичной оплаты проезда приводит к увеличению числа пассажиров, снижению размера теневых доходов и росту налоговых поступлений в бюджет государства. Исследований определения эффективности системы безналичной оплаты проезда по банковской и транспортной карте для борьбы с теневой экономикой отсутствуют. Этот факт свидетельствует об актуальности нашей темы.
7 Цель данной работы — оценить эффективность системы оплаты проезда банковскими (дебетовыми, кредитными) и транспортными картами как инструмента борьбы с теневой экономикой в сфере автопассажирских перевозок в регионах Российской Федерации за период 2015–2018 гг.
8 Объект исследования — теневая экономика России; предмет — сфера услуг пассажирского автомобильного транспорта. Научная новизна состоит в получении количественных оценок эффективности от внедрения безналичной системы оплаты проезда по банковской и транспортной картам как инструмента борьбы с сокрытием реального числа перевозимых пассажиров и дохода транспортными организациями.
9 Автор исследует муниципальные маршруты регулярных перевозок: город и пригород (в рамках муниципалитета с транспортным сообщением до 50 км). Принимаются в расчет как регулируемые, так и нерегулируемые маршруты, а также муниципальные и коммерческие автобусы (любой категории вместимости и длины) на территории России.
10 В работе используются данные, полученные автором из официальных обращений в 2019 и 2020 г., в администрации городов и районов в регионах России, а также из открытых источников информации, в том числе данные о введении в эксплуатацию и о предоставлении скидок для пассажиров.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 515

Оценка читателей: голосов 0

1. Ефтимица К., Кант С. (2011). Городские пассажирские перевозки маршрутными такси на современном этапе. Режим доступа: http://repository.utm.md/bitstream/handle/5014/7820/Conf_TIEM_2011_pg94_96.pdf

2. Куницын Д.В., Синицына Е.С. (2003). Налогообложение автотранспортных предприятий // Сибирская финансовая школа. Налоги. № 1. С. 71–77. Режим доступа: http://journal.safbd.ru/sites/default/files/articles/safbd-2003-1_71-77.pdf

3. Мироседи С.А., Архангельская В.Д. (2018). Факторы, влияющие на эффективность автотранспортных перевозок пассажиров // Экономика и бизнес: теория и практика. № 5 (1). С. 151–158. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-effektivnost-avtotransportnyh-perevozok-passazhirov

4. Митуневич В.В. (2017). Негативное воздействие маршрутных такси на рынок городских пассажирских перевозок // Актуальные проблемы теории и практики управления. Сб. научн. статей VII Международной научно-практической конференции. Курск: АО «Университетская книга». С. 125–128. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_31743729_78563973.pdf

5. Пономарева М.С. (2015). Исследование налоговой нагрузки автотранспортных предприятий, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки в пригородном и междугородном сообщениях (ч. 2) // Евразийский союз ученых. № 4 (13). С. 146–149. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-nalogovoy-nagruzki-avtotransportnyh-predpriyatiy-osuschestvlyayuschih-regulyarnye-passazhirskie-perevozki-v

6. Суслина А.Л., Леухин Р.С. (2016). Борьба с теневой экономикой в России: частные аспекты общих проблем // Финансовый журнал. № 6 (34). С. 46–61. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/borba-s-tenevoy-ekonomikoy-v-rossii-chastnye-aspekty-obschih-problem

7. Уваров Е.А. (2020). Масштабы теневой экономики в сфере городских и пригородных пассажирских перевозок в регионах России // Пространственная экономика. № 2. С. 124–141. DOI: 10.14530/se.2020.2.124-141

8. Чернов С.Б. (2015). Совершенствование государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике // Россия: тенденции и перспективы развития. № 10 (3). С. 16–18. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-gosudarstvennoy-politiki-protivodeystviya-korruptsii-i-tenevoy-ekonomike

9. Шмарин А.А. (2018). Об особенностях формирования доходов и расходов транспортных организаций, осуществляющих пассажирские перевозки // Экономика и бизнес: теория и практика, № 9. С. 221–224. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osobennostyah-formirovaniya-dohodov-i-rashodov-transportnyh-organizatsiy-osuschestvlyayuschih-passazhirskie-perevozki

10. Albalate D., Bel G. (2010). What shapes local public transportation in Europe? Economics, mobility, institutions and geography. Transportation Research. Part E, 46, 775–790. Available at: http://www.ub.edu/graap/albalate_bel_TRPE.pdf

11. Cihat P. (2012). The demand determinants for urban public transport services: A review of the literature. Journal of Applied Sciences, 12, 1211–1231. Available at: https://scialert.net/fulltextmobile/?doi=jas.2012.1211.1231

12. Kuchciak I. (2013). E-money and electronic payments as a way of reducing the shadow economy. Changes in Social and Business Environment, 5, 55–62. Available at: https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=531457

13. O’Brien R.M. (2007). A caution regarding rules of thumb for variance inflation factors. Quality & Quantity, 41, 673–690. DOI: 10.1007/s11135-006-9018-6

14. Park H.M. (2011). Practical guides to panel data modeling: A step-by-step analysis using stata. Tutorial Working Paper. Graduate School of International Relations, International University of Japan. Available at: https://www.iuj.ac.jp/faculty/kucc625/method/panel/panel_iuj.pdf

15. Paulley N., Balcombe R., Mackett R. et al. (2006). The demand for public transport: The effects of fares, quality of service, income and car ownership. Transport Policy, 13 (4), 295–306. ISSN: 0967-070X. Available at: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2005.12.004

16. White P. (2001). Public transport: Its planning, management and operation. Ch. 7. London: Spon. Available at: http://dl.iranmohandes.com/ebook/civil-architecture/4/public%20transport%20its%20planning,%20management%20and%20operation.iranmohande4s.com.pdf

Система Orphus

Загрузка...
Вверх