Региональные особенности развития особых экономических зон. На примере стран латиноамериканского региона

 
Код статьиS0044748X0012430-2-1
DOI10.31857/S0044748X0012430-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 3
Страницы33-54
Аннотация

Экономическая деятельность многих современных государств связана с созданием и функционированием особых экономических зон (ОЭЗ). Они рассматриваются в качестве таких эффективных инструментов развития национальной экономики, как создание рабочих мест, рост экспорта, привлечение иностранных инвестиций, передача технологий и кадровая политика. ОЭЗ в латиноамериканском регионе имеют более чем вековую историю развития, но именно в 2000-х годах произошли заметные изменения их роли в экономиках отдельных государств. В статье выявляются особенности создания и функционирования ОЭЗ в Латинской Америке, а также определяются ключевые направления трансформации экономик некоторых стран региона с целью привлечения иностранных инвестиций в ОЭЗ.

Ключевые словаособые экономические зоны, Латинская Америка, свободные точки, «якорные» компании, инвестиции в ОЭЗ
Получено29.09.2020
Дата публикации04.03.2021
Кол-во символов48711
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Особые экономические зоны (ОЭЗ) считаются высокоэффективным инструментом для создания рабочих мест, роста экспорта, привлечения иностранных инвестиций, передачи технологий и развития кадров [1]. Например, занятость в свободных индустриальных зонах Доминиканской Республики выросла с 500 человек в 1970 г. [2] до почти 200 тыс. человек сегодня. В Китае в последние годы на ОЭЗ приходилось около 22% национального ВВП, 46% прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и колоссальные 60% экспорта, при этом создавалось более 30 млн рабочих мест [3]. Дубай привлек более 2000 предприятий, в основном с иностранным капиталом, здесь находится около 24 ОЭЗ, в том числе широко известный Dubai Media City [3, 4].
2 Основные цели данной статьи — провести систематизацию особых экономических зон в Латинской Америке, выявить их национальные особенности и определить, где они развиты лучше всего. Исследование основывается на общенаучной методологии, а базой для его проведения являются статистические данные по числу ОЭЗ в мире и странах латиноамериканского региона, а также национальные документы и сведения, систематизирующие страновые данные о работе ОЭЗ, аналитические материалы международных организаций, контролирующие работу зон в мире. Авторами были изучены публикации Всемирного банка, ЮНКТАД, поскольку это — одни из немногих источников с наибольшим количеством доступных рабочих документов и специализированных отчетов, относящихся к экономическим зонам по всему миру. Для достижения целей данного исследования был также проведен обзор релевантной отечественной и зарубежной литературы, в основном за 2015—2020 гг.
3 Степень научной проработанности заявленной темы в настоящее время представляется недостаточной. В отечественной литературе вопрос изучен слабо. Несмотря на то, что первые исследования российских ученых по этой теме появились еще в конце 1990-х годов [5], в настоящее время нам удалось найти лишь незначительное число работ, где анализируются отдельные аспекты развития ОЭЗ в латиноамериканском регионе [6-10]. Особый интерес представляют труды российского автора, доцента СПбГУ А.Г.Коваль [7, 8, 10], в которых проведено исследование общих проблем функционирования ОЭЗ, а также рассмотрены ключевые задачи экономического развития, для осуществления которых ОЭЗ создавались в странах — членах BRICS. Профессор А.Х.Хакимов [6] обобщил международные аспекты применения эффективных институциональных форм реализации инвестиционных процессов на примере функционирования ОЭЗ США, Китая и Мексики. Вместе с тем российским авторам не удалось найти актуальной информации о специфике функционирования ОЭЗ не только в крупнейших странах латиноамериканского региона, но и в небольших государствах, где опыт создания ОЭЗ является порой более успешным, чем в ведущих странах.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 116

Оценка читателей: голосов 0

1. Job creation made easy: The Colombia, Panama, a. South Korea free trade agreements: Hearing before the Comm. on foreign affairs, House of representatives, 112th Congr., 1st sess., Sept. 23, 2011. Washington: Gov. print. off., 2011. – III, 68 p.

2. Kaplinsky, R. Export Processing Zones in the Dominican Republic: Transforming manufactures into commodities. World Development, (1993), vol.21 (11), pp. 1851-1865.

3. UNCTAD. World Investment Report 2019: Special Economic Zones. New York and Geneva: United Nations. 2020, 220 p.

4. FIAS (Foreign Investment Advisory Service). Special Economic Zones: Performance, Lessons Learned, and Implications for Zone Development. Washington, DC: FIAS. 2008, 72 p.

5. Сизоненко А.И.Свободные экономические зоны в Латинской Америке. М.: ИЛА РАН, 1996, 82 c. [Sizonenko A.I. Svobodnyye ekonomicheskiye zony v Latinskoy Amerike [Free economic zones in Latin America]. Moscow, ILARAN, 1996, 82 p. (in Russ).

6. Хакимов А.Х. Особые Экономические Зоны: Международные аспекты функционирования. Экономика и управление, 2016, № 11 (133), сс. 38-42.

7. Андреева М.Ю., Артемьев А.А., Баринов А.Я., и др. Особые экономические зоны. Теоретико-методологические аспекты развития / Монография для магистрантов, обучающихся по программам направлений «экономика», «государственный аудит» и «финансы и кредит» - Москва, ЮНИТИ-Дана, 2017, Книга 1, 101 с.

8. Адигамова Ф.Ф., Андреева М.Ю., Баландина А.С., и др. Особые экономические зоны. Зарубежный и отечественный опыт. Монография для магистрантов, обучающихся по программам направлений «экономика», «государственный аудит» и «финансы и кредит». Москва, ЮНИТИ-дана, 2017, Книга 2, 287 с.

9. Разумовский Д.В. Конец «постлиберального» регионализма в Латинской Америке? Латинская Америка. М., 2018, № 1, с. 25-44.

10. Коваль А.Г., Трофименко О.Ю. Особые экономические зоны как фактор развития BRICS. Латинская Америка. М., 2020, № 11, сс. 20-38.

11. Almaza, I. Normativa del régimen tributario de las zonas francas en Panamá. Boletín de Informaciones Jurídicas, 2012, vol. 47, pp. 79-92.

12. Jenkins, M., G. Esquivel and F. Larrain. Export Processing Zones in Latin America. Harvard Institute for International Development, Development Discussion Paper, 1998, No. 646 (Au-gust).

13. Bolin, R.L. Impact of 57 New Export Processing Zones in MERCOSUR. Flagstaff Institute, 1995.

14. Rios, V. Mexico's Special Economic Zones: White Elephants? Available at: https://www.wilsoncenter.org/article/mexicos-special-economic-zones-white-elephants (accessed 30.06.2016).

15. Defever F., Reyes J., Riano A., Sanchez-Martin M. Special Economic Zones and WTO Compliance: Evidence from the Dominican Republic. CESifo Working Paper Series, No. 6791. Munich: Ifo Institute. 2017. Available at: https://www.cesifo.org/ DocDL/cesifo1_wp6791.pdf (accessed 20.04.2018).

16. Farole, T., Camp; Akinci, G. Special economic zones: progress, emerging challenges, and future directions. World Bank Publications. 2011, 314 p.

17. Frick S., Rodríguez-Pose A., Wong M. Toward Economically Dynamic Special Economic Zones in Emerging Countries. Economic Geography, 2019, Vol. 95(1), pp. 30–64.

18. Sigler, T.J.Panama's special economic zones: Balancing growth and development. Bulletin of Latin American Research, 2014, N 33(1), рp.1-15.

19. Zaldívar F.G., Molina E. Special economic zones and their impact on regional economic development [Zonas Económicas Especiales y su impacto sobre el desarrollo económico regional]. Problemas del Desarrollo, 2018, 49(193), pp. 11-32.

20. Brazilia Law N 3.173/57from 06.06.57 «Manaus Free Trade Zone».

21. De Almeida P.R. Latin American development trends and Brazil’s role in the region. Вестник РУДН. Серия: Международные отношения, М., 2015, № 4, pp.7-19.

22. Associação Brasileira de Zonas de Processamento de Exportação. Available at: https://www.abrazpe.org.br/index.php/abrazpe/ (accessed 15.09.2020).

23. Law 11.508/2007. Rules on the tax, exchange and administrative regimes of Export Processing Zones and other matters.

24. Castilhos G.V. A Special Economic Zone in Brazil: The Manaus Free Trade Zone. SSRN Electronic Journal, January 2016.

25. Possebom V. Free Trade Zone of Manaus: An Impact Evaluation using the Synthetic Control Method, Revista Brasileira de Economia, vol. 71 no.2 Rio de Janeiro Apr./June 2017.

26. Competitive advantages of Zonamerica. Available at: https://web.zonamerica.com/#/uruguay/por-que-zonamerica/1 (accessed 15.09.2020).

27. Mitchell J. Latin America braced for SEZ surge, FGI Intelligence, 2017, February 16.

28. UNCTAD. Enhancing the Contribution of Export Processing Zones to the Sustainable Development Goals: An Analysis of 100 EPZs and a Framework of Sustainable Economic Zones. New York and Geneva: United Nations, 2015, 35 p.

29. Moises R. Special Economic Zones: South America Lags Behind. PROSPERCSIS, 2015, December 18.

30. Regional Economies’ Report // Banco de México (January–March 2018). Available at: http://www.banxico.org.mx/dyn/publicaciones-y-prensa/reportes-sobre-las-economias-regionales/recuadros/%7B20867F6A-F174-04D0-9A04-BB846DB7EFC3%7D.pdf (accessed 01.10.2020).

31. Special Economic Zones. Not so special. The Economist, April, 4th, 2015.

32. Farole, T. Special economic zones: What have we learned? World Bank-Economic Premise, 2011, (64), pp.1-5.

33. Management models for Special Economic Zones: Draft note to the Government of Mexico. World Bank Group, 2015, 155 p.

34. Ericson A.-S.An analysis of Mexico's border industrialization program. Monthly Labor Review, Vol. 93, No. 5 (MAY 1970), pp. 33-40.

35. Thierry-Aguilera R.a, Di Marco G.b, Diaz-Santillan E.a Mexico´s logistics performance index as a sustainable indicator(Conference Paper). Proceedings of the 2016 Industrial and Systems Engineering Research Conference, ISERC 2016, 2020.

36. Menon S.N., Mitra S.K. Special Economic Zones: The Rationale. Special Economic Zones: Promise, Performance, and Pending Issues. Occasional Paper. Center for Policy Research: Delhi, 2009, No. 16.

37. Special Economic Zones for Exports in Colombia (Law 677 of 26 September 2001).

38. Foreign investment in Latin America expected to halve in 2020. UNCTAD. World Investment Report 2020: International Production Beyond the Pandemiс. New York and Geneva: United Nations, 2020, 285 р.

39. Jenkins M. Economic and social effects of export processing zones in Costa Rica. ILO: Geneva, 2005 Jan.

40. Cavalcanti L. Labor standards and social conditions in free trade zones: the case of the Manaus free trade zone. Economics: The Open-Access, Open-Assessment E-Journal, 14 (2020-19), рp. 1–41.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх